Сочинение по войне и миру. роль эпизода в романе

«Война и мир» - это роман-эпопея,
Где Толстой достиг своего апогея.
А книга привлекает ещё и тем,
Что много сюжетных линий, не подсчитанных никем.

В романе важно не просто событие,
А то, как происходит героя развитие.
Поэтому каждая деталь, каждое слово важны,
Строгой критике и анализу подвергаться должны.

Если даже взять малозначительный сюжет,
Лучше способа для анализа всего произведения нет.
Когда ты тему раскрываешь,
Тогда мгновенно понимаешь,

Что любой эпизод – вещь значительная,
Это и есть черта Толстого отличительная.
Что же тут говорить о разговоре героя с кумиром своим,
Одного из главных – князя Андрея со Сперанским.

Лев Николаевич хотел показать,
Как люди могут отражать,
Отражать качества другого человека,
Который ищет сам себе ответа.

Вот так Сперанский отразил
Противоречия, что князь Андрей в себе же заключил.
Вот главная мысль подверглась открытию.
Что же предшествовало этому событию?

Но обо всём по порядку. Для начала разберём
Сам эпизод, а иначе не поймём,
Как связан со всеми остальными он.
И что же значительного в нём.

При разговоре в князе возникло чувство.
«Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал»,
Но, видимо, отчётливо понимал,
Что общаться с этим человеком ему нужно.

Сперанского – государственного секретаря
И докладчика государя
Князь Андрей пытался изучить,
Тайну зеркальной души его раскрыть.

Он видел в нём «разумного, строго мыслящего,
Огромного ума человека,
Энергией и упорством достигшего
Власть». В общем-то, деятеля века.

Но князь Андрей понять не мог,
Что видел то, к чему стремился.
Он просто не давал лишь жизни срок,
Чтоб новый смысл для него открылся.

Сперанский отражает внутренний мир князя реальный,
Толстой подчёркивает это метафорой «зеркальный».
«Зеркальный взгляд» - вот, что повторяется снова и снова
В этом и заключается сюжета основа.

А если разобрать семьи Болконсих уклад,
То можно говорить не наугад,
Чем же князя Сперанский привлёк –
Разумом, но ясным он жил. Вот в чём конёк.

Князь Андрей жил разумом тоже,
Но не мог гармонии достигнуть, похоже,
Он всё сомнению подвергал,
Тем самым внутреннюю работу совершал.

А Сперанский на месте застыл,
Он просто человеком недалёким был.
Он даже не мог понять одного:
«…что нельзя всё-таки выразить всего того,

что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том,
что, не вздор ли всё то, что я думаю…»
И говорит это всё о понятии простом,
Что душа его была грубою,

Что он не чувствовал мир, ему буквально всё равно,
Что будет с Россией. Его жизнь как панно
Выстраивается из неудач и побед,
И ему важнее России то, что он будет есть на обед.

Князь Андрей и Сперанский жизнью разумом похожи,
И тем, что значит слава для каждого, тоже.
Слава – лишь удовлетворение своего эгоизма,
Тогда жизнь их – оптический прибор, где непрозрачная линза.

Князь Андрей так же славы желал,
Думал, что Бог его для этого избрал,
Но когда с капитаном Тушиным он повстречался,
Понял, как жестоко он ошибался.

Князь Андрей был воспитан по 18 веку,
А значит, трудностей не избежать этому человеку.
С одной стороны, слава – признание героизма,
С другой, Тулон Наполеона – символ эгоизма.

В этом и есть не обычная комедия,
А жизни князя настоящая трагедия.
Гордыня – вот несчастье для семьи,
Что стала кровавой жертвой войны.

Для Николая Андреевича превыше всего
Деятельность и ум. Так он воспитал сына своего.
А дочь сою тиранством замучил он так,
Что стало ей легче, когда отец умер, в сто крат.

В чём же винить князя Андрея, что он сердцем не живёт,
То, что он Наташи Ростовой потом не поймёт.
Ну, а Тушин – «маленький, грязненький и без сапог»,
Стать героем, по мысли князя Андрея, он не мог.

Взгляд у него добрый и умный,
Но в бою под пуль свист шумный
Этот маленький человек как будто вырастал,
И вместо капитана пред нами генерал.

Князь Андрей признаёт, что Тушин герой,
При этом теряет идеальный Тулон свой.
Перед ним практически рушится мир,
Наполеон для него уже не кумир.

Князь Андрей понимает между содержанием и формой разлад,
И только сознание этого даёт результат.
На битве под Аустерлицем совершает он подвиг,
Но влияет не слава, а самой души окрик.

Вот так и можно сделать умозаключение,
Что слава для них имела одинаковое значение,
Только князь Андрей Болконский развивался,
А Сперанский на своём уровне так и остался.

Что же чувствовал князь Андрей, когда в Петербург он прибыл,
Что Сперанский с лёгкостью Наполеона заменил?
Что предшествовало приезду?
И было ли это страстное восхищение к месту?

И вот, читатель, посмотри,
В состоянии, когда умер он внутри,
Едет в Отрадное по делам
И юную Ростову встречает там.

Её поведение, ночной разговор
Открывают для князя на жизнь новый взор.
Он понимает, «что жизнь не кончена в 31 год».
С его стороны это правильный ход.

И даже природа живёт вместе с ним.
Князь Андрей со старым дубом сравним,
Который из старика с болячками и горем
Превратился в украшение леса с несбыточных мечтаний морем.

Он тоже подчинился законам весны,
Хотя раньше и знать не хотел о какой-то любви.
Всё изменилось буквально за день.
Болконский не хочет жить больше как тень.

Именно с жаждой жизни, в поисках нового,
Князь Андрей приезжает в Петербург
И попадает под влияние человека, у которого
Светское общество – общения круг.

А если сравнить его прежнего кумира с новой мечтой,
То не обойдёмся мы внешностью одной.
Мало того, что у обоих были белые нежные руки,
Так ещё все люди были им как слуги.

Только стоит вспомнить, как тонули поляки,
А Наполеон даже не смотрел в сторону реки.
И именно это заметил в реформаторе князь,
А значит, Сперанскому вечным идеалом не стать.

Естественность Наташи разрушит как карточный дом,
Всё, что князь Андрей строил с трудом.
Она принесёт новый мир для него,
И не заманит зеркальный взгляд Сперанского.

Благодаря Наташиной открытости
Князь Андрей поймёт сколько лживости,
Сколько подлости, коварства, игры
В светском обществе нашей страны.

Ему останется только понять,
Что идеалов не стоит искать.
И читатель, проанализируя всё это поймёт,
Что лишь в Боге князь истину найдёт.

Приоткрыть завесу истины – и смерть.
Вот, что для Болконского счастье есть.
Впереди у князя много испытаний,
Но найдёт он смысл среди волн жизни колыханий.

Эпизод этот важен, как жизни мгновение,
Тем более в таком произведении,
Которое учит, как умирать,
Как жить, любить и страдать.

И Толстой, наверное, так бы сказал,
Что если благодаря ему кто-то истину познал,
То, значит, не зря «Войну и мир» создавал,
Столько работал, так долго писал.

P.S.
Вот так пыталась разобрать,
Что мог сюжет здесь означать.
Надеюсь, что смысл найдёте у Толстого в словах,
А может, в моих бесконечных стихах…
 
1.12.2005
 

 


Рецензии