49 Ну что ты смотришь обаяньем...

Ну что ты смотришь обаяньем,
Зачем обманывать меня,
Ты сладко смотришь не любя,
Влюбляющим изваяньем.


Рецензии
Напомнило стихотворение, написанное кажется Чичикову, одной из, кажется, уездных барышень.

Там тоже 3 строки были написаны одним размером, а четвертая - как экскаватор на празднике велоторпедистов.


:)))

Афоризмотолог   07.02.2006 22:23     Заявить о нарушении
Вне всякого сомнения, вызывает интерес периодические комментарии Афоризмотолога к моим афоризмам. До этого рецензент иногда ограничивался краткими комментариями “Не афо” (Рецензия на "Ах, эти трещины на льдине..." Не афо, Рецензия на "11 - Заиграя в житейских разлуках -" I - XI - не афо).
Причем, что такое “афо” с его точки зрения поместил на собственной страничке.
Похвальное сподвижничество.
На подобные комментарии (типа “не афо”) не возможно дать логического ответа, поскольку они не имеют содержательной части и несут лишь аксиологический оценочный характер.

Последняя же рецензия имела развернутый характер. Было даже проведено сравнение с литературным источником. Для того, чтобы вести диспут с уважаемым рецензентом в полном объеме я привожу упомянутое четверостишие Гоголя из 8-ой главы “Мертвых Душ” (в контексте произведения).

Затем писавшая упоминала, что омочает слезами строки нежной
матери, которая, протекло двадцать пять лет, как уже не существует на свете;
приглашали Чичикова в пустыню, оставить навсегда город, где люди в душных
оградах не пользуются воздухом; окончание письма отзывалось даже решительным
отчаяньем и заключалось такими стихами:
Две горлицы покажут
Тебе мой хладный прах.
Воркуя томно, скажут,
Что она умерла во слезах.
В последней строке не было размера, но это, впрочем, ничего: письмо
было написано в духе тогдашнего времени. Никакой подписи тоже не было: ни
имени, ни фамилии, ни даже месяца и числа. В postscriptum было только
прибавлено, что его собственное сердце должно отгадать писавшую и что на
бале у губернатора, имеющем быть завтра, будет присутствовать сам оригинал.
Это очень его заинтересовало. В анониме было так много заманчивого и
подстрекающего любопытство, что он перечел и в другой и в третий раз письмо
и наконец сказал: "Любопытно бы, однако ж, знать, кто бы такая была
писавшая!"

Ритмический рисунок у Гоголя:

3-х стопный ямб,
3-х стопный ямб,
3-х стопный ямб
3-х стопный анапест.

Конечно, в русской поэзии встречаются самые смелые эксперименты со стихотворным размером. Двух и трех стопные размеры комбинировались и сливались в поэзии Серебряного века. Мне нравятся дольники Цветаевой. Неожиданны комбинации у Хлебникова. Интересны логаэды. Однако, когда это делается бесталанно и непрофессионально, появляется жуткий диссонанс. Его мы называем обычным сбоем размера. Делается это довольно часто начинающими авторами, которые просто не могут подобрать рифму или уложить смысл в ритмический рисунок. Гоголь довольно наглядно показал типичный сбой.

“Сбои” в руках мастера являются средством выразительности, позволяющие выйти за структурные языковые рамки, в том числе фонетические. Позволяют приблизить поэзию к разговорной речи, если это требуется автору. Это известно всем и вся, однако, к сожалению, вызывает странное недоумение афоризмотолога. Хотелось бы, конечно, посоветовать последнему заниматься разработкой концепции афоризмов только, но и с должным вниманием относится к произведениям классикм.

Марина Цветаева, “Поэма конца”, 6-ая глава.

Забыла! Среди копилок
Живых (коммерсантов - тож)
Белокурый сверкнул затылок:
Маис, кукуруза, рожь!


3-х стопный ямб,
3-х стопный ямб,
3-х стопный анапест, усеченный на последней стопе
3-х стопный анапест.
Красиво получилось у Цветаевой со “сбоем”? – Безусловно.

Но, возможно, афоризмотолог назвал бы и “экскаватором на празднике велоторпедистов” и четвертую строфу у Блока?!

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.

2-х стопный хорей,
2-х стопный хорей,
2-х стопный хорей,
3-х стопный анапест

Теперь – несколько комментариев по поводу объекта рецензии.

Ну что ты смотришь обаяньем,
Зачем обманывать меня,
Ты сладко смотришь не любя,
Влюбляющим изваяньем.

4-х стопный ямб,
4-х стопный ямб,
4-х стопный ямб
2-х стопный ямб + 1-ый анапест

1 2 3 4
бу бу бу бу
бу бу бу бу
бу бу бу бу
бу бу ббуб

где б-безударный слог, у - ударный

Поскольку фонетический рисунок начала 4-ой строфы (Влюбляя) во многом повторяет конец 3-ей (любя), интересно поставить очень сильный пиррихий на вторую стопу. Если обезударить слог в ожидаемой третей стопе, шипящая “щ” так далеко становится от ударных слогов, что не портит фонетику вообще. А главное, пиррихий на слоге “щий” поваляет почувствовать нарастающий гул анапеста для слога “янь”.
Поэтому я не в коей мере не рассматриваю 4-ую стопу как некачественный сбой. Более того “экскаватор на празднике велоторпедистов” – этот эпитет афоризмотолога в чем-то даже отражает идею изменения размера. Необходимо вывернуться наизнанку, выплеснуться, чтобы сказать этот афоризм, последняя фраза – его квинтэссенция, она выстреливает, потому что уже не хватает быстроты четырехстопного ямба.

Александр Жгун   09.02.2006 20:37   Заявить о нарушении
Силееееен!!!!

Афоризмотолог   10.02.2006 23:02   Заявить о нарушении
УВАЖАЮ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Афоризмотолог   10.02.2006 23:03   Заявить о нарушении