Зиганшин и другие
Все, что волновало отца, его сознание рано или поздно вызывало и мой интерес
в той или иной степени.
В памяти сохранилась история, случившаяся с баржей, которую штормом унесло в открытое море и моряки вынуждены были есть кожаные ремни. Имя одного из них - Зиганшин - осело памяти.
Баржи перевозили на берег грузы, доставлявшиеся к острову Итуруп океанскими кораблями, не имевшими возможности подойти близко к берегу. Сухогрузы вставали на рейд, а баржи сновали между ними и берегом. Перевозили продукты питания, уголь, оборудование и технику.
Навигация у Курил заканчивалась обычно в конце ноября – начале декабря месяца и тогда баржи вытаскивали на берег. Так было и на сей раз. Однако в середине января 1960-го года на Итуруп должен был зайти и разгрузиться корабль с продовольствием.
И две баржи – Т-36 и Т-97 столкнули в море. Дали горючего и продовольствия на три дня (хотя по нормативу должны были обеспечить на десять дней). Обе баржи зацепились за бочку и стали ожидать прибытия долгожданного корабля.
Запланированные три дня подходили к концу, заканчивались уже и продукты. Поначалу ничего не предвещало беды. Однако, и этот день запомнился ребятам на всю жизнь, а именно в ночь на 17 января 1960 года на залив и остров внезапно обрушилась снежная буря, сопровождаемая сильным ветром. Внезапно у баржи Т-36 лопнул стальной трос, скреплявший ее с бочкой-поплавком.
Связались по рации с командованием. Поступил приказ идти к берегу. Так и сделали, но около берега баржу чуть не бросило прямо на скалы. Зиганашин чудом сумел избежать столкновения и, увернувшись, начал уходить от берега. Однако в ходе резкого маневра на барже оторвало ящик с углем, бочонок с питьевой водой и, что самое страшное – разбило рацию. Баржа осталась без связи.
И ветер погнал судно, вместе со второй баржей, вдоль острова. Чтобы избежать столкновения, баржи отцепились друг от друга и очень быстро потерялись в снежной пелене.
На борту баржи было четверо военнослужащих, Асхат Зиганшин, а также Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федоров штормом унесло в Тихий Океан.
Старшим в этой четверке был младший сержант Асхат Зиганшин. Его родители родом из Черемшанского района (с. Старый Утямыш в Татарстане). Зиганшин до армии закончил училище механизации сельского хозяйства, два года отработал трактористом-механизатором. Хорошо разбирался в технике. Это серьезно помогло ему освоить профессию старшины-рулевого маломерных судов в учебке, которая располагалась в Южно-Сахалинске.
Самоходные баржи предназначались для обслуживания пароходов и на самостоятельное плавание рассчитаны не были. И хотя на барже обязан был бы находиться запас продуктов и радист, но ни того, ни другого на борту не оказалось.
Провели инвентаризацию запасов. Что обнаружилось?
Угля для отопления печки-буржуйки почти нет.
Питьевой воды тоже почти нет. Но сообразили, что можно пить воду из системы охлаждения двигателей. Правда она ржавая, но зато пресная. Начали собирать талую воду от снега, а позже, в более теплых широтах, уже и дождевую воду.
Правда,была буханка хлеба, две банки тушенки и немного крупы – сечки, перловки.
Да три ведра картошки, пропитанные разлившейся соляркой. Да три коробки спичек.
49 суток дрейфовала баржа в Тихом океане…
Съели - а что было делать? - четыре ремня, нарезая их мелкими ломтиками и поджаривая на солидоле. Зиганшин держал дисциплину своей команды.
В ход пошли и кожаные сапоги. Когда оставался уже последний сапог...
2 марта вахтенный заметил огни проплывающего вдали корабля. Баржу не заметили. Следующие корабли прошли вдали 6 марта и днем 7 марта. Наши матросы пытались подавать сигналы, но корабли, не заметив баржу, прошли мимо.
У команды появилась надежда на спасение: баржа наконец-то попала в район движения морских судов. И вот, в четыре часа дня 7 марта Асхат Зиганшин услышал шум от двигателей пролетающих самолетов. Он вместе с ребятами вышел на палубу, начал подавать знаки. Самолеты улетели. Вскоре к барже подошел огромный корабль – американский авианосец «Кирсардж».
После некоторых колебаний Асхат Зиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федоров поднялись на борт авианосца «Кирсадж». Ослабленные, потерявшие в весе по 25 килограмм…
…Мир восторгался и восхищался мужеством этих людей. На родину они вернулись героями, став легендой 60-х годов. История этой четверки породила немало песен, как профессиональных, так и самодеятельных. Был снят фильм «49 дней».
Прочла в инете: "Ныне Асхат Зиганшин живет в Санкт-Петербурге, работает механиком в пароходстве. Именно после того случая 1960 года "сухопутный" парень из Утямыша связал свою жизнь с морем" (данные на 2003 год).
*Асхат Рахимзянович Зиганшин (татaрская фамилия, 13 июня 1938, Шентала, Куйбышевская область — 20 июня 2017, Ломоносов) — младший сержант военно-строительных частей СССР, один из членов экипажа самоходной баржи «Т-36», которая 49 дней дрейфовала в Тихом океане в 1960 году. Кавалер ордена Красной Звезды (1960), почётный гражданин Сан-Франциско (США), почётный житель Стрельны.
Википедия.
Свидетельство о публикации №106011301129
Андрей Борисович Журавлёв 13.01.2012 11:16 Заявить о нарушении
Поверю Вам на слово,
хотя чуть позже поищу о береговой охране: интересно!
Валентина Томашевская 13.01.2012 12:48 Заявить о нарушении