Бабушке
Не навевая грусть, все тише-тише.
Уютно в доме и тепло,
И вот, тот дождь уже не слышен.
И солнца грустного прощальное тепло
Пронзит больное сердце и наполнит душу,
Согреет пальцы, руки, вечное чело,
Поглотит в раз, как море поглощает сушу.
Свидетельство о публикации №105121601089
Что касается образов, они прекрасны.
Я остановился над этим стихотворением.
Расскажу Вам, что я представил: закат солнца в окне дома моего деда, которое выходит на сад. Там я был счастлив в детстве. Теперь и дед, и дом только в воспоминаниях.
Конечно, Вы, может быть, писали о другом...
С уважением,
Владимир Белоусов 21.03.2007 12:04 Заявить о нарушении
С уважением
p.s. А как Ваши дедушки и бабушки?
Игорь Ткачев 21.03.2007 14:29 Заявить о нарушении
Владимир Белоусов 21.03.2007 14:40 Заявить о нарушении
Игорь Ткачев 21.03.2007 15:39 Заявить о нарушении
1. Негнущиеся ветви сосны ломаются под весом снега, тогда как гибкие ветви ивы уступают весу, и снег соскальзывает на землю.
2. Перед смертью учитель дал последнее наставление ученику, открыл беззубый рот и показал язык. Ученик понял суть наставления: твердое разрушается, а гибкое выживает.
Но, вообще, все там будем, поэтому, как советовали в КВН, надо учить латынь :-D
Владимир Белоусов 21.03.2007 16:07 Заявить о нарушении
кстати, Володя, только что узнал, Вы из Бреста, а я... в Гродно... привет землякам-)))
Игорь Ткачев 21.03.2007 16:34 Заявить о нарушении
Думал, что Вы всё-таки из Москвы или Московской области.
Мне интересно тогда, что в том (удалённом кстати!) рассказе было от Мамонова, а что от Вас. Помню: там было упоминание про автобус из Вереи... Получается, что там от Мамонова было больше, чем я вначале подумал :-)
Второй интересный момент: когда вы писали в этюде "О Боге" про людей, которые считают себя православными верующими, на основании того, что они только исполняют обряды, это было так похоже на нашу западную Беларусь. Когда мы с женой были в прошлом году в Питере, заметили, что там людей ходит в храмы гораздо меньше, но, возможно, те, кто ходят, делают это более осознанно.
Владимир Белоусов 21.03.2007 17:09 Заявить о нарушении
а в Гродно я недавно, около 1,5 г., в Беларусии "новичок"... до этого жил "в" Украине, а еще раньше 20 лет в г.Ашхабаде, Туркмении ... слыхали , надеюсь...
Игорь Ткачев 21.03.2007 17:38 Заявить о нарушении
Интересно, какую рецензию на Рухнаму дал Сапурмурату Ниязову Бог.
Владимир Белоусов 22.03.2007 12:46 Заявить о нарушении
только что увидел вот эти замечательные мысли (но в жизни все наоборот). Что думаете?
О молчании, празднословии и дерзости
1
Понуждайте себя к молчанию, родителю всех по Богу добродетелей. Молчите, чтобы творить молитву, ибо, когда разговаривает человек, как он может избежать празднословия, от которого и всякое злое слово, отягощающее душу ответственностью?
При работе избегайте разговоров. Лишь два-три слова, и то в случае необходимости. Руки пусть работают для нужд тела, а ум пусть произносит сладчайшее имя Христово, дабы восполнить и нужды души, о которых мы не должны забывать ни на секунду.
2
Чадо мое, не печалься обо мне, но подвизайся теплейше. Подвизайся в молчании, молитве и плаче и обретешь основы [1] вечной жизни. Понуждай себя, затворяй свои уста и в радости, и в скорби. Опытность в том, чтобы и то, и другое удерживать в себе, ибо язык не умеет хранить богатство.
Молчание — самая великая и плодоносная добродетель. Поэтому и богоносные отцы назвали ее безгрешием. Молчание и безмолвие — это одно и то же.
Первым божественным плодом молчания является скорбь — печаль по Богу, радостотворная печаль. Потом приходят светлые помыслы, приносящие святой поток живоносных слез, благодаря которым совершается и второе крещение [2]: душа очищается, сияет и становится подобной Ангелам.
Что сказать мне, чадо Иисусово, о духовных созерцаниях, происходящих от молчания, о том, как отверзаются очи ума и видят Иисуса в сладости, паче меда! Что за небывалое чудо происходит от законного молчания и внимательного ума! Ты знаешь это — так подвизайся. Малое открыл я тебе. Понуждай себя и обретешь еще большее! Я молюсь о тебе, как и обещал. Итак, ты готов?
3
Не говори, чадо мое, лишних слов, ибо они охлаждают в твоей душе божественную ревность. Возлюби молчание, рождающее все добродетели и ограждающее душу, чтобы не приблизилось к ней диавольское зло.
Лучше упасть с высоты, чем пасть по вине языка [3]. Язык причиняет людям величайшее зло.
4
Спасение не приобретается, когда мы празднословим или проводим дни безотчетно. Будьте осторожны со своим языком и умом, ибо хранение их наполняет душу светом Божиим. Но, у кого уста неукротимы, тот собирает в своей душе множество нечистот.
