Стихи на конкурс. Ужас. Малый разбор полётов

Выдержка из литературной статьи «Стихотворение Яни Сит «Ноябрь, печалью вдохновенный! На фотоконкурс января!» как апогей никчёмной пафосности.»

Сначала процитирую изначальный шедевр.

«Ноябрь, печалью вдохновенный! На фотоконкурс января!» (Яни Сит): http://www.stihi.ru/2006/01/09-143

«Ноябрь, печалью вдохновенный,
На землю тихо снизошёл,
Не охладив огня Вселенной,
Согрел теплом влагу озёр...

Скажи, Ноябрь умиленный,
Прельститель летнего тепла,
Поклонник Осени надменный,
Надолго ль спрятал холода'?

Твои деревья в сонной дымке...
В зеркальной глади тихих вод
Спит лунный луч в святой улыбке,
Блестит рассветный небосвод.

О днях блаженства и страданья
Листва на веточках гласит -
Пора последнего дыханья
Бронзою золото гневит...

Ноябрьской музой ослепленный,
Проснулся сонный лунный луч!
В природу спящую влюбленный
Он заискрился между туч!»


 Теперь.
 Начинаю резанье правдоматкости.
 Понеслась…
 Что хочется сказать? Ужас… Лёгкая пробежка по т.н. «стихам» оставляет после прочтения яркое, почти яростное впечатление. В связи с этим хоцца произвесть крохотный некритичный анализ одного из наиболее долбёжных.
Теперь о главном, т.е. о главной.
Яни Сит.
 (баннеров нам уже мало?)
 Каждый из нас, пишущих на сайте Стихи.ру, думает, что обладает определённым стихотворным чутьём (иначе не стоило бы писать). Но это далеко не так, не все обладают, да и мера обладания у всех разная.
Яни Сит.
Расфуфыренная саморекламой, разпродублированная анонсами и баннерами, перерастиражированная клоунскими фотографиями клоунской же физиономии, «Яни Сит» являет собой пример почти дореволюционной поэтической безграмотности.
Причём, одно дело – стремление к сладенькой натурализованной околопейзажной, перенасыщенной восклицательными знаками, «лирике», а другое, то же самое – вкупе с с совершенно необоснованным пиарным яканьем.
Где талант, вы спросите? Его нету.
Это об авторе.
Так к слову.


Далее.
По делу.
В качестве иллюстрации к вышесказанному хочется немного покритиковать (тям боля, все это любют) сам стих.
Я выбрал (и не безосновательно) вышенапечатанное стихотворение Я.С., т.к. оно меня шаркнуло по душе.

Итак. Ноябрь решил снизойти к нам. Это радует.
Ещё.
Всё-таки, слово «вдохновенный» выражает по сути качество явления, поэтому ноябрь (раз уж такая пьянка) не может быть «вдохновенный» «печалью», а может, разве что, быть «вдохновлённый» (рифма вдохновенный-Вселенной, кстати, тоже получилась бы точнее).
Дальше.
Слово «влагА» (с ударением на втором слоге, так получается ритмически) – это, извините, вообще абзац. Вспоминается только одно существительное с такой ударной формой слова «влагА» в корне (там ещё есть суффиксы «л» и «ище»). Можно, конечно, обойтись и без издевательства над «влага», но тогда при ударении на первом слоге слово «влагу» и «озёр» слипнутся, а что такое «влагуозёр» нам неизвестно.
Фух.

Дальнейшие три строчки «Скажи, Ноябрь умиленный,/Прельститель летнего тепла,/Поклонник Осени надменный,…» – это настолько велеречиво мутно, что просто не поддаётся осмыслению, почти по-албански (какое-то паразитирование на теле умершего Пушкина). Рифма «тепла-холода» тоже поражает полной противоречивостью рифмуемых слов: почти несозвучны, почти противоположны.

И ещё одно безличное четверостишие. Здесь одновременно: напрашивается однородное сказуемое (но его нет), хочется разобраться, кто блестит, а кто спит (сначала медленно подавляешь в себе ощущение, что что-то не то с запятыми, а потом, что что-то не то со смыслом). Хотя может этот сладкий бред именно так и задуман – чтобы резанула «святая улыбка»? Хочется вопросить: а почему, собственно, святая? «Да просто слово хорошее» –
конечно же, ответит Я. С.
Здесь ещё ей как знатной лингвистке (вспомним её познания в албанском) удалось привнести в стихотворение и, кажется, финские мотивы: сочетание слов «сонный лунный луч» даёт звуковое «соннылуннылу». Это как возглас лесника из карельского леса (может он и изображён на фото?).
Ладно.
Дальше – больше.

