Игорю Царёву - вторая дюжина
Последние стихи его попали в первую дюжину рецензированных мной, дались они мне сравнительно легко, поскольку в каждом из них было, к чему придраться ввиду явно посредственного качества их. Вторая дюжина далась труднее, и критика в ней направлена, в основном, уже не на огрехи в стихосложении, а на нечто другое. Но это лучше посмотреть, как говорится, в натуре.
===================================================
1.
На "БОЛЬШОМУ ПОЭТУ N".
(http://www.stihi.ru/2004/12/27-1195)
Читатель, поиграйте в лицедея,
Своё лицо накройте этой маской -
Хорошего поэта, не злодея -
И ощутите настроенья краски.
* * *
"Грустный взгляд бровями взят в кавычки..."
Да, грустный взгляд - наверно, по привычке
Жить, где без грусти было бы смешно.
Иронию в бровях не видеть не грешно,
Грешно, увидя, не понять, откуда
Сквозит во взгляде, устремлённом на тебя.
Сутулость плеч, коль разумом не скудный,
Заметь - желание уйти в себя.
При всех гостях, нагрянувших зачем-то,
Где жизни скромный путь его прочерчен.
"Прожигая время папироской",
Которое так тягостно и нудно
В его жилище, в скромности неброском,
С гостями тянется, как будто день тот - судный
Для человечков, перед ним ничтожных...
Хотя терпеть и нудно, но не сложно.
* * *
Поэту N. Конечно же, Поэту,
Что ж не назвал, кому, здесь сразу в заголовке?
Нашёл, где скромничать, - где Солнце светит.
Читать в рецензиях признание неловко.
* * *
Зачем себя своими же стихами судит?
Не смог другого написать, в зачёт хоть этот будет...
* * *
Не он первый; может, не он будет и последним.
Подобный суд над собой совершил И. Кобзон на пике перестройки,
когда на всероссийском радио рассказывал о другом певце - Козине.
Совесть, а может зависть или и то и другое вместе,
как бы далеко её ни прятали, лезет из подсознания
случайным словом, интонацией, дрогнувшим голосом.
2.
На "Предрождественское"
(http://www.stihi.ru/2004/12/14-1954)
Сказал апостол Иоанн,
Что Бог - любовь, и курс нам дан
Которым к Богу напрямик
Приходит, кто до дна проник
Великой истины библейской.
Поможет нам в бокалах плеском
Достигнуть цели Рождество -
Москвы великой торжество,
Стоящей многие века
На въезд-воротах, как китах,
В которые, богемой жданный,
Вливается поток желанный -
С периферии молодёжь;
Столичного успеха ждёшь -
Спеши на праздник бесшабашный,
Под скрип кроватей - нету краше...
3.
На "Телега дураков"
(http://www.stihi.ru/2004/11/02-1423)
Всё в жизни так - мы движемся по кругу,
Неделя за неделей и за годом год,
Глупцы притом смеются друг над другом,
Стараясь обогнать всех, вырваться вперёд,
Не думая о том, что первых ждёт награда -
Всех обогнав, быть позади парада.
* * *
Не тративший усилия быть главным на Парнасе,
Влагавший жизнь свою в обычнейшие стансы,
Не продававший сердце за похвалу цензур,
Вам с высоты Парнаса сердечный шлёт "Бонжур".
4.
На "В поисках слова"
(http://www.stihi.ru/2004/09/14-67)
Когда в стихе нет слова из названья,
Тогда название особый смысл несёт,
Что в свете стихотворного признанья
Бывает виден, будто мёд средь сот.
Когда не так, как видно, для поэта
Одно есть слово, что покоя не даёт,
Поищем слово в стансах в этом свете.
Того не ведая, поэт разгадки ждёт.
А как не ждать, когда оно занозой
Засело где-то очень глубоко,
Покоя не даёт похлеще, чем зазноба,
С такой занозой, знамо, не легко.
Он тонкой мудростью востока
Столицы ради пренебрёг,
Усвоив детства, юности уроки,
Оставил родины порог.
Ведь принято сейчас, признаться,
Той родине малою называться.
