Русский шекспир

 Статья о поэтической хронике "ИМПЕРАТОР ИВАН VI"

 Так я назвал современного русского поэта и драматурга Бориса Рябухина, прочитав его драматическую поэму "Император Иван". Эта историческая хроника в стихах опубликована совсем недавно. Кстати она у поэта третья по счету. Первая называется " Степан Разин" и вторая - "Кондрат Булавин".


 Спустя короткий промежуток времени, меня потянуло на повторное
 прочтение хроники "Император Иван", но теперь я был ещё более
 увлечён и внимателен к тексту. Я не специалист по истории нашей
 страны но считаю, каждый россиянин должен своих правителей
 России знать. Кто предскажет, может быть, кому-нибудь придется в жизни
 участвовать во власти. А для этого нужно быть культурным человеком,
 то есть освоить пласты культуры своего отечества. Лично для меня
были неясны кое-какие временные моменты царствования императоров
России после правления Петра I.

 
 Все русские знают, что у нас на Руси первым царем был Иван IV.
( с 1547 года). До него было ещё три Ивана, но они назывались князьями.
 Сын царя Алексея Михайловича (с 1682 года) Иван V был не
способен к государственной деятельности и поэтому провозглашён
царём вместе с младшим братом Петром I. До 1689 года за них правила
сестра царя Софья. После её свержения царём стал Пётр I.

 
  В нашей литературе известна драматическая трилогия в стихах,
написанная во второй половине 19 в. русским поэтом А.Толстым
Я перечислю их по порядку создания: "Смерть Иоанна Грозного",
 "Царь Фёдор Иоаннович" и "Царь Борис". Правда, я упустил
 драматическое произведение А.Пушкина "Борис Годунов", написанное
 намного раньше. В нём решающую роль в судьбе царя играет народ.
В драмах же Толстого не присутствует народ, как национальная активно
действующая сила истории. В драме "Борис Годунов" он передает
трагизм царя с помощью своего подхода – использование индивидуальной психологии своего героя. Поэт Алексей Толстой,
наследуя пушкинскую традицию, дает новый вариант художественного
решения проблемы царя Бориса Годунова. Он обошёлся в своей драме
без образа Самозванца, потому-то конфликт царя и "воскресшего Дмитрия" решён как нравственно-психологическая проблема
преступления и наказания.

 
 Так что Борис Рябухин следовал традициям
предшественников. Однако его хроника "Император Иван VI" охватывает
события более объемные, причём не отраженные в литературе.
Главным персонажем, вокруг которого происходят события,
является Иван VI.

 И, наконец, отмечу, что ещё задолго до русских хроник созданы
 исторические драматические хроники жизни королей английским драматургом В. Шекспиром. Одна из них называется "Ричард II" , другая же - " Генрих IV". В них запечатлен с присущим ему мастерством кризис феодальной системы.


 К чему я привел исторические факты? Отвечу, что автор хроники
"Император Иван" начинал не на пустом месте, и понимал, что
 выбранная им тема будет иметь общественную и государственную
значимость для России. Надеюсь, я удовлетворил читателя ответом.
 А сейчас я обращусь к тем моментам, которые трогают меня.
 
  Открываю поэтическую хронику, в глаза бросаются действующие лица. Я насчитал больше пятидесяти: от императоров, герцогов и герцогинь … и кончая скоморохами, слугами, солдатами, народом. Я сразу же подумал: Как же справиться автор с таким количеством разнообразнейших персонажей? Ведь каждый из них имеет свой характер, свой язык, специфику своего места среди россиян…
Когда я читал текст, то, конечно, на это обращал, прежде всего, внимание. По ходу выражения своего впечатления и наслаждения поэтическими строками тех или иных персонажей, я обязательно буду делать то же самое.

  Начну же со слов персонажа графа Панина. После правления
Петра I
 Хлеб не родится, когда баба правит,
 Хорошего не жди. Один разврат.
 И править нами будут фавориты –
 Под юбкой государыни, как раньше.
 Как Меньшиков был при Екатерине
 При Анне Иоанновне – Бирон,
 При Анне Леопольдовне – Линар.
 А при Елизавете – Разумовский?..

