Современный Отечественный роман
Этот роман так вкусно написан, что хочется съесть каждую фразу, урча и причмокивая.
Бори Акунин
Жанр современного отечественного романа хотя и имеет много общего с, непосредственно, жанром романа вообще, но все же отличия делают их кардинально разными. По глубине погруженности в социальную, экономическую, политическую, личную, бытовую сферу человека, сложно найти более сильного жанра в отечественной и даже зарубежной литературе. Да и искать не надо он перед нами.
Зачастую этот жанр впитал в себя многие направления советской, поссоветской и современной российской литературной традиции. Если порыться то в нем можно найти и правдиво реалистические картины и кислотный постмодернизм и сюриалистические миниатюры, объединенные в единую композицию; имеются и глубокие философские корни, изрядно заправленные, модернизмом. Если говорить о философии в рассматриваемом жанре, то она как раз и отличает его от советского реализма, она (философия), поддержанная живым языком и многообразием существующих литературных приемов, крайне приятна и весьма легко вычитываемая из сюжетной канвы.
Перед началом работы встал принципиальный вопрос, что считать образцами этого современного отечественного романа, что причислят к нему, а, что оставить за бортом либо посредственной литературы, либо литературы, не имеющей отношения к вопросу. Здесь думается, следует руководствоваться личными пристрастиями, если даже от этого пострадает объективность суждения, но останется душа увлеченности темой.
В круг авторов, подпадающих под существо вопроса, по субъективному мнению входят: Дмитрий Липскеров – один из основателей премии «Дебют»; Эдуард Лимонов – лидер национал большевистской партии России; Владимир Кунин; Евгений Гришковец – прозаик и рок-музыкант; скандальный Владимир Сорокин; Татьяна Толстая – не так давно вернувшаяся из США, и являющаяся ведущей передачи на канале «Культура» «Школа злословия»; Людмила Улицкая; и отдельного упоминания достоин писатель, который начинался, складывался как писатель сети Internet, но в последнее время врывающийся в славную когорту русских романистов, издаваемых на бумаге Александр Экслер; Виктор Пелевин, которому посвящена вторая часть работы. Этими авторами не ограничиваются рамки жанра, но в своей работе, я буду опираться на публикации, именно их произведений.
Если говорить о месте жанра в потоке издаваемой художественной литературы и о количественных показателях этого жанра, то стоит отметить, что место это не велико, объясняется сложностью создания, восприятия, большой временной затратностью и ценностью малого количества, а главное узостью читательской аудитории (скажем прямо, эта литература не для всех). Количественные показатели так же не отличаются большим объемом, чаще всего, если говорить о региональном рынке, то в книжных магазинах, образцы жанра занимают, от силы, небольшой стеллаж, на котором представлены самые известные и популярные из них.
Свидетельство о публикации №105113001650