4. Идеология
4-й венок короны сонетов из книги "Гирлянда"
Мens agitat molem (лат.)
Мысль движет материю (Вергилий)
1
Добавляю звенящий состав
в суету и невнятицу буден,
а в ушах несмолкающий бубен:
телефон, телетайп, телеграф.
К микрофонам и пультам припав,
из укрытия станций и студий
канониры идейных орудий
будят Керчь, Кострому, Кокчетав.
А моя бубенцовая речь —
не будильник, не гонг, не картечь,
не зовёт от забот и сомнений,
просыпается в жадную печь.
Слог за слогом, как стебли растений,
перепутавшись тают в мартене.
2
Перепутавшись тают в мартене
отголоски прошедших эпох,
ядовитый шрапнельный горох
опровергнутых жизнью учений.
Чередою сплошных наваждений
с дымным шлейфом, заразным, как чох,
прогорит подстрекательский мох,
пища смут и локальных движений.
А ведь сбылся недобрый прогноз:
необъятный имперский обоз
развалился на трудной ступени.
На трибунах раздрай и психоз,
а в моей опроставшейся жмене
трепыхание стихотворений.
3
Трепыхание стихотворений —
на замену логических схем
и крутых философских систем,
доводивших до вспышек мигрени.
Потускнели масштабные тени.
В обсуждениях жалящих тем
позабылись почти насовсем
мощный Маркс и безудержный Ленин.
Мировой исторический подвиг,
низведённый наследным отрёбьем
с круч вулканов до сточных канав,
заклеймлён и оплёван сегодня.
В утешенье — «Кармен» и «Фальстаф»,
«Стенька Разин» и песни Пиаф.
4
«Стенька Разин» и песни Пиаф
через разные щели и дверцы
в смутный час прорываются в сердце,
что ни песня, то луч — звездоплав,
и уносит, с собою зазвав,
может сплавить толпу разноверцев
мощью собственных вольтов и герцев,
как не сплавит смолу автоклав.
Завихрения страстных мелодий,
пестрота изощрённых просодий
обовьют, оцепив и обняв.
В тон напевам и русской природе,
незабудки да ландыш собрав,
приплетаю к букетам купав.
5
Приплетаю к букетам купав,
уязвлённый в непонятом чувстве,
изъявления искренней грусти.
Ах, Гянджа, Фергана, Берислав —
города за порогом застав!
Тут барьер и таможня, там бруствер.
Потерялось днепровское устье.
Стал чужим Измаильский рукав.
Здесь распалось, в Европе сошлось.
Странно резать единую ось,
исходя из разумных стремлений.
Захотелось победствовать врозь.
А на память — букеты сирени,
сожаления, ропщи и пени.
6
Сожаления, ропщи и пени.
Не стерпеть — по живому дробят.
Как бы славно закончить разлад!
Ежедневно смотрю в бюллетени.
Переменная копотность прений,
а разбитые звенья скрипят.
Где ж лекарство, чтоб вытравить яд?
В феррохроме, в сурьме, в молибдене?
Учредят монархический трон?
Доканают злосчастный Сион?
Расстреляют другие мишени?
И сложились в бедлам и трезвон,
в мельтешение диких решений
все зигзаги моих настроений.
7
Все зигзаги моих настроений
вырастают из стольких причин,
что не смерят ни пуд, ни аршин,
и ни градус, ни рубль не оценят.
Нужен свежий берёзовый веник,
чтобы сбить треволненья и сплин.
Жёсткий веник нежнее дубин
и полезнее для поучений.
У меня бы в чести и фаворе
был рачительный школьный историк,
чтоб вбивал да вбивал, как устав,
с непреложностью фактов не споря,
в память юных пижонов и пав
гнев Цусим и восторги Полтав.
8
Гнев Цусим и восторги Полтав!
Верность в дружбе — основа викторий.
Поражения — поводы к ссоре.
К неудачам плюсуется штраф —
бунт окраин с парадом булав.
Дайте волю в кремлёвской конторе
самозванной беспринципной своре —
вспухнет перечень микродержав.
Всероссийский корабль поюлил
вкривь и вкось без руля и ветрил,
изувечен от гонок и давок.
Ремонтёры выходят из сил,
рассылают легавых и шавок
для подбора крепящих добавок.
9
Для подбора крепящих добавок
в смятый корпус железных идей,
задолблённых с отроческих дней,
составляю реестры заявок.
Роюсь в пачках технических справок,
тереблю многомудрых людей.
В макраме скороспелых идей
светят петли старинных удавок.
При развязках тугого узла,
в состязаниях блага и зла
не уйти от решительных ставок.
Разбираюсь: какая взяла?
Натыкаюсь на оспины явок.
патрулирую книжный прилавок.
10
Патрулирую книжный прилавок,
превращаю жилище в музей,
склад газет и журнальных статей
и — увы! — не о пользе пиявок,
не о дружбе цветов и козявок,
о разгуле идейных страстей.
Вот бы мне, как иной книгочей,
ворковать от прикольных забавок!