Я добавлю сюда - при Екатерине II - Орлов, Потёмкин -
(хроника заканчивается началом правления этой императрицы).
 

 И вот разворачивается картина свержения императрицы Анны
Леопольдовны с помощью гренадеров. Муж её немец Ульрих ничего
ее смог сделать для спасения своей жены и сына Ивана VI. Царским
престолом овладела дочь ПетраI Елизавета. Она слышит голосок ребёночка Ивана и произносит:

 - Гулит, гулит несчастное дитя!
 Не знает, что его лишают трона.
 Невинен он, родители виновны!..-
 
 -Иван стал царствовать чуть не утробе
 а кончил – не успев заговорить.-

 - По завещанию Екатерины,
 После Петра II я осталась
 Законной наследницей престола,
 Но, происками немца Остермана
 Духовная Екатерины скрыта.
 Ради курляндской Анны Иоанны,
 Ради немецких принцев…
 ……………………………………..
 …………………………………….
 А в государственных делах застой…-

Интересные слова выкрикивает гренадер – Давно приучен русский
человек к слепому послушанью и не видит, кто управляет, свой или
чужой. –
 Елизавета с беспокойством продолжает:
 
 - Те оборотни, Остерман и Миних,
 Лишили нас Отечества и веры.
 Служили не стране, а сатане
 Неправедно нажитые богатства
 Они за море слали, клали в банки.
 Лишь тень их здесь, душа их вне России. -

 Солдат же своим языком высказывает своё суждение:
 
 Россию растащили – шиковать,
 А подлый люд и голоден и зол.

Елизавета с самого начала своего правления интересуется делами
государства, ставя короткие вопросы:

 А что – посольства?
Лесток отвечает:
 Посольства одобряют перемены!..
 Со шведами договорённость в силе?

Тут же незамедлительный ответ Елизаветы:

 О чём?.. Меня уже народ признал.
Тут же Черный офицер информирует императрицу:

 Ваше величество, Лесток приставлен
 К Вам – не лечить, а доносить.

Елизавета быстро отвечает:

 Не предал!..
 Хотя в посольстве взятки получает.
 
Кстати, образ Чёрного офицера Б. Рябухин очень часто использует в своей хронике. Откуда этот образ возник у него? Я могу только
 предположить на основании, вот какого факта. Отца Ричарда II, главного героя хроники Шекспира "Ричард II " звали Эдуардом. Он был принцем Уэльским, который прославился своими победами над французами. За чёрный цвет его доспехов его прозвали Чёрным принцем. Думаю по аналогии автор "Императора Ивана" назвал своего действующего персонажа Чёрный офицер, выполняющего в хронике первого помощника императриц. Добавлю, что этот образ очень ярко меняется при различных ситуациях. Б.Рябухин в каждом случае находит для характеристики образа точные слова.
 

 И вот, первый выход Елизаветы к ликующему народу:

 Народ российский, Бог Россию спас!
 И злополучный принц Иван низвергнут
 Со всею брауншвейгскою семьёй!..
 ………………………………………………
 Клянётесь ли мне в верности?

 Весь народ - Клянемся! –
 
Затем Елизавета обращается к священникам, вдруг откуда-то послышался хор пьяных гренадёров:
 
 Любит нас Елизавета,
 Любим мы её за это.
 Возведём её на трон,
 Чтоб трещал от страсти он!
 А-ах! Елизавета,
 Сладкая конфета,
 ……………………………….
 
Елизавета нетерпеливо приказывает фавориту Разумовскому:
 
 Ребята перегрелись – прогони.

Гренадёры не слушают его. Один гренадёр запел:
 
 Венчался Пётр с гулящею крестьянкой,
 А дочь его – гуляет с пастухом.
 
2-й священник пугливо в сторону:
 
 Одна и та же вещь кому во - грех,
 Кому в успех. Разврат низвергнул Анну,
 А на престол вознёс Елизавету!..

1-й священник:
 ……………………………………….
 И вот, на радость Православной церкви,
 Пришла заступница – Елизавета!..

2-й священник:
 Молчит, что раньше брака рождена?
 Что в православии еще презренней!
 ……………………………………………

А дальше идут короткие диалоги Чёрного офицера, графа Панина,
Бестужева, графа Воронцова… о законности императрицы.
 
