Ириней Лионский ок. 130 - 202. Из слов о царстве Антихриста

О ТИРАНИЧЕСКОМ ЦАРСТВЕ АНТИХРИСТА


,,…и солнце называется у нынешних властителей Титаном,
и содержит некоторый намек на мщение и на мстителя;
так и антихрист представляет вид,
будто бы мстит за угнетенных.
…Откровение (Иоанна) было незадолго до нашего времени,
 но почти в наш век, под конец царствования Домициана.
Он показывает число имени антихриста, чтобы мы остерегались,
 когда он придет, зная, кто он; имя же его умолчал,
 потому что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого.
Ибо если бы оно было возвещено им, то, может быть,
 он пребывал бы долгое время. А теперь, так как он был и нет его,
 и выйдет из бездны и пойдет в погибель (Апок. 17, 8),
 как будто бы не существовал, то имя его не возвещено,
 ибо имя несуществующего не возвещается.
Когда же антихрист опустошит все в этом мире,
процарствует три года и шесть месяцев и воссядет в храме Иерусалимском,
 тогда придет Господь с неба на облаках в славе Отца,
 и его и повинующихся ему пошлет во озеро огненное,
 а праведным даст времена царства, т. е. успокоение,
 освященный седьмый день, и восстановит Аврааму обещанное наследие,
царство, в котором, по словам Господа, многие от востока
 и запада придут упокоится с Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф. 8, 11). ''






*О жизни Иринея мы знаем очень мало. Родился он между 130 и 140 годами в Малой Азии и по собственным словам еще мальчиком восторженно слушал проповеди епископа Смирны святого мученика Поликарпа, ученика Иоанна Богослова Евангелиста. Не приходиться сомневаться, что именно эти детские и юношеские впечатления определили религиозные убеждения Иринея. По всей видимости он даже сопровождал Поликарпа в Рим в 154 году, когда разгорелся первый спор о дате празднования Пасхи между восточными и западными церквями: церкви Малой Азии в то время праздновали Пасху в 14 день месяца нисана, на какой бы день недели он не приходился; в то время как западные христиане отмечали Пасху в первое воскресение после 14 нисана. Отправившись из Рима на Запад он был рукоположен в пресвитера епископом города Лугдунум (современный Лион) Пофином, где впоследствии и стал епископом после смерти Пофина в 178 году.

Наряду с Мелитоном Сардийским, Родоном и Мальтиадом Иринея относят к группе малоазийских богословов, бережно хранивших традицию автора Четвертого Евангелия.

Выступая против гностических учений Ириней проповедует единство духовной и физической природы человека, не противопоставляя их друг другу и не полагая одну из них ущербной. Эта антропология необходима Иринею как верному ученику Поликарпа и Иоанна ради обоснования веры в плотское воплощение "Единородного слова", Сына Божия. Без этого воплощения невозможно спасение, невозможно обожение человечества и восстановление его падшей природы.

Ириней исповедует существование Единой истины кафолической (вселенской) Церкви, унаследованной от апостолов и по епископскому преемству дошедшей до его дней в церквах Рима, Смирны, Эфеса и других городов неизменной.


Рецензии