И не будет вселенной

- Па! Я не видел ни одного фильма Кустурицы. Как ты думаешь, это плохо?
Это было в начале осени. Воскресным днем мы прогуливались с ним по центру на-шего города. Мы видимся нечасто. У меня новая семья. У него появился отчим. Сын уже не бунтует. Ему уже восемнадцать. Он удостоверился, что я его не бросил, что я по-прежнему его отец, и он мне дорог. Я и прежде старался не позволить себе с ним назида-тельного тона, а теперь мы с ним почти на равных. Мое преимущество – мой опыт и зна-ния. Это сын так считает. А мне так иногда кажется, что опыт – мой огромный минус, по-тому что из-за него я очень многие вещи уже не чувствую, а понимаю. Иногда совсем не понимаю, но знаю. Вопросы моего сына меня часто удивляют, ставят в тупик, иногда просто умиляют и даже восхищают. Я благодарен ему за то, что он хочет и умеет их зада-вать. Хотя задавать легче, чем отвечать. Это на мой взгляд, разумеется. В тот день мне с трудом удалось разговориться, вернее – начать думать. Мы присели за столик уличного кафе. Холодное пиво быстро снимает напряжение.
- Я тоже не видел ни одного его фильма. И что здесь плохого?
- Разве современный человек не должен быть в курсе всех происходящих культур-ных событий?
- А кто его обязал? Общество или он сам? Хочешь – будь, не хочешь – не будь. Все-гда надо знать, зачем тебе это надо. Чтобы быть современным необязательно слушать все радиостанции, смотреть все телеканалы и читать все подряд, что издается…
- А что тогда обязательно? – спросил мой сын, подвинувшись ко мне поближе.
- Знать историю человечества. Ну хотя бы несколько ее вариантов, я хотел сказать – несколько различных интерпретаций.
 - Зачем?
- Затем, что бы наличие различных точек зрения облегчило тебе формирование своей.
- А зачем мне своя точка зрения на историю человечества?
- Разве тебе наплевать на человечество?
- Не знаю, я не думал об этом. Я еще не разобрался, как мне относиться к себе, а ты хочешь, чтобы я определился с человечеством.
- Понимаешь, я и ты без остальных людей ничто и никто. Когда ты узнаешь и пой-мешь, что такое социум и как он влияет на тебя лично, тогда ты быстрее поймешь, чего тебе надо хотеть, чего не надо, чтобы вписаться в эту жизнь людей. Часто люди не пони-мают, что в них личное, а что общественное. Ставят цели, стремятся к ним, тратят силы и время своей короткой жизни. А когда достигают эти цели, оказывается, что счастливей от этого не стали. Потому что чужие цели приняли за свои. Да, они стали опытней, возможно – даже мудрей. Но мудрость и опыт не заменяют человеку счастья. Понимаешь, счастье – это личное. Очень личное. Потому что без твоих чувств, ощущений и переживаний сча-стья не бывает. Счастье – не знание, не опыт, не понимание, а состояние души.
- Выходит, чтобы я стал счастливым, я должен как-то заботиться о своей душе?
- Да. Но и о мозгах тоже. Люди ведь не растения. Мы разумные, значит многое долж-ны разуметь…
- Поэтому без опыта и знаний не обойтись! – практично заключил мой сын.
- Не обойтись. Потому мы и учимся. Кстати как у тебя дела в твоем училище?
- Если честно, учиться мне там не нравится. Преподаватели не столько учат, сколько используют контроль за нашими знаниями ради своей наживы. Некоторые, даже не прове-рив наши знания, заранее объявляют, что пятерку никто из нас не получит. За хорошую оценку или идет война с преподом или торг. В любом случае курсант проигрывает. А вчера были показательные похороны главного взяточника Семеныча. Он работал со дня основания нашей бурсы и так в последнее время оборзел, что открыто требовал от курсан-тов определенную плату за курсовую, за экзамен. Ну, пацаны платили – всем нужен ди-плом. А после выпуска повстречали его, да так накостыляли, что он сначала совсем ослеп, а недавно и богу душу отдал.
- И что ты сам думаешь по этому поводу? – спросил я сокрушенно.