Отчего-то о судьбах империй
в размышлениях тужится череп,
будто там завертелся бурав.
Рассуждаю о духе и вере,
над холмами томов недоспав.
Реагирую зло и стремглав.
11
Реагирую зло и стремглав,
а в запасе всего лишь трюизмы.
Верный опыт сведён в афоризмы:
«Краше рая прохлада дубрав».
«Сладок воздух росистых отав».
«Нет предела милее отчизны».
«Наступай, не страшась укоризны».
«Одолел — так и думай, что прав».
Безусловная мысль коротка,
как внезапный порыв ветерка,
и не любит изъятий и вставок.
Слово — капля, а в связке — река.
Вот ныряю без маски и плавок —
обретаю искательский навык.
12
Обретаю искательский навык,
добываю едучую соль.
Постигаю реальную роль
кафедральных престолов и главок
и лиричных Наталок Полтавок
в единении мыслей и воль
при вхожденье в иную юдоль
через дым и огонь переплавок.
Взвешу трусость, измерю гордыню,
а стремлюсь к золотой середине
меж заслугой и манной халяв.
Жду удачи в плетёной корзине.
Запою и станцую,сыскав,
и добыча не прячется в шкаф.
13
И добыча не прячется в шкаф,
ни в подвалы, ни в скрыни, ни в риги.
Вся затем, чтобы выстроить в книге
то, что выплавлю,перемешав,
чтобы чёткая правильность граф
не служила лжецу и сквалыге,
чтобы разум катил на квадриге,
но продумывал каждый параф.
Узловые опоры созвучий —
будто кочки в трясине зыбучей,
самородки в кромешности лав.
Уповаю на труд и на случай.
Торжествую, найдя и подняв.
Струйки строчек связуются в сплав.
14
Струйки строчек связуются в сплав,
отражение подлинных фактов,
направление будущих трактов,
утверждение подлинных прав.
На целебных корнях настояв
сладкий сок разрешённой загадки,
разолью квинт-эссенцию в кадки.
Веселитесь Нюф-Нюф и Наф-Наф!
Прилетят голубки и голyбки.
Заработают медные ступки
для толчения пряных приправ.
Так и грежу: в тяжёлые кубки,
запасённую ёмкость подав,
добавляю звенящий состав.
15
Добавляю звенящий состав.
Перепутавшись тают в мартене
трепыхание стихотворений,
«Стенька Разин» и песни Пиаф.
Приплетаю к букетам купав
сожаления, ропщи и пени,
все зигзаги моих настроений,
гнев Цусим и восторги Полтав.
Для подбора крепящих добавок
патрулирую книжный прилавок,
реагирую зло и стремглав.
Обретаю искательский навык,
и добыча не прячется в шкаф.
Струйки строчек связуются в сплав.
1999-2000 гг.
Свидетельство о публикации №105112202080
И всё-таки в очередной раз убедился, что Венок классических сонетов читать вслух тяжело, одинаковые рифмы притупляют восприятие, тем более многие пройдут сквозь всю Корону. Наверное нельзя переносить буквально что-то из одного языка в другой. Если менять рифму во втором катрене читается проще и ухо не замыливается. Однако, это просто частное мнение.
И ещё вопрос: А почему написали трёхстопным анапестом, а не классическим пятистопным ямбом?
Удачи!!!
Владимир Остапенко 11.01.2010 16:38 Заявить о нарушении
Владимир ! Я очень рад, что, наконец, получил продуманный серьёзный отзыв. Отвечаю коротко. Не нужно преуменьшать возможностей русского
языка. То, что прекрасно звучит по-итальянски, в руках искусного мастера
не менее изящно и убедительно выйдет и по-русски. Хорошие венки сонетов,
при желании, вы найдёте. В море стихов чего-чего нет. Если мои работы
Вас не устроили, то виновата не столько избранная форма, сколько моё
неумение. Второе, действительно, есть канонические формы, и размеры, и
ритмы. Я попробовал разнообразить выбор форм. Мне хотелось доказать, что
форма сонетного венка - не мёртвая, не застывшая, а живая и способная
к развитию. Если мне это не удалось, то, надеюсь, сделает кто-то другой.
Прекрасный образец сонетного венка Вы можете найти, например, у
владимирского поэта Виталия Александровича Волкова. Он помещён в "Избранное" еа сайте Поэзия.Ру.
С уважением
ВК
Владимир Корман 11.01.2010 18:11 Заявить о нарушении
Вам всяческих успехов и терпения в сонетном труде!
С уважением,
Владимир Остапенко 11.01.2010 19:22 Заявить о нарушении
С интересом познакомлюсь с Вашими работами и, возможно, отзовусь.
Сам несколько лет больше не пишу венков, увлёкся переводами - чисто из
практических соображений, чтобы изучать языки.
С вашими соображениями о том, что классические формы сложны, трудоёмки и без виртуозного мастерства к успеху не приведут, я вполне согласен.
С уважением
ВК
Владимир Корман 11.01.2010 20:57 Заявить о нарушении