Евгения Райзер

ЕВГЕНИЯ РАЙЗЕР
( либретто оперы )

Действующие лица:

Евгения Райзер
Реализм ( он же Жар-птицын )
Дмитрий Артис
Павел Самсонов
Gavs
Граф Шувалов
Элочка Щукина
Саргедон Ахиллесыч Золотопятов
Капитан Фортинбрас


Сцена 1.

Евгения Райзер:
Статью пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, Стихира, в твоей воле
Меня презреньем наказать...
А ведь стихи писать хотела .
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне русской выпить квас
Иль пива свежего бутылку,
То ночью в лихорадке пылкой
Писала б я одни стихи.
Скорей всего, они плохи,
И их читать, пожалуй, скучно;
Но и в статьях я не блещу,
А публика столь простодушна!..
Ах, РЕАЛИЗМ, - ты губишь нас!
В глуши российского селенья
Я не слыхала бы о вас,
Но в США - одни мученья:
Лишь чуть возник, я вмиг узнала,
Вся обомлела, задрожала.
И в мыслях молвила: вот он!
Он говорил со мной в тиши,
Когда богатым гимн слагала
Иль пустословьем услаждала
Тоску волнуемой души.
И в это самое мгновенье
Не он ли, страшное виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
С презрением, а не с любовью,
Мне горькие слова шепнул.
Нет, он не мой хранитель,
Он мой коварный искуситель:
Пишу, пишу я все пустое,
А суждено нам всем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Стихире я теперь вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Кончаю! Надо ль перечесть?
Стыда и совести не знаю...
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Стихире ложью отплачу
И критикам я на съеденье
Плоды трудов моих отдам:
Иди к российским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань
Иль Реализма смех и брань!
( щелкает мышью на "Согласны, разместить").


Сцена 2.

( Евгения Райзер на прогулке по садам российской словесности, одна из аллей которых ведет на сайт stihi.ru. К ней подходят Gavs, Павел Самсонов и Дмитрий Артис. Они начинают вести беседу. Появляется множество авторов и гостей сайта stihi.ru. Всюду среди беседующих царит веселье).

Gavs ( восторженно обращаясь к Артису, Павлу Самсонову и Евгении Райзер):
Стихов чарующих страницы,
Парящие над сайтом, словно птицы,
Обилие гостей, друзей привет
Сулят в грядущем много лет
Нам счастья!

(Появляется Реализм. Все смолкают.
Евгения Райзер, Gavs, Артис и Павел Самсонов замечают стоящий поодаль Реализм. Начинается знаменитый квартет "Мне страшно!" ).

Евгения Райзер:
Мне страшно!

Артис:
Мне страшно!

Gavs:
Мне страшно!

Евгения Райзер:
Он здесь опять передо мной.

Павел Самсонов :
Мне страшно!

Gavs:
В его глазах огонь какой-то страсти!

Евгения Райзер:
Мне страшно!

Артис:
Чего он здесь торчит?
Иль это глюки от восьми бутылок пива?
Не хило!

Павел Самсонов :
Совсем недоброе
Сулит мне его взгляд.

Евгения Райзер:
Чего он хочет здесь?

Gavs:
Который раз уже встречаюсь с ним!


Евгения Райзер:
Мне страшно!

Gavs:
Мне страшно!

Павел Самсонов :
Мне страшно!

Артис:
Мне страшно!

Все четверо:
Страшно мне!


Сцена 3.

( Те же и граф Шувалов. Евгения Райзер подходит к нему.)

Евгения Райзер:
Скажите-ка, кто это там стоит?

Граф Шувалов:
Это Реализм.

Евгения Райзер:
Откуда взялся он!
Какой он страшный!

Граф Шувалов (громко):
Теперь прошу я дорогих гостей прослушать пастораль под титлом "Искренность пастушки".

(Все рассаживаются на скамьи, чтобы смотреть представление).

"ИСКРЕННОСТЬ ПАСТУШКИ"
 ( пастораль)
Действующие лица и исполнители пасторали:
Пастух - Жар-птицын.
Пастушка - Элочка Щукина.
Олигарх - Саргедон Ахиллесыч Золотопятов.

Олигарх:
Прошу я, не шутя, -
Возьми мои алмазы!
Иль ты, мое дитя,
Не можешь своим глазом
Их верно оценить?
Бриллиантов этих нить
Повесь себе на грудь
И замуж не забудь
За богача пойти.

