В царстве пегаса

ВНИМАНИЕ АВТОРОВ СБОРНИКА, НАБЛЮДАТЕЛЕЙ И ЧИТАТЕЛЕЙ!

СТАТЬЯ ПО ИТОГАМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ АКЦИИ

«100 лучших стихотворений о маме»

ОТКРЫТА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ!

ИДЕТ МАСТЕР КЛАСС! ПОДКЛЮЧАЙТЕСЬ ВСЕ!



Вот и остановились на «конечной» наши разгоряченные крылатые лошадки… Там, у подножия Геликона, они, наконец, утолят жажду из святого источника и, возможно, хоть издали, но полюбуются могучим Пегасом*, подносящим Громовержцу очередной, наполненный до краев, кубок с громами и молниями**, искрящийся и переливающийся всеми красками мира, словно завораживающее взор на просторах арктических ветров и льдов*** Северное сияние… ****

______________

* Пегас – в греческой мифологии крылатый конь, который родился из туловища Горгоны Медузы, после того как Персей отсек ей голову. Взнузданный божественной уздой Афины, он помог своему всаднику – Беллерофонту -- победить Химеру, а потом выбил копытом на горе муз – Геликоне -- конский источник Иппокрену, став конем поэтов.

** На Олимпе Пегас подносил Зевсу молнии и громы.

*** Все, существующие на земле ветры, рождаются в Арктике, куда, в том числе, относится и приполярная Чукотка.

**** Северное сияние – Солнечный ветер. Чем сильнее он дует, тем заметнее становится в приполярных зонах планеты Земля. Волшебный ветер, скорость которого на космических просторах колеблется от 300 до 500 км. в секунду, рождает Полярное (Северное) сияние -- магическое, завораживающее явление…
____

Итак, благотворительная поэтическая АКЦИЯ состоялась. Чтобы понять внутреннюю архитектонику этого, мероприятия, по большей части, зиждущегося на профессиональной (авторско-редакторской) и литературно-публицистической почве, требуется обратиться к задачам, которые ставили перед собой автор Проекта, его устроители и исполнители.

Первое, что планировалось, – СОБРАТЬ вокруг этой редкой и достаточно сложной для авторского самовыражения темы, как можно большее количество современной, творчески настроенной, и ведущей активную литературную деятельность сетевой аудитории. Темы, отметим, литературно сложной во все времена: от ??? “Эвридики» до горьковской «Матери»). Это удалось совершить, прибегнув к методологии конкурсного состязания.

Второе, -- ВОВЛЕЧЬ вступившую в конкурс аудиторию в конструктивную дискуссию, предполагающую НЕ обсуждение, как уже подчеркивалось, морально-психологических качеств того или иного произведения, посвященного мамам или его автора; НЕ исключительность чьего-либо творческого статуса (профессиональная востребованность, титулованнность, признание, количество конкурсных побед и т.д. ), а сугубо литературное качество произведений; ход самого мероприятия и его психологического воздействия на автора, как носителя тонкой душевной организации, -- то есть, Поэта.

Поэтому, при условной оценке авторских работ, посвященных тематике матери и материнства речь ВООБЩЕ не шла о «плохих» или «хороших» стихах. Все произведения (как бы уже сами по себе!) были безапелляционно признаны членами группы «оценщиков» исключительными и наполненными той внутренней гармонией любви, нежности и искренности, которая только и может быть свойственна творчеству подобного рода.

Третьей из предполагаемых целей было желание устроителей ПРОВЕСТИ некий мониторинг современной сетевой поэтической среды (разумеется, с достаточно высокой долей выборочности – всего 137 участников), представители которой нацелены на создание произведений с высоким содержанием «духовных» начал, пропагандирующих ценности общечеловеческого и воспитательного порядков. В итоге, статистику такого рода удалось получить, благодаря приему «публицистического опроса», используя в качестве инструментария «Условия конкурса», по которым авторы-участники прилагали к заявке и свои данные. Способствовала решению задачи мониторинга и обширная база творческих разработок, находящихся в «параллельном» виртуальном пространстве, непосредственно на авторских страничках (причем, самых различных сетевых ресурсов), сопровожденных, как правило, еще и лентами рецензий и отзывов посетителей. Благодаря системе активных гиперссылок сайта «Стихи.ру», выполнение задач аналитического свойства стало возможным, в результате чего было получено достаточно четкое представление не только о географическом месте проживания каждого из участников, но и, отчасти, его социальном статусе, возрастной категории, приблизительной творческой востребованности в потребительской (имеется в виду читательской и профессиональной) среде.

