8. Заповеди
8-й венок короны сонетов из книги "Гирлянда"
Quidquid agis, prudenter agas
et respice finem (лат.)
Что бы ты не делал, действуй разумно
и предвидя итог (Римские деяния)
1
Льются токи терцин и октав,
расплескались каскады сонетов.
В небесах путеводною метой
загораются Лев и Жираф.
Стоязычен, цветист, многоглав
вечный праздник певцов и поэтов,
флёрдоранж вечеров и фуршетов,
фейерверк поздравлений и слав.
Проявляя положенный раж,
штатный лирик кладёт макияж,
добавляет индиговой сини,
аккуратно наносит гуашь
и, пожалуйста, плавится иней
и смиряется пекло пустыни.
2
И смиряется пекло пустыни,
изливается тонкий эфир,
воцаряется трепетный мир,
напоённый дыханием пиний.
А под небом, теснина к теснине,
громоздятся Кавказ и Памир,
и в расстеленный свыше клавир
прибавляется страсть Паганини.
В безрассудной духовной тщете -
воздыхание о чистоте
и любовь к золотой середине
убеждений, поступков и скиний,
нынче редкой в окрестной черте.
А фантазия льёт и не гинет
в вечной жажде святой благостыни.
3
В вечной жажде святой благостыни,
возглашается первый завет:
Бог един, соправителей нет
ни в морях, ни в горах, ни в долине.
Он всевластен, как прежде и ныне,
и покуда не кончится свет.
В человеке — подобие, след,
повторенье божественных линий.
Атеисты, и порознь, и в связке
отрицают церковные сказки,
доскональной замены не дав.
А в поэзии древней закваски,
два Завета насквозь пронизав,
просит влаги иссохший Моав.
4
Просит влаги иссохший Моав.
Ту же жажду и Русь ощутила.
Муза песен в обилиях Нила
омочила пуховый рукав
и, над выжженным краем отжав,
возрождает зелёную силу.
Но не в свечках, не в дымных кадилах
оборона Одесс и Варшав.
От ударов финансовой плётки,
от насилия ширятся глотки.
Всё свирепствует век-волкодав,
и под песни и гимны, без водки,
крепнет воля рабочих застав.
Вся стихия стиха — костоправ.
5
Вся стихия стиха — костоправ,
выпрямляет согбенных и сирых,
согревает в холодных квартирах
и сзывает их, как телеграф,
на защиту нарушенных прав
и твердит: не творите кумиров,
низводите вельможных сатиров
и зиждите себе архитрав
на прямых и надёжных столпах,
чтобы тот не рассыпался в прах
по какой-нибудь вздорной причине.
Пусть царит наяву и во снах,
непрестанно в чести и и в помине
книга-быль о ниспосланном Сыне.
6
Книга-быль о ниспосланном Сыне,
божьем агнце в гнездилище бед,
возрождает тускнеющий свет,
пламя жизни в его сердцевине.
Меркнут Гойя, Россини, Феллини...
Верх поэзии - Новый Завет.
Скоро будет две тысячи лет
той - Евангельской - доброй твердыне.
Где б ты ни был, в Керчи и в Перми
лучший день из недельных семи
посвящай приобщенью к святыне.
Выстрой мысли и чувства стреми —
и Писание музыкой хлынет,
как живые ключи в Палестине.
7
Как живые ключи в Палестине
и верней чудотворных икон
упорядочит тонус и сон
укорот скороспелой гордыни.
Будь силён и в немаленьком чине,
а родителям — первый поклон,
но второй — да простит Аарон —
тем, кто славную шутку подкинет.
Вот Шполянский забавил как надо,
вот Каневский смешил до упаду.
Тот стихами, другой — рисовав.
Два таких вот искусника рядом -
Аминадо и Аминадав -
исцеляют и тело и нрав.
8
Исцелят и тело и нрав,
анемию, угри, почесуху,
атонию, ячмень и краснуху
колдовские напитки из трав.
И чеснок, и настои купав,
и веронику, и чилибуху
применяй, с укреплением духа
и закалкой телес сочетав.
С легендарных, но памятных дней
заповедано нам: не убей,
не лелей сладострастное пламя,
не блуди, не кради и не смей
жить во лжи, как в домашней пижаме.
Человеку положен экзамен.
9
Человеку положен экзамен,
а провалишь - нетрудно пропасть,
безрассудно отдавшись во власть
чёрной алчности, каверзной даме.
С ней и зависть с презлыми глазами.