Мысли Панина:
 Хлеб не родится, когда баба правит,
 Хорошего не жди. Один разврат.
 И править нами будут фавориты –
 Под юбкой государыни, как раньше.
 Как Меньшиков при Екатерине,
 При Анне Иоанновне – Бирон,
 При Анне Леопольдовне – Линар,
 А при Елизавете – Разумовский.

А я добавлю - при Екатерине II - Орлов, Потёмкин. Хроника заканчивается началом правления Екатерины II.

Сцена с народом закончена. Граф Воронцов на слова Панина изрекает
реплику: - Ему пасти стада, а не людей… -

Чёрный офицер докладывает Елизавете, что немцы готовы к отправке
за границу. Елизавета не согласна:
 
 Не надо понимать всё так буквально!..
 Не подписала Анна отречение?

-И не подпишет - отвечает ей он.
- В Соловках сгниют!.. - и далее Елизавета приказывает ему отправить
всю семью бывшей царицы в Ригу и затем в Соловки.

 Ивана, лично ты вези отдельно.
 ……………………………………..
 Иван не должен знать, кто он, откуда,
 Куда приехал, сколько ему лет,
 Какого роду, имени и веры.

Чёрный офицер (в сторону):

 Иван, не помнящий родства?

 Елизавета продолжает давать указания:

 Он будет
 Один в тюрьме. Под именем Григорий.
 Под наблюдением пристава, с охраной…
 ……………………………………………….
 Стеречь,
 Под смертной казнью! Понял всё?

-Так точно! - следовал ответ.

 Я, пожалуй ещё остановлюсь о разворачивающихся событиях
допроса и пыток заговорщиков против Елизаветы. Главный в них
Чёрный офицер. Он ведет допрос и заговорщики без страха отвечают.

 1-й заговорщик:
 Не я один… И граф Бестужев… Весь
 Народ Иванушку спасти хотел!..
2-й заговорщик:
 Она прижитая, - прав не имеет!..
 За чашку винную престол купила!..

Чёрный офицер бьёт его в лицо:

 Не суй свой нос!.. Палач! Рви ноздри гаду!..

Вот так, коротко и немногословно Б.Рябухин показывает жуткую
жестокость помощника императрицы Елизаветы.

Но вернемся к нашему узнику. - Вот склеп – для царских свергнутых
венцов. - Иван сидит за столом перед библией каземата
в Шлиссербургской крепости. Прошло двадцать лет. Б.Рябухин дает
внутренние монологи Ивана, из которых можно узнать всё о его жизни.

 Меня с крестом свергли и забыли!
 Хотели, чтоб и я себя забыл,
 И обучился говорить и мыслить…

Слышен перезвон на колокольне.

 Двенадцать! Вот и новый день настал…
 ……………………………………………….
 Как псу, еду швыряют, чтоб не сдох.
 Да без конца коптилку жгут – следить,
 Как я дичаю и схожу с ума.

Он поворачивается к двери, корчит рожи и показывает язык.

 Юродствовать меня подвигнул Бог.
 И, может быть, поэтому я жив?

Греется около печки, расчёсывая волосы длинными ногтями.
 
 Правленья срок стал сроком заключенья.
 Мне приговор давно произнесён …
 Но царский сан велит – не пригибайся!..
 
 И он, подслушав разговор своих офицеров-охранников, обращается с ними как великий человек. Это злит их основательно. Каждый день
они издеваются друг над другом. По сути дела арестант и охрана
в одной упряжке. Границей служит лишь дверь, которой Иван показывал
язык. Постепенно Иван узнал, что он свергнутый император.
 
Елизавета в растерянности:
 
 Уж двадцать лет я правлю. Силы тают.
 Кому же передать престол? Петру –
 Наследнику?.. Екатерине?.. Павлу?..
 А, может быть Ивану – сбросить грех?..
 Хотят его!.. И Запад и Россия…
 Уж сколько заговоров было – сорок?..

И вот, фаворит Шувалов и Чёрный офицер вводят в её покои
с завязанными глазами Ивана. Снимают ему повязку.
 Шувалов задаёт вопрос Ивану:
 
 Скажи-ка нам, что ты о себе знаешь?

