Хорей
С той поры прошло достаточно времени, чтобы смело говорить о применимости обоих метров. Но вот какая деталь – ямб гораздо чаще используется, чем хорей. Им написано большинство русских стихотворений в XIX веке, да и ныне – этот метр лидирует. Понятно, что Тредиаковский был неправ. Но до какой степени? Если углубиться в этот вопрос, нам предстоит много неожиданного.
На самом деле, хорей, наряду с пэоном III и акцентным стихом, имеет древнейшую историю в русской поэзии. Многие былины написаны именно хореем. Он же встречается и в древнерусских духовных стихах. Больше того, народная поэзия, уже после становления русской книжной поэзии, продолжала отдавать предпочтение хорею. Что же такое хорей?
Это двусложник, основная стопа которого начинается с ударного слога, а завершается безударным. Это метр, сильные места которого приходятся на нечетные слоги, начиная с первого. Как и в ямбе, помимо собственно хореических стоп, в составе стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб.
Размеры хорея очень разнообразны. Вот трехстопный хорей:
«Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)
Или так:
«Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза» (Бунин)
Стихотворение Бунина, откуда взят этот отрывок, называется «Песня». Хорей очень подходит для песенного жанра, и им написано множество русских песен, в том числе и общеизвестная: «Ой, цветёт калина В поле у ручья». Кстати, тоже трехстопный хорей.
Четырехстопный хорей – размер русской частушки. Сколько этих частушек сочинено, про то один Бог ведает, а нам не сосчитать. Но, кроме частушек, этим размером написаны многие хрестоматийные стихотворения:
«Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна» (Пушкин)
Четырехстопный и пятистопный хорей широко распространены в русской поэзии, встречаясь чаще всего в народных стихах, реже – в стихах литературных, книжных. Эти размеры непросты из-за того, что очень часто использовались в народной поэзии и потому очень сильно тяготеют к ее темам и ритмам. Здесь удивительно владение хореем Пушкина, который мог с одинаковым успехом дать и его «книжную», как в «Бесах», так и его народную, как в «Сказке о царе Салтане» вариацию, без единой фальши.
В шестистопном хорее (как и в шестистопном ямбе) обычна цезура в середине стиха:
«У бурмистра Власа // бабушка Ненила» (Некрасов). Впрочем, встречается и нецезурированный шестистопный хорей – в народных песнях:
«Сладку водочку , да наливочку…»
Есть еще семистопный хорей. Он получил большое распространение в эпоху Серебряного века, причем известны две его разновидности – с цезурой после четвертой стопы, и бесцезурный. Пример бесцезурного семистопника – у Брюсова («Конь Блед»):
«Улица была как буря. Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый рок,
Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.»
Наконец,. опять по аналогии с ямбом, существуют неравностопные виды хорея, а также вольный хорей. Последний часто использовался Маяковским в его полиметрических композициях:
«Подступай к глазам, разлуки жижа,
Сердце мне сентиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли – Москва»
Или:
«Разворачивался и входил товарищ «Теодор
Нетте».
Вот таково разнообразие хорея в русской поэзии. И, думается, не в полной мере оно использовано. Все-таки не во всем был неправ Василий Тредиаковский: приверженность русской народной поэзии хорею не может быть случайна. И потому думается, когда читаешь (да и пишешь) звонкие, ударные, и столь многочисленные ямбы – а не плен ли это? И не случайно ли слово «свобОда», нейтральное семантически, звучит ямбом, а «вОля» , слово, означающее наше национальное понятие, в чем-то и противопоставленное «свободе» - хореем?...
Лаура Делла Скала
Свидетельство о публикации №106020101996
Я не видел о тебе
Снов,
И не вез меня трамвай
До кольца,
И не слышал я твоих
Слов,
И не знаю твоего
Лица.
+-+-+-+
+
+-+-+-+
+-+
+-+-+-+
+
+-+-+-+-+
Но так, даже в самом жестком плену размера, его не прочитает никакой поэт. Более естественно он читается следующим образом:
--+---+**+
--+---+--+
--+---+**+
--+---+-*+
А это смотрится уже как сочетание трех- и четырехсложного размеров. Звездочки здесь обозначают либо некие паузы перед ударными слогами, либо протяженные, повторенные конечные гласные, как это часто бывает в песне. Так, в первой строчке: "Я не видел о тебе-е-е Снов".
