На поле Куликовом О, Русь моя! Жена моя! А. Блок 1880-1921
Александр Блок
1.
Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
и моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь - в тоске
.............................безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчится. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плач...
Покоя нет! Степная кобылица
Несётся вскачь!
Свидетельство о публикации №106011201573
Талант молодого поэта публика оценила по достоинству далеко не сразу, и снова обратимся к воспоминаниям П. Перцова: «Какое было впечатление от появления первых стихов Блока? Разумеется, как и следовало ожидать, впечатление едва ли не самого „курьёзного“ из курьёзов курьёзнейшего журнала… Стихи Блока ведь ещё несколько лет потом пугали газетных ценителей – так же, как после 1907 года стали умилять их». В том же году Блока напечатали в «Литературно-художественном сборнике», в который вошли стихотворения студентов Санкт-Петербургского университета. Электронная копия этого редкого издания сегодня хранится в фонде Президентской библиотеки.
Александр Блок покорил публику не только своими талантливыми произведениями, современники отмечали манеру и воздействие его голоса на слушателя, когда поэт читал свои стихи. Сосед по студенческой скамье и начинающий писатель Сергей Городецкий вспоминал: «Я услышал Блока в литературном кружке… Ничего не понял, но был сразу и навсегда, как все, очарован внутренней музыкой блоковского чтения, уже тогда имевшего все свои характерные черты <…> Кто слышал Блока, тому нельзя слышать его стихи в другом чтении». Поэт Вильгельм Зоргенфрей объясняет: «Простота – отличительное свойство этого чтения. Простота – в полном отсутствии каких бы то ни было жестов, игры лица, повышений и понижений тона. И простота – как явственный звуковой итог бесконечно сложной, бездонно-глубокой жизни; тут же, в процессе чтения стихов, созидаемой и утверждающейся. Ни декламации, ни поэтичности, ни ударного пафоса отдельных слов и движений. Ничего условно-актёрского, эстрадного. Каждое слово, каждый звук окрашены только изнутри, из глубины наново переживающей души. В тесном дружеском кругу, в случайном собрании поэтов, с эстрады концертного зала читал Блок одинаково, просто и внятно обращаясь к каждому из слушателей – и всех очаровывая».
Динара Хайретдинова 20.02.2020 08:59 Заявить о нарушении