Четвертой задачей было (используя интерактивные преимущества виртуальной среды) ОРГАНИЗОВАТЬ в рамках ведущегося конкурса открытый «мастер-класс». Планировалось провести форумы и дискуссии, направленные на возбуждение активного авторского интереса к процессу совершенствования собственных произведений, работе над ошибками, пополнение знаний из областей литературного редактирования, основ стихосложения, критического анализа, осмысление собственного и чужого творчества. Одним словом, всех (без исключения!) участников процесса ждало нелегкое испытание на толерантность, самооценку, самокритику, способность к дистанционному творческому контакту и обучению. Осуществлению этой задачи помогало уже то, что значительная часть авторских работ изначально представляла собой примеры, действительно, вдумчивой и скрупулезной работы над словом.

Именно стихи, приближенные к такому уровню и качеству, составили первый раздел стихотворного сборника «Избранные». И (хотя «совершенству нет предела») по мнению жюри (которое ни в коем случае не брало на себя роль истины в последней инстанции!) эти произведения, практически, не понудили работающую с авторами по ту сторону экрана редакторскую группу, прибегнуть к вопросам качества литературного свойства, чем и заслужили ЕДИНОГЛАСНОЕ одобрение о включении в состав данного сборника без правки. Одним словом, в раздел «Избранных» вошли лучшие из лучших (в смысле техники стихосложения, логики повествования, построения аргументационного ряда) конкурсных произведений.

***

Отметим сразу, что, предложенная в данном сборнике градация по разделам, призвана стать лишь мерилом поэтического мастерства, наиболее удачными (с точки зрения устроителей открытого «мастер-класса») ПРИМЕРАМИ: вдумчивой работы со словом; стремления к самодостаточной аргументации (раскрытию) заявленной в главном тезисе (заголовке) темы; эффективного использования накопленных участниками эксперимента (причем, с обеих сторон) знаний из области версификации (по Ломоносову: «упражнение в стихосложении»); грамотного, произвольного подбора и использования, как авторами, так и критиками, существующих методологических и литературных приемов. Одним словом, разделы (или главы) сборника – это лишь признак УСЛОВНОЙ «ступеньки» УСЛОВНОЙ победы в конкретно предложенных обстоятельствах конкретного творческого состязания.

По такому же принципу осуществлялось и порядковое расположение стихов уже внутри разделов, ориентирующееся на наиболее удачную, с точки зрения составителей, читательскую рецепцию (восприятие).

***

В раздел «Лучшие стихотворения» попали работы, наиболее соответствующие реализации большинства, из поставленных перед собой устроителями акции, задач. Именно в среде авторов этих произведений и состоялось глубокое взаимодействие всех заинтересованных сторон. В электронном, а иногда вербальном (телефонном) режиме, происходило интерактивное двухстороннее творческое обогащение. Поэты входили в непосредственный контакт с редакторами и критиками (нередко негативно ассоциирующимися с «вершителями литературных судеб» в реальной среде), а те, в свою очередь, получали живое представление не только о самом конкурсном произведении, но и об авторе, как личности; его психологическом «устройстве» и реакции; способах отстаивания собственного мнения в аргументирования авторской позиции, умении с достоинством принимать или отвергать предложения рекомендательного характера со стороны…

Я думаю, не стоит пояснять вдумчивому читателю, смысл, имеющихся в сборнике ПОДразделов: «И белостишием, и вольною строкой», «Дорогами войны», «Устами младенца», представляющие читателю работы, многие из которых вполне заслуженно можно было бы отнести в «Избранные». Общие тематические рамки этих произведений сужены до «видового» уровня. То есть, если по своему роду тема конкурса заявлена достаточно широко: «Стихи о маме», то здесь она, безусловно, входит в определенное, высокоценное по своей конкретике, суженное (зачастую еще и до уникальной сюжетности или редкости поэтической формы) тематическое русло.

Однако, без определенных перипетий с некоторыми авторами, представленными, например, в разделе «Устами младенца», пришлось работать сугубо индивидуально, хотя, и в рамках открытого виртуального режима. Так, например, лента рецензий поэта Юрия Цыганкова содержит интересный, на мой взгляд, диалог редактора, курирующего рубрику стихотворений о детях и для детей, со слегка смущенным от такого соотнесения, автором. Архивная лента рецензий дает наглядное представление, как умелое редакторское поведение способствует расширению авторского представления о том, что, значит: «будучи взрослым человеком, обладать или сохранить в себе столь необычайное качество, как способноcть с помощью воображения -- этой «машины времени» -- проникать в закрытый навсегда мир детства и оттуда вести свои поэтические "репортажи"…

Особое место в сборнике занимает раздел «Лучшие четверостишия». Умышленно не заключенные в кавычки, но приведенные здесь как цитаты (с соответствующими ссылками на авторские публикации в сети), эти фрагменты подчеркивают исключительную ЦЕННОСТЬ такого рода поэтического материала в тканях некоторых стихов, к сожалению, не прошедших в полном своем объеме, конкурсный отбор.