5
Молчите, молчание — величайшая добродетель. Избегайте праздных слов и смеха, если желаете, чтобы ваша молитва посредством слез и благодати имела дерзновение!
Будьте осторожны со страстными помыслами и мечтаниями. Изгоняйте их тотчас, как они появятся, потому что если такие мечтания замедлят, то окаянная душа подвергнется смертельной опасности.
Непрестанно творите молитву с силой, ревностно, с любовью. Только так можно укрепиться душевно. Любыми способами избегайте праздных слов, ибо они расслабляют душу, и у нее не остается сил для подвига.
Время не для рассеяния, но для духовных приобретений. Кто нам дал гарантию, что, ложась спать, мы проснемся вновь? Посему будем понуждать себя.
6
Когда молчишь, у тебя есть время и возможность для молитвы и собранности. Но когда ты невнимательно проводишь часы, для молитвы у тебя не остается времени, а невнимательные разговоры влекут за собой еще и различные грехи. Посему святые отцы добродетель молчания ставили выше всех добродетелей, ибо без нее ни одна из добродетелей не может удержаться в душе человека.
Итак, молчание, молитва, послушание. Когда ты с помощью Божией приобретешь эти добродетели, тогда познаешь свет Христов в своей душе.
7
Будь мудрым в своих словах: сначала подумай, а потом говори. Пусть язык твой не спешит опередить мысль в том, что ты должен сказать.
Не предавайся, чадо мое, дерзости. От дерзости происходит много зол. Убегай ее, как огня и змеи!
8
Храни себя от дерзости и неуместных слов: они иссушают душу человека. А молчание, кротость, молитва, напротив, исполняют душу небесной росой, сладкой печалью.
Возненавидь празднословие, как родителя охлаждения и сухости, ибо празднословие отгоняет слезы от наших глаз, и душа наша увядает.
9
Имей терпение, чадо мое, смирение, любовь и хранение языка, ибо язык, когда побеждает человека, становится для него неудержимым злом, увлекает за собой и других и ввергает их в бездны греха.
Да, чадо мое, уста твои да будут заграждены, дабы сердце твое сохранилось чистым. И когда оно пребывает чистым, тогда приходит Бог и вселяется в него, и оно становится храмом Божиим. И святым Ангелам радостно находиться в таком сердце!
Также с помощью гнева и молитвы прогоняй и постыдные помыслы. Молитва — это огонь, попаляющий демонов и обращающий их в бегство.
10
Будь осторожен в отношении своих уст, но прежде всего в отношении ума. Не позволяй дурным помыслам беседовать с тобой. Уста твои да не произносят слов, которые могут ранить брата.
Уста твои пусть изрекают слова, распространяющие благоухание, слова утешения, ободрения и надежды. От произносимого устами виден и внутренний человек, его сущность.
11
Подвизайся, чадо мое, насколько можешь, в понуждении себя. Понуждение во всем, главным образом в молчании и скорбных слезах. Когда благоразумное молчание соединяется со слезами, тогда закладывается фундамент монашеской жизни, на котором будет построен надежный дом, где душа обретет духовную теплоту.
Если молчание не соблюдается, — это дурной знак для будущности души, поскольку все, что она собирает, тут же теряет, ибо монах, небрежный в слове, небрежен и в остальном.
Посему, чадо мое, понуждай себя во всем, ибо доброе начало получает похвалу, а нерадение осуждается, ибо конец его будет весьма жалок.
Когда молчим, у нас есть время для внутренней и устной молитвы, для светлых помыслов, наполняющих светом ум и сердце.
Игорь Ткачев 22.03.2007 13:26 Заявить о нарушении
В интернете поискал автора этих строк, так и есть: Архимандрит Ефрем Святогорец, -- афонский монах.
Я сейчас читаю проповеди другого монаха, митрополита Антония Сурожского, обращённые в своё время к мирянам его епархии в Великобритании (а точнее даже, к прихожанам храма, где он служил). Вот ссылка на похожую тему у него:
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/pouty/molchan.htm
Для меня лично актуально на данный момент следующее: подходит Великий пост к концу, и мне надо в очередной раз пройти через осознание своих грехов, попросить прощения у Бога и принять решение, изменить свою жизнь.
Владимир Белоусов 22.03.2007 14:40 Заявить о нарушении
Игорь Ткачев 22.03.2007 16:40 Заявить о нарушении
А душа становится скромней... как точно...
Татьяна Егоровна
Мир сомкнулся, потеряв огромность -
ты прошёл по улицам души…
И моя отвергнутая скромность
как моллюск запряталась в тиши –
вдалеке от шумных откровений,
от несущих холод облаков,
от нераспечатанных мгновений,
от, бесспорно умных, дураков,
от сирени, нежности акаций,
от того, что называлось «свет»…
…Дух ориентацию утратил -
синь сменив на алчный цвет побед…
В океане собственных сомнений
захлебнутся вереницы дней.
И чем сердце бьётся откровенней,
тем душа становится скромней.
Игорь Ткачев 22.03.2007 16:56 Заявить о нарушении
Напишу-ка и я к нему рецензию.
Владимир Белоусов 22.03.2007 17:32 Заявить о нарушении