49 Ну что ты смотришь обаяньем...
Зачем обманывать меня,
Ты сладко смотришь не любя,
Влюбляющим изваяньем.
Свидетельство о публикации №106020101946
Там тоже 3 строки были написаны одним размером, а четвертая - как экскаватор на празднике велоторпедистов.
:)))
Афоризмотолог 07.02.2006 22:23 Заявить о нарушении
Причем, что такое “афо” с его точки зрения поместил на собственной страничке.
Похвальное сподвижничество.
На подобные комментарии (типа “не афо”) не возможно дать логического ответа, поскольку они не имеют содержательной части и несут лишь аксиологический оценочный характер.
Последняя же рецензия имела развернутый характер. Было даже проведено сравнение с литературным источником. Для того, чтобы вести диспут с уважаемым рецензентом в полном объеме я привожу упомянутое четверостишие Гоголя из 8-ой главы “Мертвых Душ” (в контексте произведения).
Затем писавшая упоминала, что омочает слезами строки нежной
матери, которая, протекло двадцать пять лет, как уже не существует на свете;
приглашали Чичикова в пустыню, оставить навсегда город, где люди в душных
оградах не пользуются воздухом; окончание письма отзывалось даже решительным
отчаяньем и заключалось такими стихами:
Две горлицы покажут
Тебе мой хладный прах.
Воркуя томно, скажут,
Что она умерла во слезах.
В последней строке не было размера, но это, впрочем, ничего: письмо
было написано в духе тогдашнего времени. Никакой подписи тоже не было: ни
имени, ни фамилии, ни даже месяца и числа. В postscriptum было только
прибавлено, что его собственное сердце должно отгадать писавшую и что на
бале у губернатора, имеющем быть завтра, будет присутствовать сам оригинал.
Это очень его заинтересовало. В анониме было так много заманчивого и
подстрекающего любопытство, что он перечел и в другой и в третий раз письмо
и наконец сказал: "Любопытно бы, однако ж, знать, кто бы такая была
писавшая!"
Ритмический рисунок у Гоголя:
3-х стопный ямб,
3-х стопный ямб,
3-х стопный ямб
3-х стопный анапест.
Конечно, в русской поэзии встречаются самые смелые эксперименты со стихотворным размером. Двух и трех стопные размеры комбинировались и сливались в поэзии Серебряного века. Мне нравятся дольники Цветаевой. Неожиданны комбинации у Хлебникова. Интересны логаэды. Однако, когда это делается бесталанно и непрофессионально, появляется жуткий диссонанс. Его мы называем обычным сбоем размера. Делается это довольно часто начинающими авторами, которые просто не могут подобрать рифму или уложить смысл в ритмический рисунок. Гоголь довольно наглядно показал типичный сбой.
“Сбои” в руках мастера являются средством выразительности, позволяющие выйти за структурные языковые рамки, в том числе фонетические. Позволяют приблизить поэзию к разговорной речи, если это требуется автору. Это известно всем и вся, однако, к сожалению, вызывает странное недоумение афоризмотолога. Хотелось бы, конечно, посоветовать последнему заниматься разработкой концепции афоризмов только, но и с должным вниманием относится к произведениям классикм.
Марина Цветаева, “Поэма конца”, 6-ая глава.
Забыла! Среди копилок
Живых (коммерсантов - тож)
Белокурый сверкнул затылок:
Маис, кукуруза, рожь!
3-х стопный ямб,
3-х стопный ямб,
3-х стопный анапест, усеченный на последней стопе
3-х стопный анапест.
Красиво получилось у Цветаевой со “сбоем”? – Безусловно.
Но, возможно, афоризмотолог назвал бы и “экскаватором на празднике велоторпедистов” и четвертую строфу у Блока?!
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
2-х стопный хорей,
2-х стопный хорей,
2-х стопный хорей,
3-х стопный анапест
Теперь – несколько комментариев по поводу объекта рецензии.
Ну что ты смотришь обаяньем,
Зачем обманывать меня,
Ты сладко смотришь не любя,
Влюбляющим изваяньем.
4-х стопный ямб,
4-х стопный ямб,
4-х стопный ямб
2-х стопный ямб + 1-ый анапест
1 2 3 4
бу бу бу бу
бу бу бу бу
бу бу бу бу
бу бу ббуб
где б-безударный слог, у - ударный
Поскольку фонетический рисунок начала 4-ой строфы (Влюбляя) во многом повторяет конец 3-ей (любя), интересно поставить очень сильный пиррихий на вторую стопу. Если обезударить слог в ожидаемой третей стопе, шипящая “щ” так далеко становится от ударных слогов, что не портит фонетику вообще. А главное, пиррихий на слоге “щий” поваляет почувствовать нарастающий гул анапеста для слога “янь”.
Поэтому я не в коей мере не рассматриваю 4-ую стопу как некачественный сбой. Более того “экскаватор на празднике велоторпедистов” – этот эпитет афоризмотолога в чем-то даже отражает идею изменения размера. Необходимо вывернуться наизнанку, выплеснуться, чтобы сказать этот афоризм, последняя фраза – его квинтэссенция, она выстреливает, потому что уже не хватает быстроты четырехстопного ямба.
Александр Жгун 09.02.2006 20:37 Заявить о нарушении
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Афоризмотолог 10.02.2006 23:03 Заявить о нарушении