Жизнь невозможно повторить

Мы жизнь свою не сможем повторить
Ни вообще и ни в деталях.
До бесконечности жизнь не продлить.
Конец ее, земной, увы, фатален.

Какие нам возможности даны
В диапазоне от рабов до «их сиятельств»!
Не все лишь могут сбросить кандалы
Условностей и обстоятельств.

Хитросплетенье жизненных лекал
Готовит нам судеб вершитель.
Пред ним равны все – и провинциал,
И избалованный столичный житель.

Что мне готовит жребий тяжкий?
Как сложится судьба моя?
В каком лесу, в каком овражке
В последний раз напьюсь я из ручья?

За то, что светлую искал дорогу
К всевышнему, всеправедному Богу,
За то, что жизнь не утопил в вине,
Печаль пусть будет светлой обо мне.


Рецензии
Николай, мне представляется, вы с первой строки (введенную также и в заголовок, что означает ее главенствующую мысль) взяли неверное направление. А кто, собственно, хочет повторять жизнь? Вы таких людей встречали? В лучшем случае пожить подольше (и то не все, т.к. неинтересно жить долго по понятным причинам). Если бы теоретически нам даровалась жизнь второй раз (уж и не знаю, с какого момента идет речь у вас), повторить жизнь невозможно ни при каких обстоятельствах (другие люди, обстоятельства, не зависящие от человека), да и кто и когда этот момент обещал собственно (после судного дня?). То есть посыл первой строки в корне неверен. Весь последующий текст стихотворенияникак не играет на раскрытие этой мысли (какие возможности даны..., хитросплетенье лекал..., что мне готовит жребий..., печаль мне будет светлой). Если говорить об ошибках, то второй катрен также имеет неправильно выраженную мысль: что значит даны возможности от рабов до "их сиятельств"? Разве люди становятся рабами из-за добровольно принятой на себя роли "раба", а будущие "сиятельства" предпочли выбрать себе эту роль? Всего лишь навсего оказывается нужно "отбросить кандалы условностей и обстоятельств". Раб не может выбирать отбросить ему условности и обстоятельства или нет, он просто попадает в эти обстоятельства и живет под чужой диктат. Я думаю, ее величество королева Англии, попади она к иракским боевикам, не смогла бы запросто отбросить обстоятельства. Мыла бы им полы там и цыбарки из марихуаны крутила за милую душу, если прикажут.
И вообще, вы начали за здравие, а закончили..? Не кажется ли вам, что я прав? Все-таки филосовская тема накладывает особые обязательства на какую-то логику в рассуждениях, мысль, кем-то познанную и донесенную автором до читателя, а не спорные посылы и разбросанность автора в ее донесении до читателя. Хотелось бы услышать ваш аргументированный ответ. Всего доброго!

