Модернисты на сайте stihi. ru
Ниже я помещаю два отрывка из моей статьи "Искусство и жизнь":
"Всякий род искусства использует в качестве своей основы свои особые элементы, т.е. они являются основными только для данного рода искусства. В живописи это мазок краски того или иного цвета и нажима; в музыке - звук той или иной высоты, длительности, силы и тембра; в литературе - слово; в танце - движение тела, пластика; в скульптуре - кусок дерева, камня, металла и т.д."
"...когда художник начинает разлагать свое искусство на элементы или делать подмену основного элемента в своем искусстве элементом из другого рода искусства, то это и есть авангардизм и модернизм. Так, например, ленинградский БДТ в середине 90-х годов давал свои постановки "Вишневого сада" с неким новшеством: были сооружены огромные, во всю сцену двери, которые в конце спектакля, после отъезда Раневской и ее семейства, со стуком закрывались, оставляя запертым в доме больного Фирса. Что хотел сказать этими огромными дверями постановщик? Он боялся, что зрители не поймут чеховскую пьесу, если перед их глазами будет только игра актеров, и потому совершил подмену драматического элемента элементом архитектуры и тем испортил пьесу. Он разуверился в искусстве, которому служит, не поверил в его силу. Почему тогда он не обрушил на головы зрителей, например, египетские пирамиды? Ведь это было бы еще эффектней".
В поэзии, и литературе вообще, модернизм может проявляться, например, в стремлении автора жонглировать словами, частями слов, согласными или гласными звуками, в преувеличенном внимании к звуковой основе слов, когда смысл стиха или поэтические образы перестают быть главным, а вместо них выступает на первый план музыкальность. Другими словами, происходит подмена основного элемента литературы, т.е. слова, элементом, который по сути дела является основным уже для музыки, - звуком. Происходит разрушение рода искусства, в данном случае - художественной литературы. В поэзии нельзя обойтись без некоей доли музыкальности. Размер стиха, например, представляет собой нечто такое, что роднит поэзию с музыкой. Но все же эта музыкальность не должна заслонять слов и их смысла. Кто-то из классиков литературы или философов как-то сказал, что поэзия есть философия в поэтических образах. Для модерниста эта философия в образах отступает на второй план. Он стремится произвести впечатление в первую очередь своим искусством комбинировать слова, которые каким-либо образом сходны или различаются по своей звуковой основе, а не своим идейно-образным миром. Это часто происходит потому, что художнику по-просту нечего сказать, т.е. у него нет идей, которыми он хотел бы поделиться с публикой, либо же имеющиеся в его уме идеи устарели и, будучи высказаны в ясной, открытой форме, не произведут на публику того впечатления, какого бы автору хотелось.
Теперь я помещу здесь список авторов на сайте, которые если и не целиком, то в какой-то мере подпадают под категорию модернистов. Этот список будет здесь мною пополняться по мере ознакомления с произведениями различных авторов. Желающие могут заявлять о своей принадлежности к модернизму и сами, оставляя здесь свои замечания.
Список модернистов на сайте:
1. Алекс Павлов.
2. Алексей Королев.
Свидетельство о публикации №105121300866
Что, правда, то правда, теряется смысл
Румяные критики пишут статьи
И делают мненье, «Шедевр, - посмотри!»
Один написал, а другой похвалил
И оба довольны.. Условья игры..
Олег Литвинов 20.12.2005 12:45 Заявить о нарушении
САРГЕДОН ЗОЛОТОПЯТОВ.
Социалистический Реализм 29.12.2005 21:09 Заявить о нарушении