Так: слово первое нашли сейчас,
Читаем дальше - следующий станс.
Он суетиться перестал в пространстве -
Похвально, с возрастом приходит, но
В событиях потоке дальних странствий,
Что суета, конечно, есть одно,
Что помнить не мешает всем на свете, -
Перестаём мы суетиться лишь тогда,
Когда предела достигаем где-то,
А дальше - ни туда и ни сюда.
Предел мы видим - в самолёте,
Тот потолок, которого достиг,
Судьбы падения его и взлётов
Итог и смысл, который он постиг.
А третье слово - глас великих предков,
Которых он преемник должен быть;
К величию позывы у людей нередки,
И Бог нам предков завещал любить...
А вот четвёртое для слов для всех итогом -
Пегаса мерином он чалым обозвал...
Посля попыток говорить высоким слогом.
Видать, себя по правде опознал...
5.
На "РУССКИЕ РЕКИ - УБЛЯ И ВОБЛЯ"
(http://www.stihi.ru/2004/09/10-942)
Великий и могучий
язык российских мужиков...
В стихах маститого не скучен,
но больше годен для жуков,
Которые лишь день живут среди берёз -
Нажрутся,
на... любятся
и умирать в навоз.
6.
На "* * *"
(http://www.stihi.ru/2004/09/06-1363)
С тобой на небесах мы не бывали,
Правителя вселенной не видали,
Но трудно ли представить нам,
Видавшим виды мужикам,
Что может в небесах твориться?
Блеснёт по нашим черепам зарница,
И мысль под них проникнет... ни о чём.
Господь тут, правда, не причём.
Коли правитель, ясно дело,
ДолжОн иметь он кабинет,
Казённой мебели цвет - белый,
На облаках другого нет.
Мы видим цвет порой свинцовый,
Но это - снизу облаков,
А на заре тот цвет пунцовый -
То от стыда за чудаков
Молящихся языческое Богине,
Хозяйке утренней зари...
Но вновь вернём к храмине синей,
Опять, друг, в небо посмотри.
А там... Конечно, Бог - начальник,
И править должен - я те дам!
Суровый Он и не случайно -
Не за Него, за милых дам
Мы поднимаем первый тост,
Когда скучкуемся с друзьями...
Но как же слог проэта прост!
Опять вернулся к милой даме...
Итак, начальников мы знаем:
Как много раз в смущеньи мы
Сказать не можем слова сами,
Когда общаться можем с ним...
Он кулака не пожалеет,
И, слава Богу, по столу,
Чем мы беспечней, тем Он злее,
Прибавит бед ко нашу злу.
Армагеддон мы проболтали
С друзьями за чужим столом,
В постели с Музой провидали,
И вот: теперь у нас облом.
... ... ...
7.
На "Пока Бог спит"
(http://www.stihi.ru/2004/08/30-807)
Когда Бог спит, и нам поспать бы,
Да сатана вот не даёт...
Нас манят дьявольские свадьбы
И разговор, что он ведёт.
О том, что в этой жизни сильным
Принадлежит земли судьба,
Кто гонит шагом семимильным,
Что быть спокойным - стыдоба.
А как иначе, если света
В делах начальников уж нет?
И от лукавого заветом -
Топ за начальником след в след.
И если крестик спрятал в горсти
(Чтобы другим-то не видать),
Не хочешь в сердце Бога взростить,
То - душу дьяволу отдать.
8.
На "Я, СЫН СТРАНЫ, КОТОРОЙ БОЛЬШЕ НЕТ"
(http://www.stihi.ru/2004/08/26-585)
Как много было уж "отцов",
Страну способных возродить,
Да вот, от них, как от скопцов,
Путями Света не бродить
По белу свету никому,
Пожалуй, разве самому?
Уж сколько писано "заветов",
А мы пути всё ищем к свету...
9.
На "В КУЩАХ ЛИЧНОГО ЭДЕМА (ДАЧНОЕ)"
(http://www.stihi.ru/2004/07/18-1019)
А воскреснув в воскресенье,
Снова в бой, и валидол,
Службы суетной несенье,
Позабыв про вольный дол.