Пастушка:
Ах, господин, прости!
Но мне камней не надо!
Лишь жить с любимым рядом -
Об этом все мечты.
И мне милей цветы,
Что мне собрал дружок.
Люблю его рожок
Я слушать поутру.
Скажи на stihi.ru,
Чтоб знали это все.

Пастух:
Ты к милой мне красе
Добавила и душу!

Пастушка:
Я клятву не нарушу -
Ты можешь положиться.
Сам должен убедиться,
Как я была верна.
Теперь я, как жена,
Войду с тобой в шалаш.
А толстячок пусть наш
Уходит. Ну, ступай!
Богатством покупай
Девиц совсем других!

Олигарх:
Алмазов дорогих
Принять не пожелала!
И дурень с тряпкой алой
Увел мою невесту!
Да здесь взреветь мне к месту!
Выходит, что я шляпа?
Увел так у Остапа
Невесту комсомолец.
Камней, монет и колец,
Выходит, сила пала?
Камней не пожелала!

Пастушка:
Ступай, толстяк! Ступай!
Другую покупай!

 = конец пасторали =

( Начинается балет. Исполняется знаменитое адажио из "Лебединого озера". Партию Одетты исполняет Евгения Райзер, партию принца - Саргедон Ахиллесыч Золотопятов, который специально прилетел на вертолете с океанского лайнера, чтобы участвовать в представлении. Саргедон поднимает Евгению Райзер и долго носит ее на руках, затем опускает и ходит вокруг нее, держа ее руку левой рукой и подняв правую высоко вверх. Затем он становится на одно колено, а Евгения Райзер порхает вокруг него, как бабочка. Потом они оба долго бегают по сцене и высоко подпрыгивают вверх. Наконец оба замирают. По окончании балета зрители долго аплодируют и никак не хотят отпускать раскланивающихся танцоров. Саргедон и Евгения Райзер утопают в букетах преподносимых им цветов. Публика расходится).


Сцена 4.

( Евгения Райзер одиноко идет по аллее. Появляется Реализм, подходит к ней).

Реализм:
Вы обо мне статью писали?
Не отпирайтесь. Я прочел
Пустот невинных излиянья;
Сия витийственность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства;
Я отплачу
Творением не без искусства;
Примите отповедь мою...
Когда бы жизнь вульгарной сценой
Я ограничить захотел;
Когда бы пошлости картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То кроме сцен, где царит Эрос,
Рассказов не писал иных.
Я б в порно видел идеал
И Голливуд в вожди избрал.
Вот где "прекрасного" залог!
И был бы счастлив, сколько мог!
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
И Голливуда совершенства
Напрасны - недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Смотреть их фильмы - это мука.
И сколько ни смотрел бы их,
Мне Пушкина милее стих;
И ваши, Крокодиллы, слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Здесь заготовил Голливуд.
Увлечь меня - сизифов труд!
Каков я - вы и прежде знали.
С каким умом статью писали!
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде и опытность ведет.

Евгения Райзер:
Я заткнула уши и ничего не слышу! (уходит).


 Сцена 5.


Реализм (один):
Ушла - вот так уходит время,
Когда несем мы мыслей тяжких бремя ...

( садится на скамью в парке и начинает размышлять вслух)

