Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер. непрограмный Маяковский

 


 Почти перед смертью, будто забыв, что и сам посещал Л.Ю. Брик ради её удивительно точного художественного чутья, Л.В. Смеляков написал:
 -Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер,
 В нашем общем многоголосье,
 Но они тебя доконали,
 Эти лили и эти оси…..
Не смотря на собирательность (маленькие буквы и мн.ч.) совершенно ясно, что речь идёт о Лиле и Осе Брик, об их совместной с Маяковском жизни в Гендриковом переулке.
Сразу остро встаёт вопрос:
«Допустимо ли вторгаться во внутренние, сугубо личные отношения, всеми тремя выбранные добровольно? Допустимо ли публично наносить оскорбление людям,
которых Маяковский называл его «семьёй»?
Нестандартность жизни втроём только внешне необычна.
Она объясняется именно творческим союзом. Именно совместная деятельность сплотила Бриков и Маяковского.
 Поэт отмечает в биографии:
« Радостнейшая дата.
 Июль 1915 года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О. М. Бриками».
 Брики одни из первых оценили гениальность Маяковского, прочитавшего им на даче «Облако в штанах».
О.Брик помог неизвестному и бедному поэту издать поэму, взяв на себя расходы и отношения с издателем.
 В лице супругов М. обрёл то, о чём мечтает любой начинающий поэт - умных и образованных почитателей и критиков…
 Время было голодное, с жильём - проблемы. А Брики часто помогали Маяковскому. Нет ничего удивительного в том, что он, получив квартиру в Москве, был рад отблагодарить их. Поселились вместе.
 В 1925 году чисто личные отношения М. с Лилей прекратились навсегда, но это не повлияло на их совместную деятельность.
 «Семья» была основана на других более прочных связях.
М. играл в ней роль генератора, производителя, Л.Б.- вдохновителя, психолога, а О. Брик был менеджером (хотя тогда этого слова не знали). Он занимался связями с журналами, критиками, властьимущими, он много читал и пересказывал сверхзанятому М. содержание газет и новых книг, он редактировал практически всё, что писал поэт…
 Каждое утро в непринуждённой беседе за чаем М. обсуждал с О.Б. свои стихи.
Каждое утро, день за днём, год за годом…
Радость, иметь слушателя, стала замещаться раздражением.
Опёка стала угнетать.
Но Брики не хотели расставаться с М.
 «Ты, кажется, хочешь жениться?- спросила М. Лиля, узнав о Наташе Брюханенко, - не делай этого…»
М. послушался.
Он любил Лилю.
А она любила его стихи.
Интересовал ли он её, как человек?
В последние месяцы его нервное напряжение стало критическим, но Б. уехали за границу…
Так верно ли обозначил Смеляков причину трагедии, угадав в ней трагическое столкновение православной и иудейской традиций?
 Р.О. Якобсон писал: «Русские поэты- будь то еретик Блок или антирелигиозно настроенный Маяковский выросли в мире православных обычаев и их творчество независимо от их намерений связано с ними»…
 Русский подход к искусству исходит «из духовной природы, нужно отдаться этому чувству - аналитичность вырастет сама».(1)
 Взгляд О. Брика принципиально иной. Он с удивительной ненавистью громил в «Лефе» русских классиков. Он считал, что литература- это ремесло, производство. Он без конца «развинчивал» стихи Пушкина и Лермонтова, исписывал стопки бумаги значками, из которых выявлял звуковые повторы.
 Ключ к пониманию отношений «семьи» обнаружил Кацис Л.Ф.(2) Л.Брик не расставалась с О.Бриком, потому что «была отдана Богом не просто мужу, а мужу-еврею, со всеми полагающимися при этом синагогальными формальностями. Это биографическая подробность, мало нужная, казалось бы, для понимания поэм Маяковского оказалась ключевой»…
 Для Бриков М.- гой, пусть и талантливый, но он- существо другого сорта, низшего порядка. Он никогда не сможет принадлежать к «избранному народу».
 Удивительно, что, создав мировую религию, выдержав жесточайшие испытания в вере, великий народ впал в «подобие язычества, приватизировав Бога, и отделив себя от всех»(3).
 Не так же ли Брики «приватизировали» и Маяковского?
 «брехобрики…
 словно вермут ночной, сосали
 золотистую кровь поэта»
 Отчего они пресекали все попытки М. начать личную жизнь?
 Даже, когда у него родилась дочь, он жаловался С. Шамординой:
 «Денег нет. Две семьи у меня: мать - сёстры и моя семья. Поэтому дочке не могу помочь».