На примере стихотворения-четверостишия поэта Владимира Лисина «О, я прошу правительство и мафию…» (размещенного в разделе «Избранные» и признанного одной из наиболее удачных авторских работ Конкурса, благодаря своим: законченности, сбалансированности между формой и содержанием, неординарности авторского мышления и его подхода к раскрытию темы т. д.), авторам избранных в качестве примеров удачных четверостиший (взятых из их произведений), было предложено обратить особое внимание на оригинальность этой стихотворной формы (жанра?). На этом примере участники смогли порассуждать и о таких, необходимых в поэтической работе, качествах, как умении видеть большое в малом, вычленять из объемной, но где-то (возможно) недоработанной стихотворной ткани, ту неподражаемо эффектную (по уровню своего воздействия на читателя) составляющую, которая иногда может стать поэтической «ЖЕМЧУЖИНОЙ», порою способной «сказать» больше, нежели произведение более крупной, поэтической формы, например, такой, как поэма!..

***

Значительный раздел книги стихов отведен «сборнику в сборнике» (или книге в книге) -- «ДОМ» , являющимся как бы индивидуальным творческим дневником самого носителя Идеи конкурса, Автора-составителя, редактора и вашей покорной слуги, корпеющей сейчас над этой заключительной исповедью…

Столь значительный «захват» печатной площади этого совместного издания, разумеется, мог бы показаться нескромным и даже… в некотором смысле, вызывающим с моей стороны… если бы устроители (и они же ЧАСТНЫЕ финансовые владельцы и распорядители средств на производство этого сборника) не настояли на, практически, по-армейски беспрекословном подчинении выдвинутому мне требованию: сделать приложением к книге свой собственный «сборник в сборнике»! Только в этом случае устроители благотворительно Акции согласились провести Международный конкурс и собрать под обложкой одной книги всех, кому небезразлична тема о маме… Предполагалось, что это будет… хотя бы еще 100 хороших стихов.

Что делать, по вполне меценаты понятным причинам, мои спонсоры не могли «без боя» согласиться с тем, что их первоначальное и сугубо ЛИЧНОЕ предложение об адресном финансировании моих, хоть и творческих, но все же женских, прихотей приведет в тенеты этой (совершенно шальной по своим задумкам и воплощению!) идеи. Я же, как полярная лиса, учуяв их мужскую слабость к моим изысканиям в поэзии, пошла ва-банк??? и, с истинно генетически заложенной во мне цыганско-украинской щедростью, тут же любезно «пригласила в гости» целый мир. Так родился конкурс, который ОБОГАТИЛ будущий сборник великолепными произведениями моих коллег по сайтам, действительно, пишущих настоящие, хорошие, добрые и во всех отношениях совершенные стихи о маме. Таким образом, еще две трети дополнительного печатного пространства, которое вы держите в своих руках, окончательно опустошило кошельки моих благодарителей, оставив в их душах приятный осадок от истинно мужского поступка.

Судить же о достоинствах и, разумеется, многочисленных недостатках представленных на взыскательный вкус моих творческих пере- и воплощений, конечно вам, о, мой истинный товарищ и друг, всемирный читатель!

Так же, как и окончательные итоги этого гигантского (по дистанции и напряженности) трехмесячного кругосветного поэтического «марафона», проходившего на глазах у всего мира, плетущего свою глобальную сеть в пространстве Интернета, будут очевидны спустя, еще немалое количество времени…
 
***

Надо отметить, что в результате работы над книгой, вне поля зрения ни одной из сторон ни на миг не оставались и такие существенные производственные моменты, как внутренняя композиция сборника и его полиграфическое воплощение. Именно на этом этапе – обсуждения уже чисто профессиональных тонкостей -- четко выделилась лидерская группа из нескольких авторов: Джулии Коронелли, Зои Журбенко, многоликой сетевой любимицы «Айлен», а также носительницы очаровательного «ника», ассоциирующегося с сердечком в знак душевной щедрости, переполняющей его любовью ко всему на свете…

***

Конечно, полученный в результате многогранного по своему замыслу эксперимента, опыт, сегодня сходу нельзя назвать стопроцентно удачным – нужен глубокий анализ, учитывающий все сопутствующие факторы. И все же некоторые моменты я попытаюсь проанализировать с точки зрения, наверное, более философской, нежели специализированно-профессиональной.

Так, например, на первом же этапе Проекта «в отказ» от продолжения сотрудничества под предлогом несогласия с редакторской правкой, предложенной авторам стихов для согласования (в том числе, существенного сокращения объема представленных на суд произведений), неожиданно ушли ряд участников: Юрий Кручинин, Александр Галицкий и поэт под творческим псевдонимом «Славин».

