Жизнь невозможно повторить
Ни вообще и ни в деталях.
До бесконечности жизнь не продлить.
Конец ее, земной, увы, фатален.
Какие нам возможности даны
В диапазоне от рабов до «их сиятельств»!
Не все лишь могут сбросить кандалы
Условностей и обстоятельств.
Хитросплетенье жизненных лекал
Готовит нам судеб вершитель.
Пред ним равны все – и провинциал,
И избалованный столичный житель.
Что мне готовит жребий тяжкий?
Как сложится судьба моя?
В каком лесу, в каком овражке
В последний раз напьюсь я из ручья?
За то, что светлую искал дорогу
К всевышнему, всеправедному Богу,
За то, что жизнь не утопил в вине,
Печаль пусть будет светлой обо мне.
Свидетельство о публикации №106011701391
И вообще, вы начали за здравие, а закончили..? Не кажется ли вам, что я прав? Все-таки филосовская тема накладывает особые обязательства на какую-то логику в рассуждениях, мысль, кем-то познанную и донесенную автором до читателя, а не спорные посылы и разбросанность автора в ее донесении до читателя. Хотелось бы услышать ваш аргументированный ответ. Всего доброго!
Юрий Кручинин 04.04.2006 18:59 Заявить о нарушении
Прежде всего, хочется сказать, что Ваша позиция выглядит почти безупречной, если воспринимать жизнь только с материалистической точки зрения. Тогда действительно следует признать, что жизнь повторить невозможно, что человек, мечтающий о ее бесконечном продолжении, как минимум, либо не очень хорошо знаком с основами устройства нашего материального мира, либо психически не очень здоров. Но ведь человеку (и прежде всего как личности, а не физической субстанции) присуща еще одна форма существования – духовная. И Вам, как поэту, эта сфера человеческой жизнедеятельности должна быть известна в особой степени. А вот тут уже, как говорится, «возможны варианты». Бывает такое настроение, когда и жизнь хочется повторить, чтобы еще раз пережить какие-то особенно приятные, волнующие ее моменты или периоды. Иногда в мечтах, пытаясь заглянуть за пределы временных рамок, определяемых физически возможным периодом своего земного существования, хочется и продлить эту земную жизнь. Наконец, как самый смелый порыв мечтаний, появляется греза о бесконечной жизни. Конечно, если человек одержим этими желаниями, находится в постоянном стремлении к их осуществлению, то его, опять же, вполне можно считать психически нездоровым. Но в качестве кратковременных, сиюминутных, такие состояния души вполне допустимы. Ведь можем же мы в своих мечтах разговаривать с богом, летать «среди межзвездных облаков» - так почему бы не помечтать и о бесконечной жизни или ее повторении?
Теперь о развитии основной мысли и «ошибке» во втором катрене. Вообще-то стихотворение задумывалось как передача ощущений человека, прожившего значительную, возможно – большую, часть своей жизни, имеющего определенный опыт, багаж знаний, переживаний, ошибок и неосуществленных желаний. Слегка измененная первая строка вынесена в название лишь для того, чтобы обозначить стих-е в системе идентификации произведений, принятых в Стихире (и не только). Так, кстати, делают многие авторы. Возможно, в этом моя ошибка, поскольку измененную строку действительно уже можно принять за название, выражающее основную мысль творения.
Что касается рабов и «их сиятельств» (двух крайних «рисок» на шкале градаций социального статуса человека), то я действительно считаю, что в начале самостоятельной жизни (реже бывает и в любой ее последующий период) человек стоит перед выбором: в каком социальном статусе продолжить свою жизнь? Как правило, у детей этот статус редко бывает ниже родительского. Признание этого утверждения и является одной из «условностей», определяющих и ограничивающих нашу дальнейшую жизнь. То есть, дитя раба должен быть рабом, сын крестьянина – крестьянином, отпрыск состоятельного человека – состоятельным и т.д. Если же захочется перейти на более высокую ступень, для этого необходимо переступить (читай – «сбросить кандалы») через «условность», на что способны далеко не все. То же касается и обстоятельств. Для этого необходимо наличие силы воли, силы духа, если хотите. Если такие качества присущи английской королеве, то, окажись она в придуманных Вами обстоятельствах, предпочла бы, думаю, смерть рабскому существованию, ценою физического ухода из жизни обретя свободу духовную.