Юрий Кручинин   04.04.2006 18:59     Заявить о нарушении
Юрий, я очень благодарен Вам за такую развернутую рецензию. А теперь то, что Вы хотели бы услышать – мой аргументированный ответ.
Прежде всего, хочется сказать, что Ваша позиция выглядит почти безупречной, если воспринимать жизнь только с материалистической точки зрения. Тогда действительно следует признать, что жизнь повторить невозможно, что человек, мечтающий о ее бесконечном продолжении, как минимум, либо не очень хорошо знаком с основами устройства нашего материального мира, либо психически не очень здоров. Но ведь человеку (и прежде всего как личности, а не физической субстанции) присуща еще одна форма существования – духовная. И Вам, как поэту, эта сфера человеческой жизнедеятельности должна быть известна в особой степени. А вот тут уже, как говорится, «возможны варианты». Бывает такое настроение, когда и жизнь хочется повторить, чтобы еще раз пережить какие-то особенно приятные, волнующие ее моменты или периоды. Иногда в мечтах, пытаясь заглянуть за пределы временных рамок, определяемых физически возможным периодом своего земного существования, хочется и продлить эту земную жизнь. Наконец, как самый смелый порыв мечтаний, появляется греза о бесконечной жизни. Конечно, если человек одержим этими желаниями, находится в постоянном стремлении к их осуществлению, то его, опять же, вполне можно считать психически нездоровым. Но в качестве кратковременных, сиюминутных, такие состояния души вполне допустимы. Ведь можем же мы в своих мечтах разговаривать с богом, летать «среди межзвездных облаков» - так почему бы не помечтать и о бесконечной жизни или ее повторении?
Теперь о развитии основной мысли и «ошибке» во втором катрене. Вообще-то стихотворение задумывалось как передача ощущений человека, прожившего значительную, возможно – большую, часть своей жизни, имеющего определенный опыт, багаж знаний, переживаний, ошибок и неосуществленных желаний. Слегка измененная первая строка вынесена в название лишь для того, чтобы обозначить стих-е в системе идентификации произведений, принятых в Стихире (и не только). Так, кстати, делают многие авторы. Возможно, в этом моя ошибка, поскольку измененную строку действительно уже можно принять за название, выражающее основную мысль творения.
Что касается рабов и «их сиятельств» (двух крайних «рисок» на шкале градаций социального статуса человека), то я действительно считаю, что в начале самостоятельной жизни (реже бывает и в любой ее последующий период) человек стоит перед выбором: в каком социальном статусе продолжить свою жизнь? Как правило, у детей этот статус редко бывает ниже родительского. Признание этого утверждения и является одной из «условностей», определяющих и ограничивающих нашу дальнейшую жизнь. То есть, дитя раба должен быть рабом, сын крестьянина – крестьянином, отпрыск состоятельного человека – состоятельным и т.д. Если же захочется перейти на более высокую ступень, для этого необходимо переступить (читай – «сбросить кандалы») через «условность», на что способны далеко не все. То же касается и обстоятельств. Для этого необходимо наличие силы воли, силы духа, если хотите. Если такие качества присущи английской королеве, то, окажись она в придуманных Вами обстоятельствах, предпочла бы, думаю, смерть рабскому существованию, ценою физического ухода из жизни обретя свободу духовную.
В третьем катрене содержится утверждение о предначертанности жизненных путей свыше и это утверждение, на первый взгляд, вступает в противоречие с мыслью о зависимости нашей судьбы от собственного выбора человека. На самом деле, речь идет о тонкой взаимосвязи этих процессов. Ведь нам сверху предначертано «хитросплетенье», то есть многообразие путей («жизненных лекал»). Какой из них выбрать – дело самого человека, но все равно это будет путь, определенный свыше. Любая попытка обозреть последнюю часть своей жизни приводит к мысли о ее завершении, отмеренном сроке и о том, каким ты останешься в памяти потомков.
Я вполне отдаю себе отчет в том, что спорность некоторых моих суждений и возможная невнятность в донесении своих мыслей до ума и сердец читателей являются следствием моего малого опыта в этом виде творчества и весьма скромных способностей, да и поэтом-то я себя не считаю (см. http://www.stihi.ru/2005/11/29-1061). Просто мне нравится жить в Стихире, где публикуется немало хороших и единицы великолепных поэтов. Чтение их произведений, а также осмысление своего жизненного опыта порождают мысли, которые иногда зарифмовываются.
Еще раз благодарю Вас, Юрий, за внимание к моему скромному творению.
От всей души желаю Вам творческих удач, которые будут отзываться добрым эхом в душах читателей и множить ряды Ваших почитателей.

Всегда Ваш,

Николай Ядров   05.04.2006 18:03   Заявить о нарушении
Спасибо за столь развернутый ответ, Николай, право можно было покороче. Сразу замечу, что вы плохо меня знаете - я человек верующий, не материалист. Если говорить кратко, то что написано, так следует и понимать, а не то, как это можно объяснить. У меня и у других, надеюсь, даже мысли не возникает, что жизнь возможно ПОВТОРИТЬ, т.е. прожить заново, как клон, начиная вновь с младенческого возраста. Про бессмертностья уже говорил ранее. А поэт ли я, не поэт, духовность, бездуховность, это всё вторично. Да вы и сами об этом знаете, написав утвердительно об этом. Если говорить о королеве Англии, согласитесь, и она, и многие другие на ее месте может и предпочли бы легкую смерть (расстрел) вместо позора. А ну-ка начнут пытать? Много ли найдется смельчаков вынести эти муки и не сломаться? Ну не будем лукавить. Ее что, готовили специально перенсоить эти муки? Да она старая и больная женщина, чтобы не терепеть боль сделает, что угодно. Поэтому, если про условности еще можно согласиться с вашей точкой зрения, то обстоятельства зачастую (практически всегда) выше наших возможностей (например, терпит крушение самолет. Вероятность выжить 1/1000000). Говорить же об исключениях, как о правиле не приходится. Теперь о "жизненных лекалах". Лекало - это шаблон. Жизненные лекала - это жизненные шаблоны. Почему Вершитель задает нам "хитросплетенье шаблонов жизни"? Может быть, есть предначертанный Богом путь, а человек при помощи своей воли его может лишь корректировать (иногда и довольно значительно)? Вообще с трудом верится в существование неких шаблонов жизни (жизнь работяги, проститутки, военного и т.п.). Как-то слишком грубо (люди из любой категории живут далеко неодинаково). И уж из третьего катерна не вытекает взаимовлияние на судьбу воли человека и воли Божьей. Не хотелось быть неправильно понятым, мол, учу жить, или, что пристал. Но для чего автор публикует стихи на сервере стихи.ру? Наверное, чтобы получать отклики: какие они будут - восторженные, проблемные, отрицательные, зависит от того, как подал материал автор, обоснованность его позиции и от "заигрываний" с ним читателей-почитателей (есть ведь и такое?). Главное, чтобы это общение было плодотворным для пишущих и читающих сторон. Наверное, мы, немного поспорив, достигли этого. Не правда ли?

