Зиганшин и другие

Жизнь отца была связана с водным транспортом, поэтому с детских лет в мое сознание вошли слова, истории людей, связанных с жизнью моря и реки.
Все, что волновало отца, его сознание рано или поздно вызывало и мой интерес
в той или иной степени.
В памяти сохранилась история, случившаяся с баржей, которую штормом унесло в открытое море и моряки вынуждены были есть кожаные ремни. Имя одного из них - Зиганшин - осело памяти.

Баржи перевозили на берег грузы, доставлявшиеся к острову Итуруп океанскими кораблями, не имевшими возможности подойти близко к берегу. Сухогрузы вставали на рейд, а баржи сновали между ними и берегом. Перевозили продукты питания, уголь, оборудование и технику.
Навигация у Курил заканчивалась обычно в конце ноября – начале декабря месяца и тогда баржи вытаскивали на берег. Так было и на сей раз. Однако в середине января 1960-го года на Итуруп должен был зайти и разгрузиться корабль с продовольствием.

 И две баржи – Т-36 и Т-97 столкнули в море. Дали горючего и продовольствия на три дня (хотя по нормативу должны были обеспечить на десять дней). Обе баржи зацепились за бочку и стали ожидать прибытия долгожданного корабля.

Запланированные три дня подходили к концу, заканчивались уже и продукты. Поначалу ничего не предвещало беды. Однако, и этот день запомнился ребятам на всю жизнь, а именно в ночь на 17 января 1960 года на залив и остров внезапно обрушилась снежная буря, сопровождаемая сильным ветром. Внезапно у баржи Т-36 лопнул стальной трос, скреплявший ее с бочкой-поплавком.
Связались по рации с командованием. Поступил приказ идти к берегу.   Так и сделали, но около берега баржу чуть не бросило прямо на скалы. Зиганашин чудом сумел избежать столкновения и, увернувшись, начал уходить от берега. Однако в ходе резкого маневра на барже оторвало ящик с углем, бочонок с питьевой водой и, что самое страшное – разбило рацию. Баржа осталась без связи.

 И ветер погнал судно, вместе со второй баржей, вдоль острова. Чтобы избежать столкновения, баржи отцепились друг от друга и очень быстро потерялись в снежной пелене.

На борту баржи было четверо военнослужащих,   Асхат Зиганшин, а также Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федоров штормом унесло в Тихий Океан.

Старшим в этой четверке был младший сержант Асхат Зиганшин. Его родители  родом из Черемшанского района (с. Старый Утямыш в Татарстане). Зиганшин до армии закончил училище механизации сельского хозяйства, два года отработал трактористом-механизатором. Хорошо разбирался в технике. Это серьезно помогло ему освоить профессию старшины-рулевого маломерных судов в учебке, которая располагалась в Южно-Сахалинске.

Самоходные баржи предназначались для обслуживания пароходов и на самостоятельное плавание рассчитаны не были. И хотя на барже обязан был бы находиться запас продуктов и радист, но ни того, ни другого на борту не оказалось.

Провели инвентаризацию запасов. Что обнаружилось?
Угля для отопления печки-буржуйки почти нет.
Питьевой воды тоже почти нет. Но сообразили, что можно пить воду из системы охлаждения двигателей. Правда она ржавая, но зато пресная. Начали собирать талую воду от снега, а позже, в более теплых широтах, уже и дождевую воду.
Правда,была  буханка хлеба,  две банки тушенки и немного крупы – сечки, перловки. 
Да три ведра картошки, пропитанные разлившейся соляркой. Да три коробки спичек.

49 суток  дрейфовала баржа в Тихом  океане…
Съели - а что было делать? - четыре ремня, нарезая их мелкими ломтиками и поджаривая на солидоле.  Зиганшин держал дисциплину своей команды.
В ход пошли и кожаные сапоги. Когда оставался уже последний сапог...

2 марта вахтенный заметил огни проплывающего вдали корабля. Баржу не заметили. Следующие корабли прошли вдали 6 марта и днем 7 марта. Наши матросы пытались подавать сигналы, но корабли, не заметив баржу, прошли мимо.

У команды появилась надежда на спасение: баржа наконец-то попала в район движения морских судов. И вот, в четыре часа дня 7 марта Асхат Зиганшин услышал шум от двигателей пролетающих самолетов. Он вместе с ребятами вышел на палубу, начал подавать знаки. Самолеты улетели. Вскоре к барже подошел огромный корабль – американский авианосец «Кирсардж».

 После некоторых колебаний Асхат Зиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федоров поднялись на борт авианосца «Кирсадж». Ослабленные, потерявшие в весе по 25 килограмм…

…Мир восторгался и восхищался мужеством этих людей. На родину они вернулись героями, став легендой 60-х годов. История этой четверки породила немало песен, как профессиональных, так и самодеятельных. Был снят фильм «49 дней».

Прочла в инете: "Ныне Асхат Зиганшин живет в Санкт-Петербурге, работает механиком в пароходстве. Именно после того случая 1960 года "сухопутный" парень из Утямыша связал свою жизнь с морем" (данные на 2003 год).

*Асхат Рахимзянович Зиганшин (татaрская фамилия, 13 июня 1938, Шентала, Куйбышевская область — 20 июня 2017, Ломоносов) — младший сержант военно-строительных частей СССР, один из членов экипажа самоходной баржи «Т-36», которая 49 дней дрейфовала в Тихом океане в 1960 году. Кавалер ордена Красной Звезды (1960), почётный гражданин Сан-Франциско (США), почётный житель Стрельны.
Википедия.


Рецензии
Извиняюсь, но такой вещи, как "береговая охрана американского флота" не существует. Флот и береговая охрана - две отдельные и не связанные между собой структуры.

Андрей Борисович Журавлёв   13.01.2012 11:16     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогой Выходец Из Убежища.
Поверю Вам на слово,
хотя чуть позже поищу о береговой охране: интересно!

Валентина Томашевская   13.01.2012 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.