Совершенно неожиданно для устроителей и организаторов «мастер-класса», в рамках электронного поля возникла вполне реальная и очень значимая протестная группа, дополнившаяся, к тому же, рядом сторонних наблюдателей. «Оппозицию», тут же возглавил один из поэтов-неучастников, условно отнесенных нами к группе «наблюдателей».

Лидер под сатирическим ником-клише «Яков Товарищ Саахов», не только яростно вступил на защиту конкурсантов-«отказников», но и развернул в наступление горячую дискуссию, в которую (в силу ее чрезвычайной актуальности в тот момент) не мог не вовлечься, практически, весь редакционный состав. Как раз в это время по электронной почте, телефонной линии и страницах с рецензиями шла интенсивная двухсторонняя работа над внесением редакторской и авторской правок в уже отобранные для публикации произведения. Достаточно грамотно используя пиар-технологии, противоборствующая сторона выдвинула в сторону устроителей обвинения в несостоятельности, уязвимости и даже «порочности» проводимой акции. Поднимались вопросы, сопряженные с нарушением редакторами Авторских прав и морально-этических норм, по мнению «бунтарей», не допускающих какого-то бы ни было (и с какой бы-то ни было целью!) вмешательства в священную и неприкосновенную тему «О маме». На фоне поэтической «спекуляции» темой… в стихирном пространстве (и не на шутку!) начала назревать ситуация, схожая с «ужастиками» сериалов эпохи недавно отгремевшей «оранжевых революций»…

Устроителям стало понятно, что их всех сейчас «могут начать бить и, возможно, -- ногами»… В то же время «бросать гуся» нашему руководителю Шурику явно было уже поздно, и поэтому надо было начинать «пилить гири»…

Разумеется, что сомнения противостоящей стороны имели право на «быть» и никто из устроителей Акции (не дай Бог!) не держит на этих авторов никаких обид (пошли им, Небо и Зевсы всех Вселенных, того же!)…

Ведь ни конкурсанты, ни организаторы прежде не имели опыта работы в такого рода виртуальных «цехах». Отсюда и «неожиданностей» могло быть гораздо больше, а подготовиться к ним не представлялось возможным. Кто его знает, в каких: расположении духа, физическом состоянии и внешней среде находится в момент проведения конкурса предполагаемый оппонент?.. Всего учесть, естественно, мог даже чукотский «организаторский гений» -- Александр Старцев и он же Шурик…

Оставалось рассчитывать только на помощь самого Парнаса… НО!

Сам факт появления на экспериментальной площадке здоровой и справедливой критики, тем более, не связанной субординационными рамками или призрачной правовой ответственности перед Условиями конкурса (к тому же, добровольно принимаемой соискателями)… можно (и нужно!) было только поприветствовать…

Что мы и сделали, вступив с оппозицией прямо на конкурсных страницах в затяжной аналитически-примирительный переговорный процесс… Позже мы отсмотрели, как активно резонировалась, расползаясь дискуссиями по всей Стихире и гиперссылкам наших конкурсантов, столь приятная глазу и нужная нам для работы волна… Эксперимент вышел в глобальное пространство…

***

Прошло еще слишком мало времени… Еще не был получен в руки конечный продукт нашего совместного титанического труда – эта книга, которую вы держите сейчас в руках. Еще не увидели своего отражения на страницах наши пронзительные, по своей свежести и новизне, зарифмованные мысли… Поэтому, выводы, сделанные здесь предварительно, разумеется, могут быть приняты только на уровне эмпирий. Для более подробного и качественного анализа в будущем потребуются консультации специалистов из многих других отраслей, в том числе, -- знатоков человеческой психики, и, особенно, натур творческой направленности…

Но уже сейчас очевидно, что, в силу (и, скорее всего!) объективной некомпетентности в вопросах специфики редакторской работы и условий производственного (полиграфического, художественно-оформительского, корректорского и т.д.) процессов, некоторые представители «протестной группы» с вполне естественным (надо отметить!) для творческой, а, тем более, поэтической среды от личились похвальными свободомыслием и открытостью высказываний. «Свобода слова» должна быть только приветствуема в творческом процессе, несмотря на то, что при этом, заранее прогнозируемы и неизбежные при этом «рабочие моменты», сопряженные с высоким риском конфликтности…

Глубину конфликта и его последствий в реальной производственной творческой среде трудно предопределить. Подобные ситуации (и особенно в российских условиях!) способны стать судьбоносными в жизни любого человека, и, безусловно, должны изучаться специалистами по организации труда.

Однако, и конфликт, состоявшийся в нашей, виртуальной среде, тоже, как видно из последующей переписки, не прошел бесследно, в определенной степени травмировав каждую из сторон. Совершенно очевидно, что ответственность за его возникновение, так или иначе, инициаторы (устроители) обязаны (и берут!) на себя, принеся глубокие извинения каждой из сторон.