В третьем катрене содержится утверждение о предначертанности жизненных путей свыше и это утверждение, на первый взгляд, вступает в противоречие с мыслью о зависимости нашей судьбы от собственного выбора человека. На самом деле, речь идет о тонкой взаимосвязи этих процессов. Ведь нам сверху предначертано «хитросплетенье», то есть многообразие путей («жизненных лекал»). Какой из них выбрать – дело самого человека, но все равно это будет путь, определенный свыше. Любая попытка обозреть последнюю часть своей жизни приводит к мысли о ее завершении, отмеренном сроке и о том, каким ты останешься в памяти потомков.
Я вполне отдаю себе отчет в том, что спорность некоторых моих суждений и возможная невнятность в донесении своих мыслей до ума и сердец читателей являются следствием моего малого опыта в этом виде творчества и весьма скромных способностей, да и поэтом-то я себя не считаю (см. http://www.stihi.ru/2005/11/29-1061). Просто мне нравится жить в Стихире, где публикуется немало хороших и единицы великолепных поэтов. Чтение их произведений, а также осмысление своего жизненного опыта порождают мысли, которые иногда зарифмовываются.
Еще раз благодарю Вас, Юрий, за внимание к моему скромному творению.
От всей души желаю Вам творческих удач, которые будут отзываться добрым эхом в душах читателей и множить ряды Ваших почитателей.
Всегда Ваш,
Николай Ядров 05.04.2006 18:03 Заявить о нарушении
Юрий Кручинин 05.04.2006 19:59 Заявить о нарушении
Хочу высказать свое отношение к некоторым Вашим мыслям из последнего послания.
Считаю, что тезис о том, что в авторских произведениях следует придерживаться принципа «что написано, так следует и понимать» - как минимум спорен. Это схоже с принципом примитивного акынства: «Что и как вижу, о том так и пою». Лично мне больше нравятся произведения, в которых есть скрытый подтекст, неожиданные образы, сравнения, для понимания которых нужна напряженная работа мысли. Именно такие произведения не только стимулируют мыслительный процесс, но и способствуют особому воспарению чувств - своеобразному тренингу души. Целая наука – литературоведение – в числе прочего, занимается не только исследованием обстоятельств, причин, побудивших автора написать свое произведение, но и толкованием скрытых в нем подтекстов, неявно выраженных мыслей, сложных образов.
Теперь хочу высказаться в отношении того, что «есть предначертанный Богом путь, а человек при помощи своей воли его может лишь корректировать (иногда и довольно значительно)». Корректировка (тем более - «значительная») божьей воли тянет, по-моему, на богохульство. Божьей воле можно лишь либо следовать (быть верующим), либо отвергать ее (быть атеистом или еретиком). В этом контексте схема с выбором вариантов пути, на мой взгляд, более корректно описывает взаимодействие божьей воли с человеческой. Возможно, я и не совсем прав в толковании одного из основных принципов веры, ведь я не являюсь истинно верующим, скорее нахожусь в пути (быть может, даже в начале его) к этому состоянию (см. http://www.stihi.ru/2005/11/25-1404). Простите, если ненароком задел Ваши чувства.
Николай Ядров 06.04.2006 13:43 Заявить о нарушении
Юрий Кручинин 06.04.2006 19:34 Заявить о нарушении
Каким будет обозначенный мной путь – предугадать невозможно. Быть может, он завершится внезапной вспышкой озарения, возможно, будет таким, каким его предсказываете Вы – долгим и тернистым, а может оказаться непройденным и до конца жизни.
Как человека верующего, поздравляю Вас с Благовещеньем! Мира Вам и благоденствия.
Всегда Ваш,
Николай Ядров 07.04.2006 12:53 Заявить о нарушении