Стихотворные переложения - 2005

Сура 56
(По Корану)
 ...Почему вам не поверить?
 56: 57

Когда низвергнется на землю сила, судящая людей,
Она унизит и возвысит; и горный прах будет пред ней.
Тогда Аллах на группы три народы все разделит.
Кто Левой; Правой стороны; и Приближённых смерит.

Все Приближённые – в садах: на ложах, в благодати.
И мальчики с сосудами всегда готовы дать им
Напитка безпохмельного, любой плод, дичь любую.
Там девы черноокие (за жизнь даны благую):
Как жемчуг, их глаза блестят; «Мир вам!» – Все речи их.

А Правой стороны народ – средь лотосов благих.
В тени он, меж текучих вод, среди ковров сидит.
Никто ему свежих плодов вкушать не запретит.
Там девственницы-сверстницы с ним навсегда нежны.

Но в кипятке и дыме злом люд Левой стороны.
Те, кто упорствовал в грехе, не верил в Божий день, –
Им горький плод войдёт в живот. Им верить было лень...

Извергнуть семя может муж, – на то воля небес.
А кто Аллаху среди вас создаст противовес?
Вы сеете – Аллах помог. Аллах помог – вы жнёте.
Вы ли рождаете плоды? Воду с небес вы пьёте!
Вы ли хозяева огня или Аллах святой?
От Господа миров вам дан и сей Коран благой!
Так разве же и этот дар не примите, любя?
Пренебрегая им, на суд вы явитесь скорбя!...

А если Приближённый он, – то – ароматный сад.
Если из Правых он людей, – ему «мир» говорят!
Но если он из чтивших ложь, из Левого «крыла», –
Тому напиток – кипяток. Такой – сгорит дотла.

Как несомненна истина, она для всей земли!
Помни величье Господа, имя Его хвали!


Подаяние
(По Корану, сура 107)

Встречал ли ты существ таких,
Считающих ложью, обманом,
Религию людей живых?

У тех полны карманы,
Но гонят руки их сирот.
И на столах их яства,
Но бедным не видать щедрот
Их грешного лукавства!

О, горе тем молящимся,
Кто в цель мольбы не верит!

Милостыни боящийся,
Твой дух лишь лицемерит!


Вечная мудрость
(Из Библии: Ветхий Завет, Книга премудрости Соломона, гл. 2, 4, 5)

1
Неправо умствующие говорили сами в себе…
Прем (2: 1)

Наша жизнь коротка и случайна.
Смертью кончится скоро она.
И дыханье, как дым, искра слова, как тайна, –
Испарятся из мёртвого сна.

Наше тело во прах превратится.
Жизнь и дух наш – не вспомнят вовек.
Как на солнце туман, – в пустоте растворится
Имя гордое «человек».

Ведь вся жизнь – будто тени явленье,
И возврата в прошедшее нет.
Так давайте же длить и усиливать пенье,
И вином заливать жизни цвет.

Наслажденьем себя увенчаем.
Вдов и старцев нам чужда рука.
Мы себя возвеличим, других притесняя,
Призирая слезу бедняка.

Правда – в силе. Бессилие – ложно.
Всякий «праведник» – враг будет нам.
Укоряет он нас во грехах и безбожьи –
Он ответит за это сам.

Он о Боге всегда рассуждает,
Божьим сыном себя подаёт.
Его жизни весь путь нашу жизнь обличает:
Всюду мерзостью он нас зовёт.

Так проверим его многократно:
Пусть покажет нам бездну чудес.
Мы осудим его, ведь живёт он нескладно.
Мы убьём его, чтоб он исчез!

2
Так они умствовали, и ошиблись…
Прем (2: 21)

Этот праведник Богом возлюблен.
Среди грешников он не грешил.
Злобой разум его не погублен.
Дух коварства его не прельстил.

Быстро понял он путь спасенья.
Прожил он великую жизнь.
Бог услышал его моленья, –
Мечты праведника сбылись.

А люди видели и не знали,
И плевали всегда на него.
Благодати не замечали,
Забыв Господа Самого.

Ну а праведник юной смертью
Старость грешников осудил.
Примитивности их круговерти
Посмеялся Господь правых сил.

И позорным трупом отныне,
Пред святителем, грешник падёт.
«Как же жребий его со святыми?» –
Возмутится насильник и мот…

Так послушайте незаметных,
Кто не позван на ваши пиры;
Тех наследников сил несметных,
Кому Бог даст судить миры!