А иначе невозможно:
Если хочешь отдыхать,
Всю-то всю неделю должно
На пегасике пахать.
10.
На "Прогноз непогоды"
(http://www.stihi.ru/2004/06/29-1031)
Когда погоду делает политик,
А не экономист,
И не поэт поэзию, а критик,
Рад лишь фатальный оптимист.
11.
На "Обетованная вселенная"
(http://www.stihi.ru/2004/06/08-1016)
Вот так: ты рай себе построил,
А дальше каждый - как хотят,
Соседа твой мирок стал втрое...
Иначе можно ль средь котят?
12.
На "День поминовения"
(http://www.stihi.ru/2004/04/27-1040)
Конечно, надо ли жалеть
Талант, который всё равно там будет?
И нам и им - в земле всем тлеть,
Их нет... и кто живых осудит,
Галантно пропустивших их
Во имячко побед своих...
Земля их головы остудит.
А мы, благополучно живы,
Их поминая раз в году,
Что так бездумно истине служили,
О том, что им несло беду
Задумаемся. И, как прежде,
Встречая разных по одежде,
Пофилософствуем в бреду
Под звон поминовенья,
Дарящий влохновенье.
===================================================
Итак, вторая дюжина готова. Заряд творческого зла поизрасходован, и пока я ещё не знаю, буду ли продолжать дальнейшее рассмотрение стихов Игоря Царёва. Во всяком случае, написанных двух дюжин вполне должно хватить, чтобы представить моё ЧАСТНОЕ мнение об этом журналисте и его поэтическом творчестве.
07.01.2006
Свидетельство о публикации №106010701157
Тем более - на стихотворную рецензию на стихи. Поэтому - извините за глупость.
Мне кажется, Вы правильно сделали, что начали с последних стихов - критиковать то, от чего автор уже ушёл, не всегда есть смысл он: себя сам, возможно, раскритиковал.
Кстати, именно благодаря Вашей рецензии я прочитал некоторые стихи Царёва (к "Автор дня" отношусь без внимания). Можно считать, Вы сделали ему дополнительную рекламу.
Мне он показался автором достаточно квалифицированным (не согласен с формально строгой критикой Чуприна, например - мне кажется, от "неправильностей" стихи иногда выигрывают, как букет от асимметрии), но не очень ярким. Стихи качественные, но чем-то знакомы.
Существенной эзотерики я не заметил. Вполне обычные, испытанные поэтические образы. Возможно, Вы приписываете его стихам более многоплановый смысл, чем он сам - не знаю.
Например, сейчас я посмотрел "В поисках слова".
Многие строки напоминают высказывания Бродского, особенно 2-3 строфы. Впрочем, подражание хорошему - не недостаток, хотя строчки Бродского "топорщат" мои мозги гораздо сильнее.
А искомое "слово" - Вы и сами понимаете - то самое, "в начале было Слово". И Царёву не нужны три слова (как у Вас в рецензии) - он, мне кажется, просто подразумевает, что творчество поэта есть не погоня за благами (общее место, кстати), но поиск одного, единого (но не обязательно "словарно" единственного), своего Слова, объемлющего мир. Разумеется, тема не нова, - но трудно найти действительно новую тему при таком количестве поэтов. :)
Да, кстати, "мерином" он обозвал, мне кажется, не Пегаса, а обычный "мерседес" - современный слэнг стал более неотъемлемой частью поэтического языка, чем античные мифы, и мне уже глаз не режет.
Борис, мне кажется, Вы привыкли искать сокровенный смысл даже там, где его нет - большинство стихировцев просто балуются вариациями известных, обкатанных тем, не претендуя на откровения. Надо ли относиться к ним так серьёзно?
Андрей Злой 15.01.2006 14:16 Заявить о нарушении
Эзотерики в стихах И.Ц. нет, это верно, и я бы никогда, наверное, не обратил на него внимания, если бы не увидел в короткой статье, представляющей "Автора дня", о том, что этот журналист имеет статьи по эзотерике.