 В то время в «семье» с Бриками была домработница, автомобиль, шофёр.
 В их иудейско-христианском союзе Брики проявили твёрдость в сбережении основ своей культуры, М. же, изначально, с юности боровшийся с традициями утратил все точки опоры.
 «Видите - гвоздями слов
 Прибит к бумаге я».
 Он не создаёт новых образов, переделывая старые, М. кощунствует, пытается заменить Христа собой, человеком.
 «истово господу богу помолимся
 боже из мяса – бог- человек»…
 Такое поругание христианских ценностей поощрялось Бриками по понятной причине.
 Но, что происходило при этом с личностью М., их мало интересовало…
 «Маяковский внедрил социальный заказ внутрь своей поэзии, а, внедрившись, он стал развиваться, прорастая в тело его поэзии уже по собственным законам…прививка по доброй воле произведённая, со временем оказала непредусмотрено сильное действие на саму жизнеспособность организма»(4).
С.Мирский писал: « С 1923 года видно ослабление таланта М., многое- пропаганда, написанная по заказу…»
 Соловей не поёт в неволе. Мастерства мало.
 Последней попыткой М. вырваться была организация выставки «20 лет работы». Он решил справиться сам.
 О. Брик принял вызов.
 Но прямому и бескомпромиссному М. были неведомы тайны закулисной борьбы, которыми в совершенстве владел О.Брик.
 Выставка была сорвана, хоть и состоялась.
 О.Б. выиграл, хоть и был в отъезде.
 Поэт впал в крайнею депрессию, он был полностью деморализован. Брики естественно не хотели его смерти, они везли ему из-за границы подарки. Никуда не денешься…
 Женитьба тоже могла освободить его.
 И М. остервенело, с несвойственной ему грубостью пытается жениться на В. Полонской. Той жалко его:
 «оскорбления перестали унижать меня…
 Я поняла, что передо мной больной человек».
 Несчастная женщина не смогла помочь ему: она испугалась мужа, ярости М., а главное - незримое присутствие Лили не давало поэту никаких шансов на личное счастье.
 « У Вл.Вл. вырвалось:
 - О, Господи!
 Я сказала:
 - Невероятно, мир перевернулся! М. призывает Господа!
 Он ответил:
 -Ах, я сам ничего не понимаю теперь, во что я верю!»
«Эта фраза записана мною дословно»,- гарантирует Полонская.
 Многие русские поэты проходили через богоборчество, а позже создавали шедевры, прославляющие Христа.
Многие поэты иных национальностей, в том числе и евреи, настолько проникались Православным духом, что тоже оставили стихи, посвящённые уважительному осмыслению христианских догматов…
 И, если бы М. сумел освободиться от опёки чуждой ему среды, может быть, он бы тоже многое переосмыслил?
 Может быть…
 Но случилось то, что случилось.
 И мы имеем то, что имеем.
 Изученный, действительно, «до последних йот» с позиций официальной версии своей эпохи М. лишь отчасти равен самому себе…
 Пастернак высказался жёстче:
 «М. стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он неповинен».
 После гибели поэта, о нём стремились забыть: книги не переиздавались, исследования не проводились, вечеров памяти не устраивалось. Наконец, из учебников изъяли поэмы «В.И.Ленин» и «Хорошо».
 Такое положение дел хранительницу архива М. явно не устраивало. Л. Брик решилась не отчаянный шаг - написала и сумела передать письмо Сталину!
 И опять Смеляков:
 - Ни стирать, ни рожать не умела,
 Никакая не мать, не жена-
 Лишь одной революции дело
 Понимала и знала она.
 Это верно. Интуиция не подвела и на этот раз.
Сталин заметил: «Безразличие к его памяти - преступление»…
 Лёд тронулся.
 В массы отправился рафинированный Маяковский.
Именно такой, какой нужно.
 Кому?
Только ли власти?
 Р. Якобсон отметил:
 «И, в конечном счете, особенность России не, столько в том, что сегодня трагически перевелись её великие поэты, сколько в том, что они ещё были»….(5)
 Хочется добавить:
 « И будут!
 Как будут сохраняться Православные традиции - основа всей русской культуры.
 Будут, но с каким противодействием придётся встретиться!»
 
 Краткий список литературы:
1- Карякин Ю. Признать действительность. Лит. Обозрение.1989 №7.
2- Кацис Л.Р. Достоевский. Розанов. Маяковский.//Известия Российской академии наук.1993.№6.
3- Родина (журнал) 2003 год. «Евреи в России». Статья о Гоголе.
4- Карабичевский Ю. Воскресение Маяковского. 1990 год.
5- Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов.//
Вопросы литературы.№11-12. 1990 год.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.