Проклятие Иова
(По Библии: Ветхий Завет, Книга Иова, гл. 3)

Да сгинет день, в который я родился!
И ночь, сказавшая, что муж зачат!
Желаю, чтобы день тот тьмой облился!
Пусть Бог его сотрёт, вернёт назад!

Та ночь пускай к годам не пристаёт!
И мудрецы о ней не вспоминают!
Её пусть заклинатель проклянёт,
Кто и Левиафана пробуждает!

Даже если звёзды погаснут,
Не видать той ночи рассвета!
Не дождаться ей зари ясной, –
Не дала ведь она совета

Материнской утробе закрыться –
И избавить меня от страданий!
А ведь мог я не появиться:
Не сидел бы сейчас между вами!

Так зачем же меня кормили?!
Я лежал бы теперь в покое!
С мудрецами, что прежде жили,
Я бы длил бытие пустое.

Я на кладбище, мертворождённым,
Не слыхал суеты нечестивой!
Был бы я от бед сохранённым,
Там где равны и святость, и лживость!

Вот дошёл до чего я ныне:
Смерть мила мне, как клад волшебный!
О могиле молю, как о сыне!
Горечь слёз смыла пир мой хлебный!

То, чего я так ужасался,
Надо мною вдруг совершилось!
Я для Бога всегда старался,
Но послал Он мне лишь немилость!


Грех Давида
(По Библии: Ветхий Завет, II Книга Царств, гл. 11, 12)

 И было это дело… зло в очах Господа
 2 Цар (11: 27)

Однажды, под вечер, могучий Давид
Смотрел из дворца на селенья.
И видит жену. Потрясающий вид
Приводит царя в исступленье.

Ему донесли: то Вирсавии плоть.
Ей Урия – муж беззаветный.
Но царь уж не в силах себя побороть, –
Вторгается в грот он запретный.

И вот, уже с плодом бесчестных утех
Осталась Вирсавия вскоре.
И Урия позван, чтоб скрыть этот грех.
Дотоле служил он в дозоре.

Царь Урию принял, вином напоил.
Но тот в дом идти не желает:
Улёгся у царских ворот он без сил.
Давида же гнев пожирает.

И Урия послан на дальний рубеж.
Отправлен приказ полководцам:
«Пусть Урия сгинет меж вражьих одежд, –
В ловушке не сможет бороться».

Вот время прошло. Пораженье в войсках.
И с фронта посланник приходит.
Силён у царя кулаков его взмах,
И гневно глазами он водит.

«Как смели вы близко к беде подходить?
Иль знаний у вас не хватает?
Вы жалость к солдатам успели забыть?» –
Давид разъярённый внушает.

Посланник в ответ: «Да, лежит на нас грех.
Мы многих достойных сгубили.
И Урия пал, быв смелейшим из всех,
И в клочья его изрубили!»

И тихо на это ответил Давид:
«Меч слеп. Он разит без разбора.
Одних поедает, других же щадит.
И это не тема для спора».

И вскоре Вирсавию в царский дворец
Ввели как супругу Давида.
И царь помышлял, что невзгодам конец,
И грех упустил он из вида…

Явился к Давиду от Бога пророк
Нафан, и заметил уныло:
«Богач, у кого дом велик и высок,
С кем знатность, и слуги, и сила,

Владеет он стадом волов и овец.
Но, чтобы обед дать для гостя,
Овцу бедняка он зарезал, подлец;
И в мире живёт!» Гнева гроздья

Давиду лицо вспламенили и он
Кричит: «Жив Господь! Что за дело?
Нарушил богач состраданья закон!
Ведите ко мне его смело!»

Ответил Нафан: «Тот богач – это ты!
Послушай, что Бог говорит:
«И царство Я подал тебе с высоты;
И дом твой, как камень, стоит;

И если бы больше хотелось тебе, –
Ещё Я б прибавил тогда,
Но ты подчинился греховной борьбе:
Жену ты добыл без труда.

Её совратил и ребёнка зачал,
А мужа её подло предал!
Ты Урии жизнь вероломно отнял
Чужими руками соседа!

Так знай же, за это воздвигну Я зло.
Ты – тайно вершил преступленье,
Я – миру всему всё, что произошло
Явлю – во святое отмщенье!

Хулят Моё Имя по миру теперь.
Но ты не умрёшь (Я простил),
Твой сын перейдёт во смертельную дверь!»
И Бог, что сказал – совершил.


Рецензии