Улыбка - хроника психологического эксперимента

Отклик на статью Л.Э. - "Неизлечимый зуд писания" - http://www.stihi.ru/2005/02/09-1074


                "Улыбайтесь, господа!.."
                (реплика барона Мюнхаузена)

Вот, повезло - так повезло!

Скитаясь по лабиринтам "Стихирного" муравейника, наткнулась на страничку авторицы с украшающим её (страницу) рекламным фото хозяйки...

Знаете ли, всю жизнь, с малолетства задавалась вопросом: какова может быть с виду улыбка Чеширского кота? Сколько лет прошло с того самого детства, а вопрос всё оставался неразрешённым, пока мне, наконец, ни попался сей вариант визуального призыва поразвлечься напропалую...

Нет-нет! Не примите за предосудительное занятие! Для меня это всегда означало головокружительное погружение в крестико-ноликовую игру под названием "критика". Это вам не гламурные поддавки с соседями... Критика, это искус для посвящённых! Это сфера, из которой можно стрелять даже в небожителей (если ты знаешь, конечно, про себя что-то такое, что другие не знают...). А ещё, критическому запалу должны соответствовать, как минимум, изысканная форма и остроумное содержание. Именно этого и восхотел мой голодный разум при виде лучезарной Улыбки... И я сделала ставку на то, что мне не будет грустно, а уж скучно - тем более.

Первый приступ восторга я испытала сразу же, прочитав словосочетание - "сетевая поэзия"! Похоже, это был привычный термин для Улыбки, но для меня - находка! Не обессудьте - не избалована местным сленгом. Н-да... Стало быть, поэзия, как вид литературы, кроме градации по жанрам, в своём ассортименте заимела новые категории... Хотя, не такие уж и новые. Существуют же условные названия: "городская" поэзия, "деревенская"... Теперь, вот - "сетевая" объявилась... По месту публикации, так сказать... Просветите, кто знает - есть на свете "газетная" поэзия? "Журнальная"? "Книжная"? "Заборная"? Или "телефонно-будочная", наконец? Однако, госпожа Улыбка... Да у Вас кастовый подход! И такой ненавязчивый - (в скобочках). Дескать, не сумлевайтесь - всё схвачено, и обжалованию не подлежит!

Помилуйте, а где же демократия, в приверженности которой клянутся на крови наши свободные СМИ? Стоп, надо разобраться... Это же отправная точка! Регионально-информационная сфера литературного направления... Этакий заповедник, в котором нет дестабилизирующих факторов в виде, например, личной цензуры, которая была, есть и будет во все времена, независимо от приверженности тем или иным "цехам" по изготовлению продуктов духовного питания...

У меня уже было стал проявляться соответствующий рефлекс в предвкушении подачи меню... Давай-давай скорее, улыбчивая официантка! Что ты поведаешь мне о фирменных произведениях искусства, именуемого "сетевым"? Ба... Да тут шкала ценностей!

На первое - "Крики души и сердца, и просто крики".
На второе - "Банальные красивости".
На третье - "Воинствующий антиэстетизм".
На четвёртое - "Пара сильных фраз".
На пятое - "Заумности".
И всё это - с комментариями шеф-поварихи...

По задумке Улыбки, все эти "кулинарные" изыски - ни что иное, как "ПОПЫТКА ВЫДЕЛИТЬ НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ, ТИПИЧНЫЕ ПРИЁМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕТЕВОГО ПОЭТА С СЕТЕВЫМ ЧИТАТЕЛЕМ".

Смех начинал свои действия, и бороться с ним было пока бесполезно... Экзотика! Да ещё и типичная... Нет, не зря я здесь очутилась... Тут, действительно, не соскучишься...

Думаю, нет особой надобности приводить тут выдержки из статьи госпожи Улыбки - продигустировать материал можно, прочитав статью самостоятельно (процент за рекламу не взимается). Речь о другом. Критическая ирония, квинтэссенция которой ярко отражена в названиях "типичных черт", рассчитана изначально на элитарную методику изучения предмета. Тут, батюшки-светы, вам не трактир... Хоть (между нами говоря) те же водка с селёдкой, что и везде, но поданы в хрустальной рюмочке и на фаянсовой тарелочке!