Тем не менее, результат данного опыта не может не вызывать интерес. Ведь нельзя отрицать, что в ходе проводившегося «мастер-класса», как профессионально опытные, так и начинающие редакторы получили УНИКАЛЬНУЮ возможность реально оценить уровень психологических, нравственных и творческих потерь при неправильной организации производственного диалога. В свою очередь, авторам была предоставлена столь же уникальная возможность оценить для себя последствия некорректного отношения к представителю профессиональной среды.

Таким образом, данный фрагмент призван наглядно продемонстрировать, и, прежде всего автору, наглядный пример его возможных неудач и провалов при продвижении продукта своего творчества к реальному воплощению: то есть, прохождению материала по логической цепочке: от рукописи -- до «пьедестала» публикации в СМИ или книжном издательстве. Большинству авторов этот опыт, безусловно, пригодится и во время «дрейфа» по всевозможным другим конкурсным потокам и течениям.

***

Кстати, к одному из позитивных моментов можно причислить (и я делаю это с большим удовольствием!) состоявшееся, одновременно с описанным выше конфликтом, ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ, а затем и последовавшую переоценку происходящего, еще одним из участников конкурса. Автор ????«Дизпрог Антипов», произведение которого не подверглось доработке, к нашему вящему удивлению занял в возникшем споре сторону противостояния и (к великому огорчению Оргкомитета) примкнул к «лагерю» условной оппозиции. Спустя некоторое время, по-видимому, проанализировав ситуацию, участник вернулся к виртуальному обсуждению и даже (о, благородный Идальго!) публично признал свое заблуждение.

Знал бы он, какого рода качественно новый импульс и уверенность придало это и авторам, и организаторам! А в последних (если быть до конца откровенными), даже вдохнуло силы, поскольку моральное и физическое напряжение уже переходило все возможные пределы. Ведь согласовательная и редакторская работа и переписка с авторами, находящимися, к тому же, еще и в разных часовых поясах, велись, практически, круглосуточно. Регулярно инспектировалась и, пополняющаяся откликами и мнениями, рецензионная лента…

***

Что и говорить, – просто невероятной эмоциональной поддержкой стала развернувшаяся у всех на глазах, экспромтная добровольная «адвокатская» деятельность автора Павла Стандзоня, занявшего сторону защиты редакторского интереса. Как ни странно, его произведение было «забраковано» жюри, и Автор автоматически выбыл из состава участников. Однако, пренебрегая собственными амбициями, человек и поэт, практически, на протяжении всего, отведенного экспериментом, времени активно отстаивал свою позицию, вне зависимости от кого бы-то, или что бы-то, ни было. Поэт-конкурсант не только призывал оппонентов к соблюдению общепринятых этических норм, но и достаточно аргументировано защищал саму Идею конкурса, которая ему, в отличие от многих остальных, погруженных в активный творческий процесс, по-видимому, открылась во всей своей глубине.

Психологически, это объясняется целым рядом причин, главной из которой по мнению искусствоведов, вне всяких сомнений, стала одна: нравственные установки такого рода творческой личности, не допускают даже возможности элементарного СОсуществования негативных качеств и высокого духовно-нравственного начала у художника любого порядка. Это, как правило, отражается и на характере изображаемых автором в своих произведениях Лирических героев, иногда склонных до гипертрофированности подчинять свои личные интересы и волю возвышенным, идеализированным принципам «вечных истин»: вселенских Справедливости, Равенства, Порядка, Любви и т.д. Персонажи таких произведений, как и их авторские прототипы, как правило -- натуры благородные и возвышенные, идеализирующие гармонию мира… Однако, только в совершенной среде, отвечающей его внутренним качествам, излюбленный авторский лирический герой сможет почувствовать себя наиболее комфортно. А, поскольку в идеале, такой среды просто не существует, то классическими литературными героями (если провести соответствующие аналогии, вспомнив историю литературного процесса) овладевает либо естественный бунтарский дух, требующей борьбы за совершенство окружающего мира, либо «глубокая хандра»…

Описанный выше архетип автора (и особенно это относится к «плодовитым» в творческом отношении людям) нередко сталкивается и с другими, более соответствующими данному исследованию, сложностями, заключающимися, например, в абсолютном неумении самостоятельно, без посторонней помощи, сделать правильный выбор собственного произведения, для представления его на суд.

Отмечено, что именно эта особенность и приводит некоторых авторов к заведомому конкурсному поражению. И, хотя потенциально они обладают определенным количеством качественного поэтического продукта (стихов), они все равно не могут вовремя и правильно сориентироваться на результат. И вот тогда факт самого конкурсного участия, де еще и проходящего в условиях открытого режима, становится для них более значимым, чем само участие. Авторы такой категории представляют собой наиболее ценный, как принято выражаться, «творческий материал». Они всегда открыты для получения знаний, потому что их творческий рост не останавливается ни на минуту. И это, к счастью, относится не только к молодым, начинающим поэтам…

***

Мы были, буквально поражены чрезвычайной скромностью некоторых высокотитулованных в Литературной и Всемирной общественной среде авторов-участников нашей Акции.