Иван произносит - Пророк Иов в Писании Священном сказал: совлёк славу мою,- но Чёрный офицер прерывает его:

 Григорий, почто себя Иваном называешь?

Ответ Ивана:
 Ивана нет давно. Лишь дух святого
 Григория во мне… Открыл путь к свету…
 Премудрости начала – Божий страх!..
 
Чёрный офицер
 Ты не юродствуй здесь!..
 А будешь императором Иваном
 Ты звать себя – казним, как самозванца!

 Елизавета поняла, что узник не годится в императоры. Проблема
остается прежней. Она перебирает кандидатуры. Незабываемые её
встречи с Петром III и Екатериной. Елизавета вела разговоры, вернее
допросы не только как императрица, но и как женщина, используя все средства, вплоть до слёз. Этому нужно отдать должное мастерству автора хроники. Елизавета бросает своим собеседникам и такие слова

Петру III: Торопитесь все захватить престол.
 Не можете дождаться моей смерти!..
 (вытирает глаза платком).
Екатерине:
 Сердобольная моя!,
 Тебя послушать - сердце разорвётся!..
 А план, как действовать Петру, на случай
 Захвата власти, составляла ты?
 Далее императрица приказывает Екатерине пойти на бал.
Автор описывает бал с помощью масок. Музыка. Веселье.
 Из уст масок вырываются интересные сведения, которые без
масок и не скажешь. Елизавета выводят маски "Живой географии"
Она восклицает:
 Все маски в гости к нам! Со всех широт!

На следующий год Елизавету схоронили. Императором стал Пётр III.
Он посещает тюрьму, для того чтобы освободить примерных
арестантов после предварительной беседы. На Ивана обратил
внимание особо. Иван потребовал:

 Света!.. Больше света!..
 Приблизьтесь к свету, чада света, чтобы
 Не устыдились ваши лица!
 
Корф-камердинер:
 И больше воздуха! Открыть окно!

Чёрный офицер вмешивается, пытаясь перевести разговор и воздействовать на Ивана, но император прикрикнул на них и стал
задавать вопросы заключенному сам. И здесь вдруг
Иван без всякого юродства поведал всю свою подноготную.
Они оказались похожими друг на друга.
 Пётр говорит ему:
 Похожи мы. Я тоже – рус и бледен,
 Как ты. Одной мы крови, принцы – братья!..
 Мы дети Ульрихов германских, ветви
 Российских двух царей, Петра с Иваном.
Иван в ответ:
 Тебя увидел, я затрепетал.
 Во мне вскипела гордость царской крови…

Пётр показывает на табурет и спрашивает, подыгрывая ему:
 
 А это – трон твой, государь?.. Не низок?

Иван подбрасывает табурет:
 
 Он вознесётся!

Этот психологический момент, когда Пётр ещё окончательно не убеждён
в словах, сказанных Иваном и сдерживая себя, всё-таки задаёт ему ещё
один вопрос, предварительно пообещав его устроить на службу:
 
 Ну… Коль ты принц Иван
 Антонович, то новый император
 Всемилостивейше освободит
 Тебя… И с честью, надлежайшей принцу,
 Возьмёт на службу.
 
 Что будешь делать, получив свободу?

Иван: Надеюсь, что верну престол российский.
 
Пётр зло внутри себя:
 Мерзавец!.. Он, и вправду самозванец!..
 Продолжит завиранья – доложить!

И приказывает Чёрному офицеру:
 
 Под смертной казнью!.. Никому – живым
 Не отдавать!.. Эй, комендант!

 и бросает пришедшему коменданту:
 
 Живей готовь для Катьки дом!

 А в это время Ивану удаётся выбросить в открытое окно чашку с
надписью "Император Иван".


 Я не буду подробно пересказывать интереснейшую хронику Ивана
дальше. 2-е действие начинается с видение родителей Ивана VI.
От них он узнает об их судьбе, и как они хотели его освободить, но Иван:

 Я здесь рождён. Здесь – родина моя.
 Здесь я крещён, и здесь я пришёл к вере.
 А что преступник заключён в тюрьму –
 За веру и отечество страдаю.