Ладно... Я не привереда... Как желает хозяйка - могу и из хрусталя... Но, что такое? Смотрю: улыбка-то, хоть и не потускнела у официантки, но держится на "честном" слове... За которым, кстати, та в карман не лезет. И это "честное" слово начинает изысканно вещать о том, что перечисленные "Стихирные" блины пеклись согласно соответствующим психическим склонностям и настроениям поварят...

В принципе, такие сведения не новы... Каждый поэт по опыту знает: когда на душе кошки скребут - хочется влепить "пару сильных фраз", а когда на даче в гамаке качаешься - тянет на "банальные красивости". И это вовсе не зависит от того - "сетевой" ты поэт или член союза имени Сергея Михалкова... Психика у всех, слава Богу, формируется ещё в утробе матери. И если ты уродился, такой-сякой, с непреодолимой тягой к рифме, и судьба-злодейка привела тебя в инет потому, что душа твоя широкая требует общения, то это не повод позволять кому-то ставить тебе на филейное место синий ромбик с надписью "2-й сорт". Н-да... С этой минуты мой индекс веселия стал медленно перемещаться по ступенькам вниз..

Но обладательница цветущей улыбки, видимо, думала иначе и с маниакальной настойчивостью продолжала раскладывать передо мной - "сетевым" читателем - свои "сетевые" идеи, затейливо кружа над ними в неукротимом стремлении доказать, что "сетевой" поэтический лес, не смотря на своё диковинное разнообразие, отличается от любого другого пятью особенностями, обнаруженными ею собственноручно... При этом, абстрагируясь скромно от поля своей деятельности... Кажется, в эти минуты я начала ощущать себя Алисой в стране чудес... Но как и у той упрямой девочки, у меня тоже, наконец, наступил характерный кризис:"Помилуйте, да это же демонстрация очередной, шестой по счёту, категории самовыражения!.." Какое же ей подобрать название?.. м-м-м... ПСЕВДОНАУЧНЫЙ ПРЕТЕНЦИОНИЗМ - как вам такое? Зацените!

И тут, в моей замороченной голове прорезался наглый вопрос: на базе каких данных создавалась госпожой Улыбкой её классификация? Результатом сколь длительных и внимательных изучений явилась эта статья? Или это просто наспех выхваченные стишки незадачливых новичков вдохновили Улыбку построить на песке свою халтурную теорию,предусмотрительно украшенную авторитетными инкрустациями распухших от всемирной известности психологов? Отполировав текст до состояния глянца, о ЧЁМ хочет она поведать миру?

Вот это, как говорится, ВОПРОС...

С этой минуты баланс вещания и восприятия нарушился кардинально... Улыбка явно тянула цветастое одеяло на себя, приглашая меня полюбоваться её несомненным талантом-умением обнажать и высмеивать чужие язвы... "Эх, Улыбка-Улыбка..." - подумала я с сожалением...

Чтобы всем стало ясно моё метаморфозное состояние, приглашаю желающих вспомнить основы философии. Не пугайтесь! Экскурс не превысит вашего порога терпения. Итак,"субъект", в роли которого выступает Улыбка, исследуя "объект" в лице "сетевого" поэта, сам становится "объектом" в моих глазах, как "сетевого" читателя. А уж я, в свою очередь, являюсь "субъектом" для Улыбки. И в этом треугольнике позиция Улыбки теряет устойчивость. Тут долго выступать в роли буфера невозможно. Под натиском двух встречных сил ("сетевого" поэта и "сетевого" читателя) любой теории грозит опасность сплющиться или лопнуть, подобно мыльному пузырю. И спасти критика в такой ситуации способна только его "гениальность" (ставлю кавычки, намекая на скромность). А что нам сказал по этому поводу один, очень ДОБРЫЙ классик? Напомню: "ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ". А теперь вспомним, кто восхитился искренне неумелой игрой уличного музыканта, а кто презрительно скривил губы, изображая... улыбку...

