Савонарола

Флоренция гудит,
Как улей раздраженный.
Флоренция бурлит
Котлом людских страстей.
На площади - монах,
И площадь возбужденно
Внимамет речь его
Об окончаньи дней.

Он говорит: "Вы все
Погрязли в прегрешеньях!
Что нынче в моде? Плоть
И праздной лиры звон!
Языческих творцов
Поганые творенья -
Соблазны для души -
В огонь! в огонь! в огонь!"

(И кто он был - пророк
Иль просто искуситель?)
Он говорил, что Рим
Святой не так уж свят;
Что папа лицедей -
В триаре отравитель,
Что двор его - вертеп,
Где правит бал разврат...

И проповедь его -
Как той грозы раскаты;
Кругом дымы костров,
Холстов и красок вонь,
Обрывки чьих-то книг,
Осколки дивных статуй
И возгласы толпы:
В огонь! в огонь! в огонь!

И были те творцы,
Что, трепетом объяты,
Бросали в пламя то,
Что создали душой;
И женщины в костер
Свое швыряли злато,
И правил тот монах
Бушующей толпой...

Так радуйся, монах!
Не за горами время
Паденья твоего -
Таков толпы закон.
Не за горами час,
Когда людское племя
Вскричит и о тебе:
В огонь! в огонь! в огонь!


Рецензии
Все-таки удивительный был этот человек, Иероним Савонарола, не правда ли? Поражает тот факт, что конец эпохе Возрождения во Флоренции положил своими проповедями всего один единственный монах, пусть и талантливейший оратор. Но не слишком ли Вы строго его судите?
Если искусство в это время достигло поистине небывалых высот, то с нравственностью дела обстояли не столь благополучно (флорентийский гуманизм того времени имел своего рода языческий "душок"). А когда, после изгнания из Флоренции П. Медичи Савонарола оказался фактическим правителем, им был принят ряд весьма разумных экономических мер (например, он ввел 10% подоходный налог, выгнал из города ростовщиков, которые брали уж совсем запредельный процент), чтобы защитить бедные слои населения. И в често- и властолюбии его обвинить нельзя: когда римский папа предложил ему несколько "перспективных" постов, Савонарола отказался (хотя вряд ли он мог согласиться, ведь он всегда столь яростно обличал пап). И конец его был страшен - что и говорить. Действительно символично, что тело его было сожжено, как те произведения искусства.

Хотя Вы, наверняка, все это знаете. Просто жалько стало дядю...
P.S. А в 5 строфе, это Вы про Ботичелли, да? (хотя наверняка их много таких было...)

Честно, восхищена! Я так писать не умею. Вы, наверное, даже самые сухие материи сумеете "оживить".

Сангацу-Но Амэ   16.03.2006 09:13     Заявить о нарушении
Насчет Савонаролы Вы конечно же правы: личность неординарная, яркая и трагическая. И я лишь попытался показать трагедию этого человека. Сильный, безусловно неглупый (впрочем, сомневаюсь, что у него не было советников...), и в то же время "проморгавший" собственный конец... С папой римским он бы не спелся, это точно - старший Борджиа не мог бы ужиться с таким "подчиненным":) Насчет его конца - каждому свое.

В 5 строфе - конечно про Сандро:) Хотя опять же таки согласен с Вами - это был не поступок, а тенденция!

А что до оживления сухих материй - Вы мне откровенно льстите:) Но приятно, не скрою...

Дмитрий Знаменский   16.03.2006 17:50   Заявить о нарушении
И вовсе это не лесть, а сухая констатация факта. Возмутительно! Стоит только что-то сказать от всего сердца - как меня сразу обвиняют в лести. Вот и от вашего зама мне тоже частенько приходится выслушивать :"Сударыня, ваша грубая лесть не поможет... пива я вам больше не дам!" (Шучу-шучу, разумеется).

Сангацу-Но Амэ   17.03.2006 10:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.