Видение проходит. Иван подходит к двери, из которой появились родители и пытается открыть её. Но двери раскрываются и врываются
в каземат его охранники капитан Власьев и поручик Чекин.
Власьев:
 Ты написал на миске: "Император Иван".
 Прибью! Я всё равно – в тюрьме!..

 Иван: Свет и во тьме должны вы уважать!
 Я принц, я – государь. А вы – холопы!..

Поручик Чекин: О-о! Как я эту падлу ненавижу!..

Они начинают избивать Ивана.
 Власьев: Вот гад, довёл!

Поручик проговаривается, что они здесь готовили место другому
узнику. Иван понял, что готовили здесь место для Петра. Власьев,
осматривая его лицо, говорит:

 А проболтаешься – убью на месте!..
 Теперь тебя здесь содержать опасно.
 Ну, ничего. Отправят в монастырь.
 Согласен ты монашество принять?

И здесь же перед иконой Иван начинает свой монолог:

 Твоей лишь, Боже, милостью я жив,
 Лишь на твоё надеюсь милосердие.
 …………………………………………..

Затем садиться за стол, и начинает, есть и пить. Морщится от боли.
Раздаётся лязг запоров, скрип открывающееся двери. Входят
Воронцов, Бестужев, переодетая Екатерина II, Чёрный офицер и Власьев.
 Екатерина задаёт ему вопрос:
 Подстричься хочешь в монастырь?
 Иван: Хочу!..

 Екатерина:
 А правда,
 Ты людям поклоняться не желаешь?
 
Иван робко поднимает палец:

 Завет: не сотвори себе кумира!..
 И как могу я людям поклоняться,
 Когда они с младенчества меня
 В тюрьме безвинно держат, на цепи?..
Екатерина:
 Императрица в монастырь отпустит
 И будут звать Герасвием тебя
Иван в ответ:
 Только Герасвием не буду зваться
 А лишь Григорием. Ещё страшусь
 Святого духа. Я ж - бесплотный…

Екатерина в сторону Воронцова с приказом определить в монастырь:
 
 Заставь!.. Где меньше службы и монахов!..

Иван отвечает гордо:
 Я сам могу заставить и назвать!..
 Я император Ваш Иван! Аз есмь!..

Екатерина нервничая:
 Тебе в тюрьме никто не говорил,
 Но знают во всём мире… Незаконно
 Ты императором России стал!..

Иван кричит:
 Я - царь! Все остальные незаконны!..

 Гости уходят и им вослед Иван бросает итог его посещений :

 И три царя пришли на поклоненье…
 И злы волхвы, и страшны их дары…

Императрица после обсуждения своего посещения Ивана ставит перед
всеми вопрос:
 Что-о?.. Оставить в Шлиссербурге?..

И чёрный офицер приказывает Власьеву:
 
 Ужесточить надзор за арестантом
 И никого к нему не допускать.
 А если вдруг нелепа приключится
 Придут за ним два офицера, или
 Даже один, чтоб силой отнять, -
 Живым не отдавать! Под смертной казнью!

 В пятой картине Иван об этом подслушал разговор охранников за дверью. Затем в каземат входят Власьев и Чекин. Они его раздевают и моют в ушате. Он орёт. Чекин неестественно ласково:
 
 Ну, что, ты?.. Успокойся!.. Год – без бани!..

Иван плачет и одновременно отвечает:

 Вон, Никон патриарх всю жизнь не мылся…

Вылезает из ушата и надевает рубаху.
 Власьев:
 Теперь ты приготовлен…
 
Иван:
 В монастырь?

Власьев щупает Ивана:
 Из-за тебя семь лет жены не вижу…
Иван отбивается:

 Отстань!.. Тварь мужеложная!.. Спасите!..

Подходит Чекин и тоже начинает щупать Ивана:

 Ты нас насилуешь, а нам нельзя?

Иван бьёт Чекина в лицо и разбивает ему нос. Ивана сажают на цепь.
Он ходит в отчаянии по каземату и произносит свой монолог:

 Уж двадцать лет никак не дочитают
 Мне смертный приговор!.. Все ждут, что я
 От безысходности помру?.. Не выйдет!..
 
