Карикатурная война?
Тут, правда некая крутая неувязочка с Кораном у мусульман: запрет Корана на изображения людей и животных связан с тем, что это может спровоцировать идолопоклонство. Ну, причины запрета оставим теологам... но как же быть с фотографиями в паспортах, просто фотографиями, картинами, статуями лидеров, предвыборными плакатами – и прочая, и прочая и прочая? Коран – слово Бога, и оно не может быть избирательным, это абсолютная истина, любой мулла подтвердит это. Ладно, будем считать, что запрет касается в основном религиозной тематики.
И вот какие-то кяфиры посмели оскорбить – нет, не Аллаха и не пророка Его, Мохаммеда, их невозможно оскорбить – а ВЕРУЮЩИХ в Него... И сейчас, в конце января 2006 г., невиданный всплеск негодования по данному факту во всём исламском мире. И как-то затерялась ИСТОРИЯ вопроса... дело-то было аж в сентябре прошлого года! Первые рисунки появились на страницах датской газеты Jyllands-Posten аж 30 сентября 2005 года, чтобы быть точными.
А ЧТО, ДО ЭТОГО МОМЕНТА ЗЛОСЧАСТНЫЕ КАРИКАТУРЫ НЕ ВИДЕЛ НИ ОДИН МУСУЛЬМАНИН?!
Так что же в действительности произошло? Мне кажется, именно то, РАДИ ЧЕГО ЭТО ВСЁ И ЗАТЕВАЛОСЬ.
Моё личное мнение: некрасиво, неприлично (а в наши смутные времена порой и просто опасно! Многие помнят Салмана Рушди; до сих пор скрывается) не уважать чувства верующих любой конфессии, и карикатуры на на пророка Мохаммеда отнюдь не свидетельствуют о тонком чувстве юмора у художника и редактора. Но возникают у меня несколько вопросов, ответы на которые уводят и вовсе далеко и от теологии и от журналистской этики...
1. К сожалению, в Сети не нашёл материалов, но есть основания полагать, что эти карикатуры были далеко не первыми. Однако ТАКОГО взрыва негодования не было.
2. Как-то всё очень враз, очень быстро и слишком уж организованно случилось и дальше идёт...
3. Возможно, простое совпадение – но очень уж кстати этот всплеск гнева правоверных в тот момент Израиля, когда самый умный, самый последовательный и решительный политик страны – Ариэль Шарон выбыл из политической жизни по состоянию здоровья (похоже, насовсем). И остались нерешённые им вопросы о генеральном курсе Израиля в вопросе отношений с Палестиной, особенно после победы там партии ХАМАС.
4. Опять же простое совпадение, что именно сейчас, после победы партии ХАМАС на палестинских выборах противостояние Израиль-Палестина пришло в точку бифуркации и дальнейший возможный поворот событий чреват новой локальной войной...
5. А что, и это тоже простое совпадение, что именно сейчас Иран стоит перед дилеммой – развивать ли исследования по созданию атомной бомбы, или мировое сообщество – и в первую очередь Америка – сможет реально помешать этому? А не сможет, тогда?...
6. И совсем не простое совпадение ноябрьские события в прошлом году во Франции и ряде европейских стран, когда рядовое, в общем, событие – преследование полицией двух несовершеннолетних арабских правонарушителей – переросло в мощный расово-социально-культурно-религиозный конфликт; якобы спонтанный, но с уж очень сходными сценариями!
Не многовато ли «простых совпадений»? - вот что приходит на ум, когда сводишь воедино многие факты мировой политической кухни. А там, на кухне этой, варится и пакистано-индийский конфликт – тоже с религиозной внешне причиной; там сварили в недавнем прошлом кровавую кашу «по-косовски», в результате чего не стало Югославии – и ТОЖЕ ПОД ПРЕДЛОГОМ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРИТЕСНЕНИЙ МУСУЛЬМАН- албанцев, которым Югославия в недобрый час дала приют на своей территории... Там и малозаметные (пока!), но очень острые в ближайшем будущем юго-восточные блюда индонезийского и филиппинского происхождения, где много мусульман, и всё сильнее влияние экстремистских и фундаменталистских течений в исламе.
И всё это происходит на кровавом фоне усиливающегося т. н. «исламского» терроризма...
Политики много говорят, а журналисты пишут об этом, взахлёб смакуя душераздирающие подробности конфликтов. Я не собираюсь отбивать у них хлеб, а потому детализация, факты и подробности – в прессе. Здесь хочу попытаться увидеть главные причины всего этого.
