Азбука стихосложения
Часть 1. Размер и ритм
Стихосложение – это способ организации речи, в основе которого лежит заданное членение с характерной интонацией. Стихосложение бывает трех степеней сложности:
1) Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения – свободный стих.
2) Тексты, в которых строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. Так, например, в силлабическом стихосложении основой соизмеримости служит общее количество слогов; в других системах стихосложения – количество слогов определенной высоты (мелодическое стихосложение), долготы (метрическое, или квантитативное стихосложение) или силы (тоническое, или квалитативное стихосложение).
3) Системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение); это упорядоченное расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций в стихе называется метром.
Таким образом, стихосложение есть упорядоченность отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также повторением конкретных звуковых единиц текста – звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматических конструкций (параллелизм) и прочим. В разных языках различные системы стихосложения развиваются в различной степени в зависимости от фонетического строя языка (так, в русском языке невозможны мелодическое и метрическое стихосложение, так как высота и долгота звуков в русском языке не фонологичны – не смыслоразличимы) и от культурно-исторических традиций и влияний (так, русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим; в 17 веке усвоено силлабическое, с 18 века силлабо-тоническое стихосложение, в 21 веке рядом с ним возрождается чисто-тоническое).
Системы стихосложения, интересующие нас, делятся на силлабическую, основанную на упорядоченности числа слогов в стихе, и тоническую, основанную на упорядоченности появления ударных слогов в стихе.
Силлабическое стихосложение употребляется преимущественно в языках с постоянным ударением – многих тюркских, романских (французском, испанском, итальянском), славянских (сербохорватских, польских, чешских) и других. В русской поэзии было употребительно в 17 – начале 18 веков; основные размеры – 13-, 11-, 8-сложный стих.
Тоническое стихосложение употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных – русском, немецком, английском и других. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в первом учитывается только число, во втором также и расположение ударений в стихе; промежуточное положение занимают дольник и тактовик.
В настоящее время в русской поэзии преимущественно используется силлабо-тоническое стихосложение, в котором на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых – безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихосложения – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Напоминаем, метр в стихе – это упорядоченное чередование в стихе сильных мест и слабых мест, по-разному заполняемых.
Сильное место и слабое место – это чередующиеся слоговые позиции в стихе, образующие его метр; так, например, в 4-стопном ямбе сильные (!) и слабые (-) места чередуются в последовательности - ! - ! - ! - !, где повторяющееся сочетание - ! называется стопой, служащее единицей длины стиха, например, 2-, 3-, 4- стопные стихотворные размеры.
Таким образом, размер – это способ организации звукового состава стиха. В силлабическом стихосложении он определяется числом слогов, в тоническом – числом ударений, в метрическом и силлабо-тоническом – метром и числом стоп.
А теперь перейдем непосредственно к определению метров силлабо-тонического стихосложения:
1. Ямб. Стихотворный метр с сильными местами на чётных слогах стиха; его схема - ! («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил…», А.С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры – 4-, 5-, 6-стопный и вольный разностопный, употребляющийся в основном в баснях.
Обратите внимание на то, что слово мой является фонологически слабым местом, несмотря на то, что на него падает ударение.
Другим примером внесхемного расположения ударений являются следующая строка 4-стопного ямба: «ВсЮ обойдЯ платфОрму длИнную», А.А.Блок. Здесь в начале сильное место поменялось местами со слабым.
2. Хорей. Стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха, его схема ! - («ВЕтер пО морю гулЯет», А.С. Пушкин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея – 4-, 5-, 6-стопный.
Разберем еще один характерный пример, начало Пушкинского стиха «Бесы»:
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна…
Здесь даже в слове «невидимкою» ударение слабое, что создает по контрасту с жестко-хорейной первой строкой красивое скольжение по всей строке до сильного места в конце, подобное музыкальному глиссандо.
3. Дактиль. Стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на первом слоге стопы; его схема ! - - («ВЫрыта зАступом Яма глубОкая», И.С. Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля – 2-, 3-, 4-стопный.
4. Амфибрахий. Стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на втором слоге; его схема - ! - (например, «Не вЕтер бушуЕт над бОром», Н.А.Некрасов). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия – 3-, 4-стопный.
5. Анапест. Стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на третьем слоге; его схема - - ! (на начальном слоге строки часто бывает сверхсхемное ударение, «ТАм, в ночнОй завывАющей стУже», А.А.Блок) Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического анапеста – 3-, 4-стопный.
Таким образом, метр не есть нечто застывшее и допускаются отклонения от него, оправданные необходимостью неожиданной интонации, выделения особого смысла. Само собой разумеется, что это не имеет ничего общего с произвольным нарушением метра, сплошь и рядом имеющим место у начинающих поэтов.
Кроме того, следует отметить промежуточные формы между чисто силлабо-тоническим и тоническим стихосложением:
1. Дольник. Объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1 - 2 слогов («ЧЕрный вОрон в сУмраке снЕжном», А.А.Блок). В русской поэзии широко употребляется с начала 20 века.
2. Тактовик. Объем слабых промежутков между сильными (ударными) местами колеблется в пределах 1 – 4 слогов. («Не одна во поле дороженька пролегала»). В русской литературной поэзии употребляется с начала 20 века; к тактовику близки некоторые виды народного стихосложения.
В заключение, несколько слов о ритме. В общем смысле, ритм - это чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с какой-либо последовательностью, частотой.
В стихе это:
А) Общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр;
Б) Реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и стихотворного размера.
Благодарю за поддержку и ценные указания при написании этой статьи Галю «Белая Орхидея».
Свидетельство о публикации №105111801584
С уважением и симпатией, Борис
Бобер 12.01.2007 21:39 Заявить о нарушении