Вплоть до официального подведения итогов, эти конкурсанты тщательно скрывали свои заслуженные регалии. Продолжают они настаивать на этом и до сих пор, полагая, что ничем не отличаются остальных участников и, во избежание каких-либо преференций, способных (не дай Бог!) бросить тень на объективность действий организаторов и судей данной Акции. В силу этих же обстоятельств, наши старшие коллеги, практически, воздерживались и от публичных дискуссий, продолжая посредством электронной почты поддерживать нас профессиональными советами и дружескими пожеланиями терпения, столь необходимого каждому, в любом трудном деле…

Не скрою: наша уверенность в том, какую неимоверную ответственность мы взвалили на себя этим «предприятием», только подтвердилась. А само обстоятельство того, как уважительно-бережно, заслуженные в мире подлинной литературы Поэты отнеслись к своим виртуальным (в большей части) коллегам по перу, стало для нас своеобразным и большим уроком на всю жизнь…

Поэтому, когда мы получили по электронной почте очередное доброжелательное письмо, мы еще раз утвердились в мысли, что стоим на правильном пути, и та лавина критики и негатива, которая обрушилась на нас после отказа «протестной группы» от участия в Акции, -- есть вполне объективный, закономерный и даже (что очень важно!) здоровый сегмент в рамках любого общеполитического, общенаучного, общекультурного и общеЗНАЧИМОГО мирового процесса.

Надеюсь, что мне проститься такое самоуправство и раскрытие лишь малой толики тайн об известных и уважаемых литературных «имен» (заинтересовавшихся нашим экспериментом), носители которых, наверное, заслуживают большего, чем включение в эту скромную «первую ласточку», выпорхнувшую из виртуального гнезда навстречу Солнечному ветру удачи…

***

Нельзя скрывать, что были у нас, помимо некоторых значительных позитивных результатов, и весьма существенные «проколы». Горечь от большей части из них нам еще только предстоит хлебнуть из чаши Пегаса, когда книга уйдет в печать и, преодолевая пространства и границы, предстанет на суд взыскательного читателя. «Шишки» и «тернии» (и не сомневаюсь!) будут отпущены нам сполна щедрой на такие подношения благодарной и взыскательной читательской аудитории. Но уже сегодня, анализируя полученный в результате реализации «пилотного» проекта первый опыт, мы не можем замолчать и наши явные неудачи.

Конечно, устроители до сих пор крайне огорчены и не прощают себе той досадной оплошности, что из 137 ??? конкурсантов, действительно, незаслуженно обойденной вправе почувствовать себя одна из поэтэсс – Инна Мень -- первоначально известная на Стихире под творческим псевдонимом «Цыпленок». Ее данные, так же как и конкурсное стихотворение, невероятнейшим образом выпали из обоймы конкурса в первые, суматошные, организационные дни. Обойти это обстоятельство с учетом погрешности даже в десятые доли процента мы не имеем морального права, так как человеческий фактор должен оставаться в любом благом начинании на первом (и никаком другом!) месте.

Организационная промашка еще более усугубилась тем обстоятельством, что на примере данного автора мы хотели бы отметить одну позитивную особенность виртуальной среды последнего времени: тенденцию к самостоятельному и осознанному переходу авторов из категории носителей, так называемых, «ников» (псевдонимов) в категорию опознаваемых и реально (!) существующих в виртуальной литературной среде, личностей. Поэтому, исправляя досадную и непростительную оплошность именно здесь, в этом обзорном материале, мы располагаем новые координаты Инны. Таким образом, избежав справедливой сатисфакции, которую этот хороший сетевой автор вправе был бы нам предъявить:

Инна Мень "Инна Мень" --http://www.stihi.ru/author.html?ciplionok1

Действительно, по логике вещей, в реальном творческом мире только крайние обстоятельства могут заставить автора скрывать свое истинное лицо. К сожалению, в виртуальной литературной среде этому зачастую способствуют вовсе не объективные причины, а, либо несерьезное отношение к собственному творчеству (как к хобби, увлечению, времяпрепровождению, попытке знакомсва), либо (что гораздо хуже!) отнюдь не благие намерения. Нередко такие авторы, словно нанятые какой-то неведомой черной силой, не только создают негативный фон, но прибегают к методам психологического воздействия, нередко приводящего к прямому уничтожению творческих основ личности, а (не исключено!) и причиняя ущерб физическому здоровью человека, сидящего по ту сторону экрана. Кроме того, в масшабном измерении, до которого нам еще только предстоит дожить, вышеуказанные действия наносят непоправимый урон всему литературному процессу, как червь подтачивая и разлагая творческое сообщество изнутри…

К сожалению, статистика правоприменительной практики по защите интересов граждан, использующих для своего творчества достижения из области высоких технологий, пока неутешительна. Сетевого автора, в большинстве случаев, сегодня гнобят, оскорбляют и унижают безнаказанно. И пока единственным «противоядием» «литературному экстремизму» является солидарная составляющая: объединение авторов по принципу литературных когорт и сообществ.