Поймите меня правильно: сейчас я как раз пребываю в возбуждённом состоянии после беседы с эзотериками на христианском форуме Кураева. Слово "эзотерик" на меня подействовало, как красная тряпка на быка. Поэтому я сразу рванул, не разбирая брода. Читать произведения И.Ц. начал так, как они размещены на его странице - сверху вниз и, естественно, в поле моего зрения прежде всего попали последние. Это какое-то невероятное совпадение, что их оказалось ровно 48, потому что первого рывка мне хватило только на 12. Ну и так и решил - выдавать дюжинами.
Прочитав сначала последние его стихи (первая дюжина), я, будучи возбуждённым, прямо "офонарел", выражаясь его языком, - настолько не соответствовал уровень его творчества количеству и тону рецензий. Ну, меня и понесло... Получил дополнительный заряд творческого зла на вторую дюжину. Только после второй дюжины я перевёл дух и подумал, стоит ли тратить на него время, но на всякий случай скопировал себе все оставшиеся произведения, не читая. Эти четыре дюжины все так написаны мною - последовательно по мере чтения его стихов. То есть полное представление о поэте и его творчестве я имел только, когда заканчивал четвёртую дюжину.
Я, наверное, счастливый человек среди поэтов - я почти не знаком с творчеством классиков (не считая школьной программы), и меня трудно заподозрить в подражании кому-то. Но я и не мог заметить такое подражание у другого поэта, в том числе и у И.Ц. И если я упомянул наличие академичной правильности в стихе, то я имел ввиду именно это - то, что делает стих стерильным.
По поводу неправильностей в стихе. У меня они тоже встречаются. Когда мне указывали на них, у меня бывало разно: бывало, выглаживал стих, а бывало и отстаивал своё "авторское право" на вольность. Если Вы заметили, я даже ни разу не упомянул про них у И.Ц. Просто мне хватило материала для критики и без них. Хотя моё мнение таково: такое отклонение должно обязательно нести эмоциональную нагрузку.
С мерином чалым, возможно, я промахнулся - не знал я, что такими эпитетами импортные автомобили награждают. Чего не бывает... И не знал я, что у профессиональных поэтов тема поиска слова расхожая. Тем не менее, когда сам пишу что-то для определённого круга лиц, я стараюсь писать так, чтобы было понятно всем, и не образованным даже. Так что увы... не виноват я...
А сокровенный смысл я у него и не искал, как можно понять (особенно) по первой дюжине; сокровенный смысл я у него нашёл, когда писал третью дюжину. К сожалению (Вашему и всех читателей ;), я дал ему шанс, поэтому пока не буду сам раскрывать этот смысл. Посмотрим, как он воспользуется этим шансом и воспользуется ли. Я думаю, после четвёртой дюжины он должен правильно понимать ситуацию.
Хьюмэйн 15.01.2006 21:26 Заявить о нарушении
Уже когда вчера писал первый ответ на Вашу рецензию, И.Ц. продемонстрировал непонятливость. Возможно, я тороплюсь, но ряд примет говорит, что он ведёт со мной нечестную игру. Итак, о сокровенном смысле...
Здесь на Стихире я встретил несколько поэтов, с которыми имел прежде астральные контакты. И всего лишь второй раз встретил нежелание признавать наличие таких контактов со мной. Все остальные - известные и мало известные поэты, поэты сами-по-себе, и целью моих контактов с ними было предупредить, чтобы они знали, просто знали обо мне. В обмене рецензиями мы обменялись намёками и отложили дело до поры до времени. Эти же двое получили от меня помощь в становлении их поэтами, поэтому их нельзя считать поэтами, которые сами-по-себе. Первого поэта (поэтессу), Вы, наверное, уже знаете - богема слухами полнится. И вот - второй... Характерно, что время снижения качества его стиха приходится как раз на начало активных действий Противника против меня; тогда, видимо, И.Ц. сменил свою идейную ориентацию, приняв от Противника то, что тот предложил ему, отказавшись от моей помощи. Но не отказавшись от того, что приобрёл, благодаря моей помощи.
Вот, кажется и всё.
Хьюмэйн 16.01.2006 10:59 Заявить о нарушении