Пожалуй, на этом закончу... И думаю, что самое благоразумное решение, это УЛЫБНУТЬСЯ напоследок... Что я с облегчением и делаю... И вас всех, господа пишущие стихи и не подозревающие ни о каких вымученных классификациях, приглашаю ответить УЛЫБКОЙ на Улыбку, и продолжить спокойно своё увлекательное занятие...

24.12.2005

++

Сегодня вспомнилась эта милая девочка, поставившая 17 лет назад Стихиру на уши.
Тогда это можно было сделать, народ был заводной и отзывчивый, и ранимый...
Сейчас всё иначе!)
Хотела скопировать ту самую "улыбку", но авторша её убрала со страницы.
Плохой знак...
Личный сайт не открылся, а лив-журнал выдал последнюю запись за 2013-й год.
Похоже, бедовая авторша слилась с вечностью?
Но нет! Опубликован последний предновогодний стишок - значит, жива ещё "курилка.
Не скрою, была рада этому факту, оставила маленькую рецензию.
К старости мы становимся сентиментальны...
У меня есть преимущество: я её помню, а она меня - нет.)
Ну, и хорошо, и славно... А демонов я не боюсь.

++

После кратких поисков обнаружена страница:
http://proza.ru/avtor/every

Автор явно шифруется, но подлинное имя Лаэрты Эвери есть на обложке её книги.
Ещё несколько минут поиска в сети, и ву-а-ля: портрет и подлинное имя смотрите на иллюстрации!

++

12.03.2023


Рецензии
Что такое творчество? Мне часто задают подобные вопросы и даже просят научить писать стихи. Я улыбаюсь, потому что знаю, что научить этому невозможно, это дар божий – или он есть, или его нет. Кстати, не меньшее искусство – воспринимать стихи. Не всем людям это дано. Есть люди, совершенно не понимающие стихов. И я их не осуждаю. У них есть свои достоинства. Это нормально. Иначе весь мир был бы сумасшедшим. Я не понимаю, что такое муки творчества. Никаких мук я никогда не испытывала. Я испытывала полёт, какой-то зуд, когда тебя просто "несет", как Остапа Бендера. Стихи слагаются тут же: в транспорте, на отдыхе, на рынке, т.е. в самых неподходящих местах. Нужен только листок и ручка, чтобы записать этот "рифмованный бред", а потом просто коррекция, некоторые уточнения. Иногда стихотворение "пишется" дня два или не пишется совсем.

Наташа, это старый отрывок из автобиографической повести. А теперь по сути. Не хотела бы я быть психологом и раскладывать по полочкам наши опусы. Вся эта классификация - чистый бред, высосанный из пальца. По-моему, все стихи делятся на две категории - хорошие и плохие. Поэты тоже. Вся разница в том, что плохой поэт прекращает писать. Ему это надоедает со временем, он не может найти темы для стихов. Мадам непонятно, что темы приходят сами, и никто их не ищет. Что стихи - это труд души человеческой, что от творчества ты испытываешь такой же полёт, как от хорошей музыки, книги, картины. Поэт, как и художник, видит мир чуть-чуть обострённее, под своим углом. Эта статья - сплошной цинизм, а не улыбка. Автору, видно, не те поэты попадались. Да и с трудом верится, чтотона сама пишет стихи. Поэт о поэте так не напишет. Скорее всего она сама прошла через все эти стадии, теребя в руках ручку и томно взирая, а не придёт ли к ней Муза. Рада, что мы солидарны с тобой.
С улыбкой - Галина.

Галина Ольховик   18.03.2007 18:54     Заявить о нарушении
Галя, как я рада, что ты откликнулась на этот мой "манифест"!
Уже больше года прошло, как я его написала... И столько народу прочитало, а откликов - нет! А на автора я вышла случайно, по ссылке рекомендованных с чьей-то страницы... Прочла и оскорбилась до глубины души! Потом смотрю, я не одинока - там в рецензиях такие дебаты! И вдруг меня, как током ударило: чухня всё это! Никакие доводы не помогут - только ирония... :) Попыталась поговорить с автором и почувствовала скрытую пружину гордыни... желания самоутвердиться за счёт унижения других... В итоге и написалась вот такая статья, которая почему-то сеет вокруг себя молчание... Вот я и пытаюсь понять причины: со мной просто молча соглашаются или не понимают?.. :) Вот, видишь, это в доказательство того, как трудно защищать идеалы и как мало вокруг людей, понимающих тебя... :)
Я тут о графомании сочиняю статейку, скоро опубликую, если получится... :) Спасибо тебе за моральную поддержку! :)

С теплом, Наташа :)

Наталия Веденеева   18.03.2007 20:16   Заявить о нарушении
Наташа! Я вчера ей врезала рецкой. Почитай у меня в написанных рецензиях ответ Лаэрты как её там7
Что скажешь? Галя.

