Эпатаж, скандал и провокация
Не о том ли, что грядёт Скандал?
За Эпатажизмом прочно тянется лоскутный шлейф Скандала, словно ночной бриз, приносящий терпкий запах моря. Хаотично разбросанные пятна нефти и прочий мусор цивилизации лишь усложняют гамму запахов, добавляя в неё краски распада и гниения.
«Поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила» - именно так нам трактуют Эпатажизм все без исключения сегодняшние источники информации, добавляя при этом, что называется через запятую, «Скандальная выходка», тем самым, делая акцент на поведенческий стереотип восприятия данного явления.
Одно из стойких заблуждений сегодняшней культурологи - это отождествление Эпатажизма и Скандала с переходящей в триаду тезой Скандал - Эпатажизм - Арт – авангагрд.
Вот уж воистину сакраментальная Троица Современного Искусства.
Первое, что необходимо сделать это отделить Эпатажизм от Скандала. Для этого прежде всего надо напрочь забыть про французские корни самого термина ераtage, так как любому вербальному выражению, достигшему стадии «термина», присуща транссексуальность, что может приводить к смене «пола» (то бишь значения слова) на противоположный.
Главное отличие Эпатажизма от Скандала в том, что Эпатажизм концептуален. Строго говоря, в основе Э – мысль, замысел, концепт. Это то зерно нового… Резонно недоумение: а разве Искусство, берем шире, любая творческая деятельность индивидуума возможна вне концепта?
В том–то и дело, что Скандал сам по себе, Скандал как таковой, даже хорошо продуманный, сконструированный и организованный не есть Арт-акт, как не является Искусством кровать, забрызганная красками, чистый лист бумаги, писсуар и т.д. Скандал - вне арт-поля, вне концепта, идеи, т.е вне Эпатажизма - действительно «случай, происшествие, позорящее его участников» и не более того (толковый сл.)
Скандал текуч и виртуален. Он деструктивен в своей основе, даже если работает на созидание (создание) Образа. Эпатажизм же напротив - всегда актуален и конструктивен, даже если он работает на разрушение (стереотипов).
(Скандал - всего лишь частность, тогда как Эпатажизм - Целое) АКТУАЛЬНОЕ.
В следствие своей перманентной актуальности Эпатажизм провокационен (провокацативен). Если не отделять воплощение от идеи, Эпатажизм всегда есть Провокация, ибо Он Всегда Актуален. Именно прагматическая доминанта эпатажа позволяет сближать его с авангардом едва ли не до состояния тождественности.
Провокация - это, как известно, прежде всего - Действие (актуалис) и как всякое действие она имеет направленность… Направленность эта заключена в следующем.
Эпатажизм как явление новой идеи вносит хаос в упорядоченную, устоявшуюся систему ценностей, выявляя её псевдоструктурность, точнее относит ее в прошлое, проецируя на настоящее…
Провокация вызывает ответную реакцию среды, выявляя её обнаружившуюся психологическую фрустрацию (дезорганизацию). Она вносит уже в выкристаллизованную структуру, выстроенную шкалу ценностей шокирующий элемент амбивалентности…. «прекрасное мерзко, мерзкое прекрасно» (Макбет. Шекспир)… сбивая привычные ориентиры. Явленное новое еще классифицируется по старым критериям, отсюда скатология и эстетика безобразного. Происходит смешение эстетических функций с «не» эстетическими объектами (все тот же дюшановский писсуар) и «не» эстетических функций с эстетическими объектами (пресловутые приговские бумажные гробики стихов).
К слову сказать, всего за пять лет да появления беспредметной живописи на первом публичном показе натюрмортов и пейзажей Сезанна, эти работы стыдливо были отделены от его портретов и размещены в отдельном зале.
В следствие всего этого - Явление Скандала или, что то же - визуализация Эпатажизма. Скандал есть не просто «происшествие, громкая ссора, нарушающая порядок».
Скандал информационен. Он визуализирует нарушение привычного порядка. Он громко заявляет об этом (о существовании иного).
Информационная подоплека (суть) скандала, сопровождающая акт эпатажа привносит некоторую определенность, что приводит к упорядочению хаоса, возникшего в системе ценностей в результате явления новой идеи.
Информационная составляющая даёт возможность осуществить выбор равновероятных возможностей - принять новое или….остаться в старом.
Забегая вперед, скажем о полном «безразличии» Авангардного искусства, с которым напрямую ассоциируют эпатаж, и его антипода - Модернизма - к информации как таковой, что и составляет главное различие между ними и Эпатажизмом.
Эпатажизм – это всегда визуализация концепта, (будь то текст, полотно художника, театральные подмостки или музыкальная фраза), пусть и выраженного через провокацию. Причём, это не метафора, а константа.
Визуализация Эпатажизма (как концепта) находит своё яркое подтверждение, как это на первый взгляд не покажется странным, в её крайних проявлениях, таких, как «нулевой цикл» выразительности живописи, музыки и поэзии. Яркая иллюстрация тому «Черный Квадрат»К. Малевича , «4.33» Д.Кейджа, и "Поэма конца" Василиска Гнедова. Непонимание этих «актов пустоты», ставших эпатажем, зиждется на одной очень простой вещи, а именно: элементарной «забывчивости», назовем это так, аксиомы того, что искусства с одним измерением не существует.
В Супрематических опусах К. Малевича больше от смысловой абстрактности японских иероглифов, нежели живописной выразительности или подчеркнутой виртуозной техники письма, но это - живопись, а не восточная каллиграфия, или скажем осторожней, это то, что мы, несомненно, должны причислить к ней.
А хрестоматийная визуализация звука Д.Кейджа буквально является иллюстрацией, практическим комментарием к утверждению К. Леви–Стросса о музыкальном спецификуме, о двух удвоенных артикуляциях музыки, когда в отсутствие (звучания) культурной «решетки» звуков визуализируется внутренняя, естественная «решетка» звуков, усиленная физиологическими ритмами заполненного концертного зала.
Стоит ли говорить, что исполнение любого муз фрагмента есть не что иное, как момент Визуализации, и если мы с вами не видим звук, это ещё не повод говорить, что он невидим.
Общеизвестны факты видения звука музыкантами и композиторами, а их ассоциативные и колористические разночтения лишь вносят разнообразие в оптическую картину восприятия звука (тональность «до-мажор» А.Н. Скрябин видел, к примеру, как красный, а Н.А. Римский – Корсаков, как белый цвет)
……………………………………………………………….
Таким образом, мы должны отметить, несмотря на явную тесную связь Эпатажизма и Скандала, и их различие, а именно: Эпатажизм как актуальное целое, являясь концептом нового, структурирует аморфную по отношению к нему среду путем провокации (направленного действия) и скандала, который своей деструктивной сутью и разрушает привычные и, казалось бы, незыблемые стереотипы, выявляя псевдоструктурность прежних конструкций путём Визуализации (информационности) Нового.
Даша Давалина
Свидетельство о публикации №105112402387