Юрий Кручинин   05.04.2006 19:59   Заявить о нарушении
Согласен с Вами, Юрий, в том, что полемическая форма общения более плодотворна, чем обмен сообщениями типа «хорошо - спасибо». Главное в полемике лишь не переходить границы приличия, быть корректными по отношению друг к другу или обсуждаемому автору. На мой взгляд, наше общение пока соответствует этому принципу.
Хочу высказать свое отношение к некоторым Вашим мыслям из последнего послания.
Считаю, что тезис о том, что в авторских произведениях следует придерживаться принципа «что написано, так следует и понимать» - как минимум спорен. Это схоже с принципом примитивного акынства: «Что и как вижу, о том так и пою». Лично мне больше нравятся произведения, в которых есть скрытый подтекст, неожиданные образы, сравнения, для понимания которых нужна напряженная работа мысли. Именно такие произведения не только стимулируют мыслительный процесс, но и способствуют особому воспарению чувств - своеобразному тренингу души. Целая наука – литературоведение – в числе прочего, занимается не только исследованием обстоятельств, причин, побудивших автора написать свое произведение, но и толкованием скрытых в нем подтекстов, неявно выраженных мыслей, сложных образов.
Теперь хочу высказаться в отношении того, что «есть предначертанный Богом путь, а человек при помощи своей воли его может лишь корректировать (иногда и довольно значительно)». Корректировка (тем более - «значительная») божьей воли тянет, по-моему, на богохульство. Божьей воле можно лишь либо следовать (быть верующим), либо отвергать ее (быть атеистом или еретиком). В этом контексте схема с выбором вариантов пути, на мой взгляд, более корректно описывает взаимодействие божьей воли с человеческой. Возможно, я и не совсем прав в толковании одного из основных принципов веры, ведь я не являюсь истинно верующим, скорее нахожусь в пути (быть может, даже в начале его) к этому состоянию (см. http://www.stihi.ru/2005/11/25-1404). Простите, если ненароком задел Ваши чувства.

Николай Ядров   06.04.2006 13:43   Заявить о нарушении
Николай, вы неподражаемы! Говорите многие вещи правильно, но пишите ровно наоборот. Я ведь говорил, что как написано , так и понимается в простом смысле: мысль читается так, как написана, а не как об этом думал автор в момент творчества. Суметь донести мысль - вот сверхзадача автора. А вы ставите мне в упрек, будто я отрицаю саму возможность "домысливания" затравки, кинутой автором. Значит вы вообще меня не читали. Большинство моих стихов построено именно по этому принципу, даже если они не из рубрики филосовских. Я часто использую неожиданный поворот в конце произведения именно с целью возврата читателя к началу стиха для его переосмысления в связи с этой концовкой. Ну а про коррекцию "воли Божьей" - это просто не выдерживает критики. По-вашему Бог так жесток, что миллионы преступников во всем мире выполняют "предначертания Божьи"? Вот это действительно богохульство в последней стадии. Это они сами, голубчики, так свой путь "откорректировали", что пришли не туда, куда Бог их направлял. А Он, согласитесь, их в убийцы, насильники и т.п. специально не направлял. Ваша поправка, что вы находитесь в начале пути к Богу, конечно, извиняет вас, но боюсь, что этот путь будет, ох, какой тернистый и нескорый. Но главное, что направление правильное, не так ли?

Юрий Кручинин   06.04.2006 19:34   Заявить о нарушении
Для Вас, Юрий, думаю, не тайна, что на души людские воздействует не только бог, но и еще пока не побежденная им темная сила. И наличие миллионов преступников, а еще большее количество просто грешников, является не следствием выполнения ими предначертаний божьих, а свидетельством временного превосходства влияния на их души именно этой темной силы. Те же, чьи души внимают гласу божьему, идут по предначертанному им пути.
Каким будет обозначенный мной путь – предугадать невозможно. Быть может, он завершится внезапной вспышкой озарения, возможно, будет таким, каким его предсказываете Вы – долгим и тернистым, а может оказаться непройденным и до конца жизни.
Как человека верующего, поздравляю Вас с Благовещеньем! Мира Вам и благоденствия.

Всегда Ваш,

Николай Ядров   07.04.2006 12:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.