Массовая и элитарная культура на сайте Cтихи. ру

Недавно я нашёл старый выпуск журнала «Огонёк» (декабрь 1990). Открыл – и зачитался. В этом номере была опубликована статья о подавлении российской и советской элитарной культуры в 1900-1990 годах. Политический подтекст публикации был понятен: перестройка нам поможет (поэтому он не требовал особого внимания). Но философский аспект данной статьи был интересен: зачем так резко разделять массовую и элитарную культуру? Приводилось множество примеров, говорящих: эти виды творчества родственны. Вот один из них: Тургенев элитарен, поскольку уровень его произведений всегда был невероятно высок. Несмотря на это, он всегда был подлинно народным писателем. Из этого примера можно заключить: массовая культура всегда являлась частью элитарной (или наоборот). Это значит, что они равноправны, и нельзя уничтожать ни одну из них.
Прошло пятнадцать лет. Теперь любые проявления творчества приветствуются вне зависимости от сложности. Бахыт Кенжеев прощается с самиздатом, Владимир Сорокин пишет либретто к опере «Дети Розенталя». Но сейчас возникла другая проблема: массовое и элитарное искусство аудитория понимает однозначно. То, что не входит в привычные понятия творчества, остаётся невостребованным. С появлением в нашей жизни Интернета ситуация практически не изменилась. На сайте Стихи.ру этот подход особенно заметен, так как сервер весьма популярен. Вот так многими поэтами воспринимается массовая культура:
С мужем мне не повезло
Наташа Есенина

С мужем мне не повезло –
Оказался он козлом.

На печи валяется,
Только ухмыляется.

У него змеюка мать
И отец горазд бухать.

Кормят меня редкими
Со стола объедками.

Хотя я сохой пашу,
Два ведра зараз ношу.

До заката, в общем, маюсь,
Злыдням угодить стараюсь.

А свекровь «хи-хи, ха-ха,
Нерадивая сноха».


Ситуация, описанная в стихотворении, печальна. Очень. Но развития у сюжета нет, тема избита. Колкости в адрес родственников «выпирают» из каждой строчки. Типичное стихотворение, каких на сервере тысячи. Удивляет лишь непомерное восхищение рецензентов.
А теперь – типовое мнение об элитарной культуре:
Учителю
Хельга Харен

Нервных крыльев носа скупые тени,
Волчья масть седая пышна и прекрасна,
За неимением гербовой, в пальцах млеет
Tabula rasa.

Кто-то участь такую скучной считает,
"Текст да словарь, - говорит, - какая рутина!"
Сквозь переплет ороговевший мерцает
Lingua Latina.

Шелест туники Катулла Лесбии снится,
Вновь обживают хмелю послушные боги
Гроты и заводи.

Мне ль, самозванке, хвастаться: "ученица!"
Я та, кто, напротив сидя, считает слоги,
Spectat et audit.

Об этом произведении можно сказать: кое-что да ни о чём. Сильные места здесь есть, но сюжета нет. Радует, что автор смогла обойтись удобочитаемыми латинскими выражениями (Lingua Latina, Tabula rasa). И только. Спорная вещь .
Примечание: это произведение было представлено на конкурс Российской Национальной Литературной Сети в номинации «Поэзия» (сентябрь 2004)
Как Вы могли заметить, такие «однозначные» произведения не отличаются высоким литературным уровнем. Думаю, настоящая литература состоит в умелом использовании элементов массовой и элитарной культуры. Вот пример:

Фантазия.
Илья Скрипников

Я представлял себе не раз
Рассвет, очищенный до блеска
От облаков,
Сонливость глаз,
Морской необычайность фрески,

Причудливость неясных форм,
Размытых волнами восхода,
Твой локон на плече моем,
Твой взгляд с оттенком небосвода,

И обнаженность черт твоих
В лучах малиновых светила…

Я представляю каждый штрих,
Чтобы на миг все явью было.

В этом стихотворении сочетаются необычные сравнения, насыщенность картины и доступный язык изложения. Произведение гармонично, поэтому оно нравится читателям.
Многие эпатажисты – мои собратья, считают, что стихотворение должно быть крикливым или (берите выше) оскорбительным. Это лживая концепция. Эпатажизм, являясь неотъемлемой частью современной культуры, обязан, прежде всего, сочетать в себе разные жанры, непохожие стили и средства самовыражения. Этим он сломает типичные представления о литературе. Но при этом модернистское творение должно быть написано понятным языком. Тогда оно станет известным и, возможно, его с замиранием сердца прочтут Ваши внуки.
P.S. Это моё личное мнение. Если Вы не согласны, пишите: alwork05@mail.ru
С уважением к процитированным авторам,
Алексей Артёмов.

© Copyright: Lesha Artemov, 2005 ЕНД: 1507180484
http://www.stihi.ru/author.html?6543211


Рецензии
А по-моему, вполне себе хорошая статья.

Рикори   25.01.2011 10:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.