5. Вседержительнице Души

М. Ц.
В замирании сердца – нежность
Неземная, - подобных нет.
Я морскую люблю безбрежность,
В моем сердце – Тебя портрет.
Я страдаю от страшной страсти,
От томленья чужим стихом,
Для меня равнозначно счастье
С нераскаявшимся грехом.
Для меня образа – Твой образ.
Никогда уже не успеть
Зелень глаз твоих, нежный голос
Современно с тобой воспеть.
С отрешенностью богомольца
Я страдаю: не довелось
Прикоснуться к заветным кольцам,
К золотому венцу волос.
Мне Тебя не найти, не встретить –
Мир пространственный к нам жесток.
Нет Тебя ни в одной примете,
Мир веществ – ну какой в нем прок?!
Кроме разве одной рябины
Одинокой – все тот же куст,
Стона-судороги: Марина
И стихов – всегда наизусть.
Невзирая на странность чувства,
Что теперь у Тебя в плену,
Поэтического безумства
Никогда уж не прокляну.
Вы бесплотны и нереальны –
Века прошлого серебро,
Но весомее наковальни
Ослепительное перо.
Юбилейное славословье
Пропуская промеж ушей,
Я люблю Вас – большой любовью,
Я молюсь – о Твоей Душе,
Дерзновеннейшей до предела,
О Душе, что могло вместить
Божество, но вместило тело
Просто смертной, уставшей – быть.
Безысходнейшее из писем –
В Твою Вечность, куда руки
Не протянешь. Мы все зависим
От теченья одной реки.
Не отпетая – ну так что же?
Все равно я Тебя люблю,
Покусившаяся на божье,
За последний рывок – в петлю.
Только кто за него в ответе?
Ну зачем Вы, за что Вы так?!
Муз не ловят при ярком свете,
Музам нравится полумрак.
С оглушительной тишиною,
Словно знает: да будет слух,
И с Судьбою-Смертью самою
Гневно спорит бессмертный Дух.
О, извечная смерти тяга
К излучающему тепло!
До последнего вздоха-знака
Богоизбранных ремесло,
До последнего в жизни следа…
И потом, перейдя порог,
Оставляет Душа поэта
Остающимся Дух в залог.
Почему же со мной такое? –
Рукописная Ваша вязь
Все больней не дает покоя:
Слишком рано оборвалась.
Не зови. Я приду позднее –
Головою в холодный снег,
Если так же, как Ты, сумею,
Разминувшись почти на век.
Мне на исповеди молиться
Не пристало. Сдержусь от слез:
Не сбылось. Никогда не сбыться.
Нам Судьба начертала – врозь.
4-6 марта 2003.


Рецензии
Здравствуйте, Изольда. Не буду скрывать, у меня к имени Цветаевой - особое отношение. Общее с Вашим в нём - поклонение тому, что сама Цветаева называла "равенство дара души и глагола". В данном Вашем стихотворении (на мой взгляд, лучшем из всего цикла) есть два неоспоримых достоинства: 1) цветаевская твёрдость ритма (правда, у Цветаевой этот ритм всё же, - как мне кажется! (могу ошибаться) - более схож с сердцебиением, у Вас же - с поступью Командора; и дело, скорее всего, наверное, даже не в этом (бывают стихи, где именно такой ритм - единственно уместный!), а в том, что эта железная поступь не вполне сочетается с такими великолепными строками, как
"В замирании сердца – нежность
Неземная, - подобных нет"
Впрочем, это - всего лишь моё субъективное восприятие. Вполне допускаю, что я - чего-то не услышал, не понял, - так что в конечном итоге примите это всего лишь как одно из тысячи возможных мнений.
2) цветаевская ответственность к каждому выбираемому слову (впрочем, здесь есть оговорки: "В моём сердце - Тебя портрет", "Я страдаю от страшной страсти" - строки несколько, скажем так, усложняющие восприятие стихотворения.
Однако, есть одно "но": форма. Я имею в виду "скелет": ту главную мысль, которая присутствует в любом стихотворении, проходя сквозь него подобно лучу солнца, мысль, которая рождается, от строки к строке взрослеет и в конце - целиком уходит к читателю, рождая ответные мысли и ответные чувства. Вот этого-то скелета, хребта, того, что Цветаева сама у себя называла даже "остов" (имея в виду свою тягу к аскетизму речи), - как мне кажется, здесь явно недостаёт. Т.е. получается примерно так: здесь не одно цельное стихотворение, а много разных, по отдельности - удачных, но вместе - совершенно не воспринимаемых четверостиший. И всё же главное - не жалею, что пришёл на Вашу страницу. У Вас - бесспорный дар.
P.S. Простите, если чем-либо невольно задел. Стараюсь в рецензиях быть честным.
С уважением, - Александр

Нихт Ферштейн   05.03.2006 11:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, Вы меня ничем на задели и вряд ли заденете. Очень ценные у Вас рецензии, по делу. Приятно общаться с интеллигентным человеком, к тому же, можно сказать, коллегой (у меня филолого-педагогическое образование). Очень импонируете.
Будет время - зайду к Вам обязательно.
За честность - спасибо вдвойне.
С уважением.

Изольда Серебрякова   05.03.2006 20:49   Заявить о нарушении
Изольда, я в литературе - самоучка. Дилетант. У меня нет никакого филологического образования. Я закончил исторический факультет Латвийского университета, так что меня можно и не особо слушать.:)

Нихт Ферштейн   06.03.2006 20:57   Заявить о нарушении
Не кокетничайте, коллега. :)

Изольда Серебрякова   07.03.2006 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.