Мы, наивные, с детства думали, что гласить может молва, ну, в крайнем случае, предание. Ан-нет. Оказывается, листва тоже может гласить. И ещё как. В связи с этим уместно использование следующих эпитетов, применительно к листве: пророческая листва, листва-оракул и т.д. Кстати, листва гласит не где-нибудь, а на «веточках».
Умолчим о том, что через всё творчество Я.С. проходит тонкой кровяной царапиной садо-мазохистическая любовь к страдающему блаженству. Это знают все на Стихи.ру. «Пора последнего дыханья» тоже из этой оперы.
Интересно вот что.
Я.С., известная как иезуитша точной рифмы, здесь, видимо, споткнулась. То, что глагольная рифма «гласит – гневит» слегка графоманская это полбеды. Как говорится, не привыкать. Но она (рифма), как бы это сказать, слегка неточная.
Тут позволю себе находчивый совет. А что, если подвергнуть слова «гласит» и «гневит» лёгким сокращениям: «гл-т» и «гн-т». Тогда они хотя бы графически станут более менее точными.
Опять же и профессорское образование Я.С. сгодилось (сразу видно химика-технолога!). Очень интересен металл «бронзА», с ударением на втором слоге (чёртов ритм опять сделал своё хамское дело). Кроме того, Я.С. очень познавательно поведала нам о неуставных взаимоотношениях бронзы и золота. (Вот они – физико-математические хитросплетения).
 
И, наконец, последнее четвертованное стихом слово.
Богоподобная Яни открыла здесь между делом несколько промежуточных законов природы (и логики).
Например, закрадывается мысль, что вообще-то, наверное, (согласно физиологии) ослепнуть возможно максимум сразу после пробуждения, но никак не до (глаза-то, спя, закрыты!). При этом, «сонный лунный луч» проснувшись, сразу влюбляется в другого сонного персонажа: в природу (интересный сюжет).
Ну и кончается всё, конечно же, восклицательным знаком. Почему так мало, спросите вы? Точно не известно. Наверно, настроение не подошло.
Обещал краткий опус, посему закругляюсь. Как грится: вот и весь сказ.


P.S. сам оригинал стиха Я.С. ищите по ссылке или где-то там, в ногах общего массива стихов.

P.P.S. Остаюсь ваш льстивый служёночек и критикан Челорык.


Рецензии
Челорыче, што ты бьёшься
Над Янины головой?
Слова правды не добьёшься,
Баннер Яничкин - не твой.
На Стихире королева,
А в Америке - доцент.
Сыплет баксы вправо-влево,
Вот такой, блин, инциндент.
Бесполезно.
Графоманье
В гости прёт из всех щелей.
А от критики дурмана
Яни будет только злей!

Песню написал на мотив "Чёрного ворона" твой копытистый приятель.
Уже бившийся башкой в ту же стену. )))
Забей.


Чёртик Из Коробочки   19.01.2006 13:56     Заявить о нарушении
Ваще, Велик одобряет твоё мучество (среднее от "мужество" и "творчество"). Помнишь студенчество - мы писали с тобой пародии на псевдо-поэтов (Удоев-Гмыза и т.п.). Я никогда не гадал, что подобные персонажи не просто существуют, но еще и умудряются почивать на лаврах самообожествления и расхваления друг дружкой себе подобных... Самое ужасное, что в этом смраде по имени СТИХИ.РУ болтаются и гибнут, аки алмазы в говне, действительно пронимающие до дрожи поэты и пусть сырые, но уже чувствуемые таланты.
санитар поэзии, Володя (прости за выдачу имени), это может и благородно, но как-то безфартово, бессмысленно. НИКТО (повторяю - НИКТО) из обхаенных тобой писАть (или пИсать?) не бросит.
А посему, желаю тебе умиротворения и изголения только для куражу и поддержания "формы" вкуса. не пытайся перешибить лбов рельс.
и помни фразу спорного, но всё же, талантливого нашего земляка (Петровича): ЛУЧШЕ 100 ГРАФОМАНОВ, ЧЕМ 10 НАРКОМАНОВ. пусть их! пусть калякают, восхваляются, строят памятники самим себе - в РЕАЛЬНОМ творческом мире их нет, они - пустОты, всплески тишины.
ЖУТЬ берёт.

а вот Яни Сит должна открыть тайну: на почве какой нервно-психической болезни она стала считать себя поэтессой. я бы даже тупо "рифмоплётом её постеснялся обозвать.

с уважением, тот, кто понимает.

Александр Светай   25.05.2007 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.