Немалая заслуга в этом принадлежит, буквально, подвижнической деятельности официального представительства Союза писателей России в литературном Интернете. В условиях катастрофической нехватки средств, стагнации общекультурного развития России…???

???…литературные волонтеры, как рабочие муравьи, осуществляют свой каждодневный и, зачастую, малоблагодарный труд по сохранению НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. Конечно, часть этих имен еще мало известна реальному миру русскоязычной литературы, но это благодаря именно их невидимому ВИРТУАЛЬНОМУ труду иногда, все-таки, вспыхивают на поэтическом, драматургическом, прозаическом и публицистическом небосклонах русской словесности новые звездные имена, вспестованные и взлелеянные в недрах матрицы Всемирного Разума. Вот они, «невидимые» сетевые труженики, список которых сегодня можно пополнять и пополнять: Дмитрий Кравчук, Владимир О. Сергеев, Алексей Караковский, Слава Фурта, Сергей Алхутов, Владимир Владимиров, Лиене Ацтиня, Михаил Гофайзен, Римма Малова (Глубина), Михаил Сафин (Шрайк), Вадим Кейлин, Евгений Никитин, Екатерина Кислова, Марат Ахтямов, Виталий Татаринцев (Крокодил), Лала Мирзоева, Эрик Брегис, Джулия Коронелли, Дмитрий Бочаров, Алексей Петров, Владимир Коркин, Анна Болкисева, Илья Тюрин, Олеся Первушина, Алексей Всегдар, Яни Сит…

Это они являются вдохновителями и организаторами, критиками и соавторами, учителями и наставниками молодых, жаждущих Слова, которое и есть – Бог!

***

Не погрешу, что, буквально взрывом молчаливых виртуальных оваций приветствовалась участникам нашего «забега» публикация первого электронного варианта книги, так называемого «оригинал-макета». Лента обсуждений и почта в одночасье заполонились отзывами и выражениями признательности, предвосхитить которые (затевая все это дело) мы не пытались даже в мыслях. Совершенно неожиданно для устроителей, благотворительная акция переросла сама себя и на радость нашим изрядно опустошенным спонсорским кошелькам медленно, но все же начала передвигаться в экономически «возвратную» плоскость: пошли долгожданные авторские заказы на дополнительные экземпляры. Дебют… и… аншлаг…

***

Конечно, на том коротком временном отрезке, который был представлен нашим соискателям и «оценщикам», сделать какие-либо выводы канонического характера не представляется возможным. Мы вправе лишь анализировать конкретный опыт, полученный на конкретной изыскательской площадке.

Достигли ли мы поставленной цели? -- ПОПЫТАТЬСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ уровень целесообразности и, главное, «безопасности» для творчества такой компоненты современного литературного процесса, как проведение различного рода конкурсных мероприятий? Под «безопасностью», разумеется, здесь подразумеваются степени позитивного и негативного влияния на личностный и современный общелитературный процесс. Нами руководила далеко не праздная и не надуманная обеспокоенность стороннего наблюдателя, а истинная тревога людей, непосредственно «обитающих», хоть и виртуально, в этом сегменте социума.

Ведь любая критика и оценка, следующая за ней, сама по себе – инструмент воздействия на творческое сознание. Практически, ни один конкурс не возможен без элементов критического анализа. Однако ЭТИКА взаимоотношений сторон при этом, практически, всегда (причем, как в реале, так и в виртуале!) оставляет желать лучшего. Даже в самых престижных мероприятиях, элемент психологической травмы для творческой личности неизбежен – не могут же все стать победителями! И это, в любом случае, – негативный момент. Так же как не позитивны и другие явления: иногда явный дилетантизм устроителей, полагающихся на вкусовые пристрастия членов жюри или свои собственные, преследование целей популяризации имен собственных или окупаемости выпускаемых низкопробных тиражей, продвижение сугубо личных, а, зачастую, и небескорыстных интересов. Все это наносит микрофлоре культурного процесса, его «экосистеме» существенный вред. И эти проблемы -- стратегического порядка! Не больше и не меньше, потому что иногда, в буквальном смысле, мы наблюдаем наглое и циничное покушение на предметы, являющиеся компонентой национального культурного и истрического достояния. Поэтому в процессе развития и контроля за виртуальным глобальным культурным пространством весьма важно наличие сбалансированности интересов частных сторон и национальных задач.