Но можно все упростить до анапеста:
--+-
--+**+
--+-
--+--+
--+-
--+**+
--+-
--+**+
И еще могу предложить вариантов. Вот так. Есть стих, а разложить его по размерам можно разными способами.
Вообще, всякая наука - некий формализм, попытка уложить Неповторимую Естественность в упрощенную, но стройную схему - закон. А Природа просто живет, как и Язык. Но законы существуют. И они, наверное, тоже развиваются, живут, изменяются. А всякие отклонения и исключения, двойные толкования не есть нарушения законов, а есть лишь дополнения к тем формам законов, в которых они сформулированы и поняты.
Отвлеченный курьезный пример о законах языка. Один ученик моей знакомой написал "Машинька" и объяснил это известным правилом про "жи-ши".
Лера Фински 08.02.2006 14:06 Заявить о нарушении
Важный момент при анализе стихотворных размеров - правильное понимание того, где на самом деле стоят ударения, и существуют ли они там вооще.
Нас не учили в школе, что ударение - необязательный атрибут слова. На самом же деле, можно говорить об ударении в конкретном слове, лишь взяв это слово отдельно, вне контекста речи. В предложении, живой речи ударения во многих словах уже отсутствуют. Так, не было бы проблем с тем, как писать "ни" или "не", "па" или "по", если бы в нашей речи предлоги и приставки произносились бы с ударением.
Чаще всего ударения оказываются лишенными слова, состоящие из одного слога (а это не только частицы и предлоги). Их отбирают более длинные слова, перед которыми стоят эти самые "односложники". Отсюда известные проблемы с частицей "не", например, - и какая гласная, и слитно ли писать. Отбираются ударения не только у одного предшествующего короткого слова, но даже у нескольких подряд.
Длинные (многосложные) слова, конечно, без ударения никогда не произносятся. Но для двухсложных могу привести примеры: не было, из лесу. Здесь односложные частица и предлог отобрали ударение у более длинного слова.
А бывает ли в слове два ударения? Судите сами.
Как на Машины
Именины
Испекли мы каравай.
+-+--
+-+-
+-+-+-+
Поется обычно "хорейно", в мажоре. Однако можно и минорно анапестом:
--+--
--+-
--+-
--+
Понимаю, понимаю. Будучи менее, чем двустопными, стихотворные размеры не несут полноценного ритмического рисунка. И еще, что касается ударений, есть понятие сильное и слабое.
Лера Фински 08.02.2006 14:09 Заявить о нарушении
Лаура Делла Скала 08.02.2006 15:36 Заявить о нарушении
Лаура Делла Скала 08.02.2006 15:36 Заявить о нарушении
Я уйду, когда сожгу керосин,
Когда больше уж любить не смогу
И увижу голубой апельсин,
Голубой, на ярко рыжем снегу.
--+- --+- -+
--+- --+- -+
Вполне пеон с ямбом.
А можно и так:
--+ ---+ --+
--+ ---+ --+
Тогда анапест-пеон-анапест.
Ну а условность законов распространяется и на естественную сферу, прочувствовал это говорю как "естественник".
Лера Фински 08.02.2006 16:57 Заявить о нарушении
А я напал на очень интересную тему...
На страничке "Еже писах - писах" один из завсегдатаев обращает моё внимание на "мистические" совпадения тематик и, тут же - случай налицо. Запланировано - после посещения школы имени Лауры идти туда объясняться по поводу - почему у меня в одном предложении стоит ...не...не...ни... вместо ...не...ни...ни...
(Лаура, если интересно - это тот шуточный сонет про Микельанжело). И объяснение моё будет очень близко к приведенным здесь рассуждениям. А две недели тому как - объяснялся насчет соотнесения размера, ритма и мотива... как мог. Объясниться не сумел - зато там ныне в моде предлагать мотивы общеизвестных песен к предложенным стихам.
Лаура, Лера - удачи! Здесь интересно.
Объясниться не вполне удалось
Никола 08.02.2006 23:03 Заявить о нарушении
Лаура Делла Скала 09.02.2006 10:40 Заявить о нарушении