- А что здесь думать? Ты же сам мне говорил: «Где кончается моя кожа, там уже начина-ется Вселенная. И придумал ее не я». Значит, мне надо учиться как-то вписываться в эту жизнь этой Вселенной. Только мне иногда так не хочется никуда вписываться! И как же быть?
- Знаешь, как психиатры определяют: нормальный перед ними или больной?
- Как?
- Задают вопросы. Если ответы стереотипные, шаблонные, общепринятые – тогда норма. Если ответы оригинальные и мышление человека отличается от обычного, традиционного, то, по их мнению, такому человеку или очень трудно адаптироваться в социуме или вообще не возможно, а значит, такой человек под понятие «норма» не попадает. Тогда нужно обязательно описать, определить степень отклонения от нормы, то есть поставить диагноз…
- Зачем ты мне это рассказываешь? Разве психиатры уже знают, что такое норма?
- Представь себе, знают, хотя нормы в разнообразии типов человеческой психики нет в принципе!
- Парадокс какой-то.
- Да парадокс. Но ведь и сама жизнь – тоже парадокс. Очень часто сосуществуют ве-щи, понятия, явления и просто факты совершенно не совместимые и даже взаимоисклю-чающие. Вам на лекциях еще этого не объясняли?
- Объясняли?! – изумился мой сын. – На лекциях нельзя задавать вопросы. А если я не задал вопрос, то мне на него и не ответили. Это ты мне объясняешь!
- И так, ты понял, почему ты должен вписаться в это общество?
- Понял. Чтобы не стать непонятым, не стать отвергнутым, не стать пациентом псих-больницы… Чтобы не погибнуть, наконец.
- Вот именно! Выбор у тебя жесткий. Или жить, страдая или жить, наслаждаться.
Но самое смешное – вот в чем: что бы ты ни выбрал, ты всё равно будешь страдать и наслаждаться.
- Тогда вот что мне стало ясно: жить надо по правилам, чтобы страдать меньше. А если мне для моего ощущения счастья правила эти будут мешать? Придется нарушить?
- Если ты готов нести за это ответственность, нарушай! Это жизнь твоя! Чтобы ты не делал, остаешься сопричастен внешнему миру. Поэтому Вселенная всегда содействует или противодействует любому твоему действию. Задавай вопросы ей и она ответит обяза-тельно. Не сейчас, так потом.
- Откуда ты знаешь?
- Из опыта своей жизни.
- Ты умный.
- Я так не думаю. Я скорее образованный и в чем-то уже опытный. Без ума, конечно, и опыта не накопишь, но все-таки это не одно и тоже. Там, где не хватает ума, я использую свой опыт. Когда ни хватает ни ума, ни опыта, я чувствую себя – сам знаешь как.
- Приятно знать, что я не один себя так чувствую, - лукаво и довольно сказал мой сын и мы оба рассмеялись.
Я смотрел на него и думал: «Он другой. Зачем же я так хочу, что бы он был похож на меня? Что мне эта похожесть дает? Ощущение сопричастности? Продолжаясь в своих де-тях, мы обманываем смерть. Мы умираем, но мы остаемся. Это радует. Из таких радостей складывается счастье и вырастает надежда на осмысленность нашего бытия». Я не сказал сыну, что у меня есть главная мечта: «Чтобы он стал лучше и счастливее меня». Это про-звучало бы банально и в то же время слишком ответственно для него. Зачем ему знать мою мечту? Ведь я для себя об этом мечтаю. Помнится мудрая поговорка: «Если хочешь что-то отпустить, то проговори это вслух». Я не хочу расставатьcя с мечтой.
Перед тем как захлопнулась дверца такси, я сказал ему: «Ты только помни, если ты че-го-то очень сильно будешь хотеть, сама Вселенная придет к тебе на помощь!»
- Да брось ты, па! Это же из «Алхимика». Вселенная – это я. Не будет меня и – не бу-дет Вселенной.
Моя Вселенная вздрогнула.
 29.11.2005 г.


Рецензии
Интересен диалог отца и сына. Почаще бы происходили такие разговоры, было бы меньше молодых людей, убивающих время на тусовках и в пьянках. Но, возможно, если бы отец и сын общались ежедневно, то есть жили вместе, таких разговоров и не возникало б.

Валентина Тимофеева   29.07.2012 06:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.