Остроумнейшая страсть
Про хамоватость наших рецензентов писано неоднократно. По большому счету, вся критика сводится к выяснению личных отношений. Пока этим занимается плотва, можно быть относительно спокойным - возраст и все такое. Но когда ворочаться на отмели начинают киты, есть вероятность, что образовавшаяся волна наделает много неприятностей. Бороться с этим, видимо, нельзя, как нельзя требовать от среднестатистического ПТУшника оценить перевод стихов Блейка. Но есть одна вещь, которая меня коробит. Речь идет о такой увлекательной вещице, как антисемитизм. Перефразируя Ницше, скажу, что антисемитизм - остроумнейшая страсть, но все еще величайшая глупость. Тут я вообще хочу уйти подальше от расовых теорий, возгласов типа "бей - спасай", православной идеи (кто бы знал еще, что это такое) и всяких иных совсем нелитературных наслоений. Перейдем к творчеству. Сейчас произнесу крамольную вещь, но все же... На мой взгляд, творчество в своем идеальном (платоновском, если хотите) состоянии вненационально. Как это будем понимать? А понимать это будем так.
Безусловно, влияние социальной среды на формирование взглядов того или иного автора мы со счетов списывать не будем - кишка тонка, да и неверно в корне такое списывание. Гораздо больше вопросов вызывает так называемая национальная зависимость творчества. Если речь идет о национальных мотивах, проявившихся в наскальной живописи южноамериканского племени хулаюпа, я охотно готов ими восторгаться или их порицать - насколько хватит моего воображения. Таким же образом мне будет интересно горловое пение какого-нибудь акына. Лады. Но есть пресловутое понятие этноса, хорошо и детально разработанное Гумилевым. А это понятие позволяет мне, например, без тени сомнения причислить к русскому этносу Пушкина с его африканскими корнями, Бахтина, Ахматову, Арсеньева, Бунина - с татарскими (что видно из самих фамилий), Достоевского - с польскими, Даля, Блока, Цветаеву - с немецкими, Барклая де Толли - с английскими, Лермонтова - с шотландскими, Мандельштама, Пастернака - с какими, как Вы думаете? Да Бог с ним, этносом - сложно все это и муторно, и неинтересно. Нет, как говаривал брат-2 (с не той, кстати, графой в паспорте), мы пойдем иным путем.
Когда-то меня поразила знаменитая теория бюргерства Томаса Мана. Смысл ее можно свести к следующему. Вот живет себе род обывателей. Давно живет. Иногда процветает. Одним словом, ведет себе жизнь как жизнь, поколения меняет, аки нижнее белье чистоплотный человек. Работает, как вол: зарабатывает честным и иногда попросту тяжелым трудом право называться благополучным. Съедает за время существования тысячи тонн жареных баварских колбасок, выпивает миллионы литров пива. Покупает слоников на комод. И вдруг... вдруг в какой-то момент времени то ли пятно на солнце, то ли знаменитое гумилевское химическо-космическое.... Одним словом, дает сбой отлаженный поколениями механизм. Бумс, хрякс... Стоп машина! Вылезайте - приехали. Род себе на погибель сотворил Художника. Почему же на погибель? Да потому что, отныне все бюргерские идеалы, которые одни только и позволяли роду бороться и выживать веками, оказались отвергнутыми - показались мусором, были восприняты как пошлые. Потому что отныне все материальное оказалось попрано ради немыслимого и абсолютно неосязаемого Духа. Потому что плевать хотел Художник на все материальное с высокой и прекрасной пизанской башни, давшей начало архитектуре Возрождения. И гибнет накопленное веками, род исчезает в мутных волнах истории. Это и есть знаменитая гибель богов - жуткая и прекрасная трагедия.
О чем это я? А я о том, что Художник одним лишь актом творения стремится оборвать все корни, связывающие его со средой, национальностью и еще многими и многими оковами, ибо теперь родина его - дух, национальность - поэт, жизнь его - искусство, биография - творчество. И поэтому мне совсем неинтересно, чем занимается тот или иной поэт в своей обычной и глубоко НЕ НАСТОЯЩЕЙ, внешней своей жизни. И мне так же абсолютно все равно, ходит ли он по воскресеньям в церковь, костел, кирку или по субботам - в синагогу, или - в мечеть. Это уже не имеет никакого серьезного значения и к поэту не относится. Вот так вот.
Дядя Элефф.
Свидетельство о публикации №105122200776