Галина Ольховик   19.03.2007 21:42   Заявить о нарушении
Галочка, я прочитала! :)
С прискорбием должна заметить, что Лаэрта так и осталась непрошибаемой... Уж сколько лет минуло, а воз и ныне там!..
Терминаторская сущность её методики ни на йоту не изменилась в сторону гуманности... Она по-прежнему гордится своей позицией, надёжно прикрытой авторитетными именами, но насколько её заявки соответствуют идеям, никто не может оценить! Кому охота рыться в первоисточниках, чтобы ухватить за хвост мелкую рыбёшку в лице Лаэрты - игра не стоит свеч... На это и делается ставка! Её "компилятивность" - обычный блеф...
Ради чего выстроила она эту свою систему оценок?
Попробуйте спросить какого-нибудь скульптора-конструктивиста, зачем он насобачил столько прибамбасов? Замучаетесь отбиваться от ответов с ссылками на имена гениев, а на самом деле - так захотелось его "пятой точке"!..
Ведь, в чём состоит задача автора литературного произведения?
Наверное в том, чтобы определиться в нравственном пространстве... Найти и выйти на какие-то необходимые тебе и всем духовные ориентиры! Так в чём заключается фабула статьи Лаэрты? Её НЕТ! Лаэрта сама признаётся в этом:"Я не вижу смысла в "добром" отношении к изучаемому предмету, или в "злом" отношении. Я вижу смысл в "критичном" отношении..."
Ну, и какова её сверх-задача? Просто свиснуть погромче? Пусть у кого-то уши свернутся в трубочку - какое дело!..Зато можно поржать... Ради "пары сильных фраз" душа продана дьяволу!

Ну, вот, ты и познакомилась с дивчиной... :)
Как у самой-то впечатление?

Наталия Веденеева   20.03.2007 14:23   Заявить о нарушении
Я пыталась с ней спорить. Мною написано достаточно статей по анализу языка художественного произведения. Хороших статей, положительных. Надо конкретно анализировать язык произведения, а не замахиваться на глобальное определение поэзии. Их столько... Сегодня вот у Пушкина вычитала, что поэзия должна быть глупа. Каково? Кстати, он ратует за простоту и поэзии, и прозы. Мне надо вспомнить только то, чем я занималась 8 лет назад в пединституте, читая историю языка. Я работала со студентами в области языка художественного произведения, мы писали дипломные работы. Печатались вместе. Это был не блеф, а интересноое сотрудничество. Мой Димка (Ланс) написал уникальную работу по языку поэзии и прозы Гребенщикова. Мы её в 2 руки писали. Я хочу написать хорошую статью о поэзии, о том, что она отражает законы развития русского литературного языка и время. Приведу примеры хорошей поэзии. А бездарности есть, их народ обходит молчанием. Это или дети, у которых поэзия отпадёт в 20 лет, или заблудшие взрослые. Ну пусть хоть они читают хорошие стихи и поднимаются выше. А может, кто-то перестанет писать сам. А по поводу Лаэрты... Я хороший психолог. У неё есть какие-то комплексы. Это не просто так. Там или в семье что-то, или в её жизни. Кто-то её не любит. Так писать может только человек, обделённый любовью. Сегодня я сброшу её статью, и мы разберём её с настоящим психологом. У нас на кафедре хорошие специалисты.
Всех благ тебе. Наташ, нет желания встретиться? Я 14 апреля буду в Москве у сына (Ланса)и 16 тоже. А 15 буду в Подмосковье у родственников. Годовщина смерти брата. Пока. Галя.

Галина Ольховик   20.03.2007 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.