Я уже писал раньше, в других заметках, что религия – лишь повод для сокрытия глубинных, истинных причин всех этих конфликтов и противостояний. В основе всего – даже не экономика, как учили Маркс и некоторые другие до и после него, а естественный процесс развития любой системы. Общество – та же сложная система со множеством обратных связей, самоорганизующаяся определённым образом (см. «Синергетика» И Пригожина). И как фрактал повторяет сам себя в любой своей малой части, так и структура и развитие общества имеют общую основу, единую и для самой малой частицы – семьи, и для земной цивилизации в целом, и для возможной грядущей космической цивилизации(ций).
В своё время разные религии были знаменем экспансии разных общественных формаций, рас и культур. Сейчас пришло время, когда имеется ИСТОРИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ в глубоких переменах человеческого общества на планете. Слишком много накопилось вопросов, не находящих разрешения в рамках мирных структур. А значит, назрели – и соответственно, должны произойти – изменения путём немирным, силовым. Локально. Но в глобальных масштабах. Что и происходит.
Дело не в исламе как религии – дело в тех, кто решил использовать ислам как повод для силового решения противоречий в обществе. Они, эти истинные повара, не видны, они в тени – точно так, как в ресторане не видно самой кухни, а только подаваемые официантами (читай – политиками) на наш стол блюда: для меньшинства смачные, для большинства – горькие и крайне вредные для желудка... И мы ругаем официантов, благо есть за что; но в сущности, они мало тут при чём – ну, работа такая! и умение не у всех одинаковое,и ловкость. Халдей – он и есть халдей; всучить блюдо подороже, да «раскрутить» на чаевые, а то и попросту украсть у подгулявшего посетителя бумажник (приватизация по-российски).
Мир стал транснациональным. Политические границы – условность; те, кто реально решает судьбы мира, границами не стеснены. Система имеет внутренние конфликты, требующие разрешения любым путём, желательно наиболее эффективным и быстрым. В большинстве случаев этот путь всегда был, есть и будет военным. ДРУГОЕ ДЕЛО, ЧТО САМА ВОЙНА МОЖЕТ СТАТЬ ИНОЙ! Экономические войны не менее кровавы, чем «традиционные», только умирают не от пуль и снарядов, а от голода, стихийных бедствий (естественных или спровоцированных прогрессом) и т. д. Сейчас идёт ПЕРЕДЕЛ ВЛАСТИ В МИРЕ. Положение, когда меньшинство (пресловутый «золотой миллиард») может купаться в роскоши, потребляя все блага цивилизации, а более 80% населения Земли и близко не подошли к этому уровню не может быть стабильным, система должна опрокинуться. И тот факт, что средний американец или европеец завопит: «Да какая же у меня роскошь?! Вот у Билла Гейтса...» ничего не меняет в менталитете полунищего жителя «третьего мира» - афганца, пакистанца, индонезийца, североафриканца... для них этот средний американец или европеец ЖИВЁТ В РОСКОШИ, им недоступной. Да ещё и презирает (явно, или же неявно, но ощутимо) «третьестранных» граждан даже у них в гостях или как гастарбайтеров у себя дома.
Короче: не было бы ислама, нашёлся бы иной повод! Гитлеру достаточно было идеи «чистоты расы» для решения главной задачи: сплотить нацию и возродить разрушенную в результате Первой Мировой Германию. Что ему с блеском и удалось. Круто, кроваво, и с фатальным исходом – но произойди в 1941 г. под Москвой (или ДО войны, когда Сталин и Гитлер делили Европу) чуть иначе выбор точки бифуркации, История могла бы пойти совершенно другим путём.
В конечном итоге дело не в исламе, не в уме или глупости политиков, не в особенностях ментальности тех или иных рас, народов, государств. Система требует разрешения возникших в ней противоречий её собственного развития – а экономика, социология, мораль, религия, политики и иные отдельные личности и народы – ЛИШЬ ИНСТРУМЕНТ И ОБЪЕКТ требуемого сущностью системы ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Человеческий социум как СИСТЕМА выше отдельной личности или группы личностей, так же, как организм (человек, животное, растение) как система выше чем клетка или группа клеток – орган. Требования и цели системы могут значительно отличаться, а то и в корне расходиться с целями и требованиями её составных частей. Сломанная нога или раковая клетка могут стать причиной гибели организма-системы, но ампутация ноги или поражённой раком клетки, органа будучи фатальными для них самих, явятся спасением для организма-системы в целом.
Мы можем в определённой степени влиять на события, но изменить законы, управляющие развитием общества, не в состоянии. То, что сейчас происходит в мире, вызвано к жизни развитием самого мира. Ислам и исламский экстремизм в его различных формах, одной из которых является раскручиваемое нынче «возмущение мусульманского мира глумлением над святынями ислама» с кровавыми эксцессами есть лишь один из инструментов изменения состояния мира. Не было бы карикатур – НАШЁЛСЯ БЫ ДРУГОЙ ПОВОД. И сами организаторы этого возмущения – тоже лишь инструмент... осознают они это, или нет.
09.02.06
Свидетельство о публикации №106021000025