 Борис Рябухин взялся, казалось бы за неразрешимую задачу:
 заполнить недостающую часть истории правления российских императоров описанием жизни утаенного в тюремной камере царя
Ивана VI. По понятным причинам, материала для создания никому неизвестного императора практически не было. Но поэт воспользовался
своим правом художника "отступать" от истории и "дополнять" её.
Он создал полностью своею творческой фантазией характер Ивана VI.
Борис Рябухин изобразил необычного человека, который рос, по сути с пелёнок до двадцати лет в каземате тюрьмы. Университет жизни императора был такой жёсткий и бесчеловечный, что благодаря своему только природному уму и физической выносливости, Иван смог не только
выжить, но вызрел и чувствовал себя императором, а затем сознательно по закону претендовал на своё место в истории. Это прослеживается постепенно от картины к картине.


 Для спасения Ивана жизни в тюремной камере
 Борис Рябухин наделил его артистическими способностями юродивого. Иван своими способностями пользовался
очень часто, в зависимости от необходимости. Умственные способности
 узника непроизвольно развивались. Но оставалась детская наивность
а также интуитивное и сознательное высокомерие. Они являлись
причиной избиение Ивана своими мучителями. Позднее Иван сам стал
их мучителем. В конце хроники его мучители исполнили приказ
Чёрного офицера и убили Императора Ивана. Мне нет смысла
сейчас рассказывать, как готовилось освобождение его из тюрьмы.
Эта динамичное драматическое событие привело к смерти главного
героя хроники. И автор, как и в начале поэтической хроники, ко всем персонажам имел свой индивидуальный подход.
 
 
 А теперь я выскажу несколько своих мыслей об авторе исторической
драмы. При её прочтении я пришёл к выводу, что самое главное
качество автора заключено в способности внимательного наблюдения
людей, интуиции человеческой личности, как одного из основных её черт.
Эта черта, по-видимому, является истинным источником драматического
искусства поэта. В центре его представления - картины мира человека. Человек для него действительно мера всех вещей. В этом Б. Рябухин
не только древний грек, но и Шекспир.
Его поэтическая хроника –
творение реального живого человека. Он поэтизирует каждого
действующего персонажа, как будто бы он реально жил с ними.
Для него человеческий характер не сводится к рационалистической формуле, он, скорее является чем-то неповторимым.
Каждый персонаж он пропускает через себя, созерцая это неисчерпаемое богатство образов. Он может показать добро и зло и другие характерные
человеческие качества поэтическим немногословием. Об этом говорят многие приведенные мною примеры из его драматической хроники. Меня поразило, что в его
произведение нет очень длинных ( многостишных ) монологов, как,
например, по сравнению в шекспировской хронике "Ричард II".

 Чтение длинных монологов лично меня утомляет, даже, несмотря на то, что у Шекспира стихи читаются легко и они прекрасны. Я думаю, что
 у автора этот момент стоял на прицеле его творчества,
 и он не стал
загружать драму длинными монологами. А может быть наше время такое? Жизнь современных людей быстротечна. Человеку
хочется познать тайны всего и человека быстрее. А относительно
короткие строфы помогаю поэту решить свои художественные задачи.
По этому поводу могу ещё предсказать, что специалистам будущего
еще предстоят литературные исследования его поэтической драмы.


 Ещё мне хочется отметить, что в поэтическом тексте драмы очень много, я сказал бы перлов, замечательных и запоминающихся выражений. Вот, например, Григорий Орлов- фаворит Екатерины II говорит ей:

 Власть, как вино – душу и сердце выдают!..

или, например,
 
 - Хлеб не родится, когда баба правит -
 - Одна и та же вещь кому во - грех, кому в успех –
 - Коль умных не нашлось голов, я сам
 могу предостеречь императрицу. –
 -Отчаяние делает героем –
 - Когда надежды нет – на всё пойдешь!.. –
 - Детям предателей отчизны – счастье не возвращается –
 - Молчишь?.. Смотри, себя перехитришь!..
 - Любовь – есть сила слабых, слабость – сильных!..
 - Как мнит невежество себя кумиром!..-
 - У кривды – власть, зато у правды – жизнь.
 Но тяжко людям правды жить под кривдой. -




 


Рецензии