***

Хочется верить, что наши скромные выводы, прозвучавшие здесь, окажутся востребованными не только для нас – «пилотирующих» свою деятельность в области организации конкурсных мероприятий в литературной среде, но и специалистами более весомог, во всех отношениях, уровня, выходящего за рамки ЛЮБИТЕЛЬСКОГО, и, в некотором роде маркетиногового исследования благотворительного сегмента рыночной виртуальной экономики. Потому что ни для кого в мире уже не секрет, что любая благотворительность – это, прежде всего, строгий контроль над вложением средств и четкое представление о конечных результатах (так называемом «выхлопе» благодеяния. В нашем случае это просто необходимо для того, чтобы в погоне за виртуальным Пегасом не утратить реальное чувство приземленности…

Итак, думается, каждый из участников завершившейся Акции, в той или иной мере, но получил (или не получил) то, чего хотел и ожидал…



А ЧТО ЖЕ ПОЛУЧИЛА Я, БЕДНАЯ СЕЬЕВАЯ ЗОЛУШКА?

Благодаря Петру Давыдову, я взялась за дело и больше «не думаю о плохом!» -- как перед путешествием просила меня мама…

***

Благодаря Владимиру О. Сергееву, я не почувствовала себя рыбаком, не заметившим, как оторвалась от берега Стихиры его льдина … И что подпись под Северным Сиянием имеют право ставить только Звездные Короли, перебирающие по утрам четки, с нанизанными на паутинки жемчужинками рифм…

***

Благодаря Марку Луцкому я ощутила, как благоухают цветы из Сада Дружбы и Благородства…

***

Благодаря Неизвестному читателю, я открыла, что новая Буква, рожденная звездным Алфавитом, всегда говорит первой: «Я тебя знаю!»…А умные мысли, спрятанные в книгах, ничуть не похожи на гранит…

***

Благодаря Марии «Айлен», я узнала, что Сердечко можно дарить только В Знак любви… А «Послесловие» никогда не наступает раньше, чем событие…

***

Благодаря Джулии, я увидела, что книжный лист – это потерянные Жар Птицей перышки, и, если их правильно сложить в крылья, то не сгоришь, даже если на них приблизишься к Солнцу…

***

Благодаря Ленке Воробей я научилась вспоминать сказки, запрятанные гномами в цветные сны, и возвращаться оттуда с полной корзинкой подснежников, которые выпивают огонь, словно воду, и могут остановить любой таежный пожар…

***

Благодаря Зое Журбенко я поняла что от молитвы никогда не вырастают мозоли… А хорошие письма Почтальоны Памяти доставляют в рай, минуя все прихожие…

***

Благодаря Леониду Брайловскому, я услышала музыку, под которую мысли танцуют на в Театре Неба, где замирает перед выходом в дебют золотой Скрипичный Ключик…

***

Благодаря «Якову Товрищу Саахову», я поняла, что даже молчаливое слово совсем не похоже на воробья и способно сделать злого человека добрым, а глупого – умным…

***

…благодаря… какой-то случайной комете, плюнувшей на законы притяжения из-за простого женского любопытства, наша маленькая планета вдруг потеряла равновесие и выплеснула из воздушного бокала Северное Сияние, рассыпавшее бриллиантовые брызги на страны континенты, чтобы, опьянив и без того шальные головы ветров, заставить лунный колокол произнести самый короткий тост, состоящий из одного слова, способного сделать землю самой счастливой планетой на любом галактическом балу…


?????
…и кто теперь скажет, что рядом со мной не было ни одной живой души? И все эти три с половиной месяца я говорила только строчками, подбирая слоги в словах, как подбирают походку, идя на свидание к любимому в первый раз…

Благо… Даря…

вот, что стало истинным итогом этой Дороги к маме…

Мы учили друг друга ДЕЛАТЬ книги, друзья… И не просто составлять свои или чужие сборники и платить за это свои или чужие деньги, а собирать мысли по жемчужинкам… в одну шкатулочку… наполняя каждую строчку ее объема той драгоценной истиной и искрящимся смыслом, которые уже не должны умереть никогда…

как мама…

которая тоже теперь…

навсегда…

с нами…


ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ


Дорогой Друг!

Возможно, ты подумаешь, что эта «первая ласточка», которая опустилась тебе прямо в руки, еще не умеет летать. И мы не будем спорить с тобой. Потому что за спиной у нас, ее родителей, уже готовы раскрыться в полет резные крылья надежды.

И чем больше эта птица-Книга встретит на своем пути таких же, как ты, добрых и отзывчивых людей, тем больше ласточкиных гнезд смогут построить ее настоящие и будущие птенцы.

Не обижай эту птицу. Помоги ей взлететь… высоко-высоко… туда, где прячет в пуховой бороде голос Грома самый добрый на свете Бог.


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.