Сидя на крыше

Снег замел все печали,
От которых устали,
От которых страдали,
Для которых отдали.

Слезы не льются.
Мечты разобьются.
Пальцы совьются.
С пути собьются.

Ветер тебя закачает.
Мобильный не отвечает.
Солнце глазами вращает.
Жизнь уже не прельщает.

21.12.05


Рецензии
Почему-то напомнило мне это Марину Ивановну… Есть что-то цветаевское. Может, та недоговорённость в последних строках. Недоговорённость, выводящая читателя на другой уровень.
Эффект конуса, протыкающего оболочку личностных переживаний. Форма задана в первой строфе стихотворения, она же и является ключом для понимания остальных строф. Первая строка полная, понятная и метафоричная до банальности (поэтической). И за ней, как довесок, как окрик, как эхо, неопределённо-личные, указывающие и на сопричастность, и на общность. Четвёртая же строка и вовсе абстрагирует читателя, вводит в некий транс ритмом и четверной рифмой заклинания. Да и предлоги ОТ вдруг резко меняются на противоположный ДЛЯ. И явственно выделяется главное, «единственное» смысловое слово строки – «отдали». В нём и заключена вся мысль, и поэтому продолжения не требует. Но требует возвращения к предыдущим, выстраивания цепочки «печали-устали-страдали-отдали» - смыслообразующего «хребта» строфы.
Но если в первой строфе все глаголы прошедшего времени, то вторая временем настоящим (удачный переход в первой строке), а затем и будущим разворачивает картину чувств во времени. А йотовая аллитерация придаёт ощущение движения. И, конечно, последняя строка – с её непонятностью, да и неважностью принадлежности к какому-либо объекту. И соответственно, приобретающая обобщённый смысл.
Оба четверостишья создают у читателя ощущение беспокойства (сравн. «Песню беспокойства» В.Высоцкого). И потому третья строфа, возвращая (таким же переходом) к времени настоящему. И вторая и третья строки – простое описание – становятся подтверждением неуютности бытия. Но и здесь к выводу читатель подходит постепенно, по возрастающей. От обобщённого, но всё же внутренне конкретного ТЫ – к образу МОБИЛЬНОГО телефона (символ связи с внешним миром); далее к образу СОЛНЦА, которое «глазами вращает» (замечательное ассоциативное сопоставление, предающее светлому символу новое отрицательное значение «пугала»); и наконец, выход к философско-психологическому выводу, выражению отношения к жизни. Причём, выражение это даётся не истерично-суицидной лексикой, не с максималистским отрицанием, а всего лишь констатацией отсутствия прелестей жизни (или не видимости лирическим героем их в данный момент). Конечно, выражение «не прельщает» в повседневной речи стало штампом и приобрело негативный оттенок, но в данном контексте разочарование соседствует с сожалением о потере восторженности перед мирозданием. Отсюда и беспокойная тональность, и ощущение неуютности и непонятности происходящего (а может, и усталости от однообразия), и страх перед пессимистичным взглядом в будущее.

Хотя… Это моё субъективное мнение.

P.S. Да, чуть не забыл… Если тебе маньеристы не понравились, показались пошлы, скабрёзны, грубы, если нет желания читать стёб, а хочется почитать серьезное (но ироничное!) и заодно подумать об искусстве, то кликай эту ссылку: http://www.citycat.ru/litlib/online/rakita1.html

Grafa   21.01.2006 02:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.