Если это весна

* * *

Если это весна, то скажи, почему корабли
К золотым берегам безнадёжно прижались боками,
Почему поутру мы своих же следов не нашли,
Почему на Горе не беседуем больше с богами?

Если это весна, почему не поёшь серенад
И не шепчешь стихов восхитительным звонким подругам?
Нашу жизнь раздавили в руках, словно спелый гранат,
И она утекла по каким-то невидимым трубам.

Утекла и досталась, наверное, тем журавлям,
Что летят в темноте, созывая собратьев пропавших.
Олимпийские боги гуляют по черным полям
И бессмертье своё раздают молодым землепашцам.

К золотым берегам корабли прислонились тесней,
По следам незнакомым куда-то уходят мужчины.
Если это весна, почему ты не знаешь о ней,
Почему не достанешь из глаз постаревшие льдины,

Почему не насмотришься вдаль, не хлебнёшь тишину,
Не уронишь скупую слезу над младенческим писком?
Почему ты не скажешь, что просто придумал весну,
Как печальные греки когда-то богов олимпийских.


Рецензии
Перебирая лирические произведения Максима Замшева, не сразу понимаешь, кто же его лирический герой? Возлюбленная, друг, приятель, коллега, собрат по перу, смутный философ, случайный прохожий, оппонент? Но понимание всё же приходит: это - все, каждый и любой! Нуждаемость автора в собеседнике - движущая сила его творчества. Надо же кому-то поведать о том, чем богат внутренний мир, на какие высоты собирается подняться душа, каких глубин желает достичь ищущий ум.
Эта тенденция чётко прослеживается в стихотворении "Если это весна, то скажи, почему корабли..." Своему собеседнику автор задаёт ряд вопросов, но диалога не получается: на эти вопросы отвечает сам автор, где-то напрямую, а где-то путём предположений и прогнозов:

Если это весна, почему не поёшь серенад
И не шепчешь стихов восхитительным звонким подругам?
Нашу жизнь раздавили в руках, словно спелый гранат,
И она утекла по каким-то невидимым трубам.

И собеседника нам не обязательно слышать: достаточно того, что он есть и по воле автора сам превратился в слух.
Язык Замшева чрезвычайно образен, невероятно музыкален, ритмически строен, афористически сжат.
Не так и редко в стихах Замшева встречается смешение реального и мифического, но мы не наблюдает их полного взаимопроникновения: и то и другое оплывает друг друга и остаётся самостоятельным явлением. Если греками придуманы олимпийские боги, то, по аналогии, можно и придумать весну, если её не видишь за окном, где бушует метель или шпарит летний дождь.
Таким и должен быть мир поэзии: другой, чем жизнь, иначе мы заскучаем от повтора того, что видим каждый день, что вызывает у нас оскоминную реакцию. А настоящая поэзия и призвана обновлять эту жизнь, даровать людям надежду и чувство уверенности в завтрашнем дне: "Почему не достанешь из глаз постаревшие льдины..."

Ответное:

Ярче на солнышке снега искристость –
Страсти выходят из зимнего сна:
Если в штанах возникает бугристость,
Значит, уже на пороге весна.

Зевс   26.01.2019 07:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.