Массовая и элитарная культура на сайте Cтихи. ру
Прошло пятнадцать лет. Теперь любые проявления творчества приветствуются вне зависимости от сложности. Бахыт Кенжеев прощается с самиздатом, Владимир Сорокин пишет либретто к опере «Дети Розенталя». Но сейчас возникла другая проблема: массовое и элитарное искусство аудитория понимает однозначно. То, что не входит в привычные понятия творчества, остаётся невостребованным. С появлением в нашей жизни Интернета ситуация практически не изменилась. На сайте Стихи.ру этот подход особенно заметен, так как сервер весьма популярен. Вот так многими поэтами воспринимается массовая культура:
С мужем мне не повезло
Наташа Есенина
С мужем мне не повезло –
Оказался он козлом.
На печи валяется,
Только ухмыляется.
У него змеюка мать
И отец горазд бухать.
Кормят меня редкими
Со стола объедками.
Хотя я сохой пашу,
Два ведра зараз ношу.
До заката, в общем, маюсь,
Злыдням угодить стараюсь.
А свекровь «хи-хи, ха-ха,
Нерадивая сноха».
Ситуация, описанная в стихотворении, печальна. Очень. Но развития у сюжета нет, тема избита. Колкости в адрес родственников «выпирают» из каждой строчки. Типичное стихотворение, каких на сервере тысячи. Удивляет лишь непомерное восхищение рецензентов.
А теперь – типовое мнение об элитарной культуре:
Учителю
Хельга Харен
Нервных крыльев носа скупые тени,
Волчья масть седая пышна и прекрасна,
За неимением гербовой, в пальцах млеет
Tabula rasa.
Кто-то участь такую скучной считает,
"Текст да словарь, - говорит, - какая рутина!"
Сквозь переплет ороговевший мерцает
Lingua Latina.
Шелест туники Катулла Лесбии снится,
Вновь обживают хмелю послушные боги
Гроты и заводи.
Мне ль, самозванке, хвастаться: "ученица!"
Я та, кто, напротив сидя, считает слоги,
Spectat et audit.
Об этом произведении можно сказать: кое-что да ни о чём. Сильные места здесь есть, но сюжета нет. Радует, что автор смогла обойтись удобочитаемыми латинскими выражениями (Lingua Latina, Tabula rasa). И только. Спорная вещь .
Примечание: это произведение было представлено на конкурс Российской Национальной Литературной Сети в номинации «Поэзия» (сентябрь 2004)
Как Вы могли заметить, такие «однозначные» произведения не отличаются высоким литературным уровнем. Думаю, настоящая литература состоит в умелом использовании элементов массовой и элитарной культуры. Вот пример:
Фантазия.
Илья Скрипников
Я представлял себе не раз
Рассвет, очищенный до блеска
От облаков,
Сонливость глаз,
Морской необычайность фрески,
Причудливость неясных форм,
Размытых волнами восхода,
Твой локон на плече моем,
Твой взгляд с оттенком небосвода,
И обнаженность черт твоих
В лучах малиновых светила…
Я представляю каждый штрих,
Чтобы на миг все явью было.
В этом стихотворении сочетаются необычные сравнения, насыщенность картины и доступный язык изложения. Произведение гармонично, поэтому оно нравится читателям.
Многие эпатажисты – мои собратья, считают, что стихотворение должно быть крикливым или (берите выше) оскорбительным. Это лживая концепция. Эпатажизм, являясь неотъемлемой частью современной культуры, обязан, прежде всего, сочетать в себе разные жанры, непохожие стили и средства самовыражения. Этим он сломает типичные представления о литературе. Но при этом модернистское творение должно быть написано понятным языком. Тогда оно станет известным и, возможно, его с замиранием сердца прочтут Ваши внуки.
P.S. Это моё личное мнение. Если Вы не согласны, пишите: alwork05@mail.ru
С уважением к процитированным авторам,
Алексей Артёмов.
© Copyright: Lesha Artemov, 2005 ЕНД: 1507180484
http://www.stihi.ru/author.html?6543211
Свидетельство о публикации №105103000434