Так не скаль плотоядную пасть
на чужую приватную часть,
не гонись за чужими быками.
Не прельщайся соседским ослом
и не зарься на челядь и дом,
на добро и угодья с полями,
на хозяйку соседних хором.
Не греши, но не хлопай ушами.
Стань разборчивей в общем бедламе.
10
Стань разборчивей в общем бедламе, -
подправляет любитель урвать. -
Лишь дурным не ясна благодать —
завестись дорогими вещами,
Слиток золота, редкостный камень
и другую ликвидную кладь,
как ухватишь, спеши закопать
или сбыть да смотаться в Майами.
Прежде волей решительной власти
нас тащили за ворот и хлястик
в напоённые мёдом лета.
Нынче вольные гонки за счастьем,
а какая с того лепота —
пусть расслышит твоя глухота.
11
Пусть расслышит твоя глухота -
производная крика и шума -
в чём расходятся мудрая Дума,
и просящие ради Христа.
Безответственная суета
управителей и толстосумов
знаменуется выхлопом бумов,
но в итоге — обман и тщета.
Наобещано мясо во щах,
но едок отощал и зачах.
В производствах то штиль, то цунами,
а на биржах финансовый крах.
Остаётся выспрашивать в храме,
чем спасаться в отчаянной драме.
12
Чем спасаться в отчаянной драме?
Непокой - до эдемских сеней.
Вот и молим о них без затей
в умилённой просительной гамме.
А святые со светлыми лбами
в ароматном миганье огней
погружаются в воск и елей,
как положено в каждом Нотр-Даме.
Молча слушают будды в ашраме,
племенные тотемы в вигваме,
изваяния Гора и Пта.
Жди-пожди. Упивайся мечтами.
Потерпи. Возгласит пустота,
прозвучит из незримого рта.
13
Прозвучит из незримого рта
и, должно быть, без грома и взрыва,
а на деле нужна инвектива
в адрес тех, чья душу не чиста:
за невыплаченные счета,
за усохшие без перспективы
голубые дороги и нивы,
за глумленье над словом Мечта.
Отпустив ловкачей на поживу,
допотопному локомотиву
приоткрыли мы все ворота,
а махина помчалась к обрыву,
Будет вспышка, как рухнет с моста
в непалящем свеченье куста.
14
В непалящем свеченье куста
притягательный символ Завета.
Как гагаты в ветвях бересклета,
сверхъестественная красота —
излучение альфы Креста.
Пусть гадают и спорят поэты
об источнике горнего света,
а дорога в ту гору крута.
На вершине колючий терновник,
непролазный и дикий шиповник,
ежевичник, и сиз, и кровав.
У подножия, в тихой часовне,
в окружении роз и агав,
льются токи терцин и октав.
15
Льются токи терцин и октав —
и смиряется пекло пустыни.
В вечной жажде живой благостыни
просит влаги иссохший Моав.
Вся стихия стиха — костоправ.
Книга-быль о ниспосланном Сыне,
как святые ключи в Палестине
исцеляет и тело и нрав.
Человеку положен экзамен.
Стань разборчивей в общем бедламе,
Пусть расслышит твоя глухота -
чем спасаться в отчаянной драме,
прозвучит из незримого рта,
в непалящем свеченье куста.
1999-2000 гг.
Свидетельство о публикации №105112202068
Но красиво, особенно про "отжатый рукав..."
Как христианин, Ветхий Завет знаю понаслышке, мне довольно Нового, ведь Истина - там!
С уважением,
Денис Требелев 03.03.2020 04:55 Заявить о нарушении
Большое спасибо, Денис. Узнать, что кто-то прочёл стихи, написанные нашими руками
много лет назад, - настоящее удовольствие. Что касается Старого и Нового Завета,
то Истину нужно искать в обоих. (Не уверен, правда, что находит каждый, а то не
было бы Треблинок и Освенцимов, Соловков и Магаданов, Катыней, спалённых Варшав и
т.п.). Но Поэзии в Старом Завете не мало: "Псалмы Давида", "Песнь Песней".
Стоит пепечитывать и помнить.
ВК
Владимир Корман 03.03.2020 17:38 Заявить о нарушении
С уважением к Вашим талантам,
Денис Требелев 03.03.2020 19:41 Заявить о нарушении
Ещё раз благодарю за внимание. С большим интересом ознакомился с Вашим мнениям о
разных священных книгах.
ВК
Владимир Корман 03.03.2020 21:24 Заявить о нарушении