Ушел в историю безумный,
Вверх дном все становивший век.
Неслись в нем дни и годы шумно,
Плодя счастливых и калек.
Кровавые родил он войны,
Каких еще не ведал мир;
И был он самым неспокойным
Из всех веков. Его кумир,
Как в предыдущие столетья,
Был тот же - золотой телец.
У нас его, махая плетью,
Пытался скрыть от глаз "отец
В Союз сплотившихся народов";
Но бык под кровлею тучнел:
В хлеву не прекращались роды,
И молодняк числом полнел.
Никто не думал вод потоки
Пустить сквозь хлев, чтоб смыть навоз.
Урок теперь и нам пришлось,
В конце концов, извлечь жестокий,
Как это сделали, к примеру,
Французы ранее других.
Считалась прежде за химеру
У нас власть кошельков тугих.
Царило только мненье всюду,
Что властвует тут партбилет,
Но не его давали в ссуду,
Чтоб стричь проценты много лет.
Вот из загона вышел бык -
Со всех сторон несется крик,
И с красным выступить не каждый
Против быка теперь готов.
Толпа ревет, томится жаждой
Увидеть кровь. О днях постов
Напрасно кто-то ей толкует.
Вы ей подайте зрелищ, хлеба,
Иль чтоб вознесся кто на небо,
А без того она тоскует.
Так в прежние века в уборных
Скучали часто короли:
Плевать на головы придворных -
Вот хобби! - целый день могли.
И крайнего вновь в красном флаге
Увидела слепцов толпа .
Ну, достается же бедняге!
Филистер, в позу став столпа
Приверженности правде чистой,
Сложивши губы в хоботок,
Плюет на темя коммуниста
И за прозрачных вод поток
Он выдает свои помои -
Мол, он и есть тот Геркулес,
Что весь навоз рекою смоет.
Хитрослетений целый лес
Изобретают "демократы":
Марксизм, мол, полностью разбит.
Филистер, слух лаская матом,
Нам "правду чистую" трубит.
Спроси про эту чистоту
У проституток! Как в черту,
Что делит задницу на части,
Филистер без ума влюблен!
Так и лижи у своих жен!
Зачем же лижешь зад у власти?..
Когда мы были молодыми -
Об этом песня даже есть, -
Уже тогда б иное имя ...
(прислушивается)
Где совесть? Ум где? Где же честь?..
(снова прислушивается)
Вот кто-то там еще идет.
Кого еще сюда несет?

(появляются Павел Самсонов и Gavs).


Сцена 6.

Павел Самсонов:
Чем кончился спектакль?

Gavs:
Конечно, было скучно.

Павел Самсонов:
Был там Реализм?

Gavs:
Был и, как всегда,
Не отрывая глаз, смотрел балет.

Павел Самсонов:
Какой он странный автор!

Gavs:
Как будто у него на сайте
Псевдонимов целых три.

Павел Самсонов:
Я слышал, что он очень беден.

Gavs:
Да, небогат...

( из своего укрытия появляется Реализм)...

Вот он - смотри:
Как демон ада, мрачен, бледен...
Скажи мне, Реализм, ну что с тобою?

Реализм:
Со мною ничего.

Gavs:
Ты болен?

Реализм:
Нет, я здоров.

Gavs:
Ты вечно чем-то недоволен.


Сцена 7.
( Те же и Артис)

Артис( поет):
Покой пакует сети,
И кажется, не вытянуть руки -
Коснешься вуалированной смерти ...
Кого я вижу! Реализм!
Тебя давно ищу я,
Но никак не мог найти.
Вот пистолеты.
Прошу к барьеру!
А вас обоих я прошу
Быть секундантами дуэли.

Реализм:
Пусть побежденный канет в воды Леты!


( происходит дуэль, Реализм стреляет и попадает в Артиса пародией на его стихи, последний падает и долго поет различные арии, представляющие собой положенные на музыку стихи самого Артиса. Реализм, не дождавшись конца этих арий, уходит. Появляется Капитан Фортинбрас).


Сцена 8.

Капитан Фортинбрас:
Своими песнями он убивает
Стихиру и окрестные все сайты.
Почить настало время соловью;
Возьмите, господа, певца! Несите
И опустите тихо в воды Леты.

( Gavs и Павел Самсонов поднимают Артиса, продолжающего петь, и тащат его к реке, затем опускают в воды Леты. Артис медленно, продолжая петь, погружается в воду. Появляется плачущая, с растрепанными волосами Евгения Райзер).


Сцена 9.

Евгения Райзер:
Где он? Где зерцало вкуса?
Венец изящества! Куда ты делся?

Павел Самсонов (показывая на воды Леты):
Он здесь.

Евгения Райзер (склонившись над рекой и смотрясь в воду, как в зеркало):
Ужаснейшая бездна!
(бросает в воду цветы)
Прекрасному прекрасные цветы!
Я за тобой последую, час близок.

Gavs и Павел Самсонов ( в один голос):
И мы за вами скоро.

= ЗАНАВЕС =


Рецензии
очень хорошо!
:)))


почитатель реализма

Жуков :)

Александр Анатольевич Жуков   13.01.2006 21:10     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.

Социалистический Реализм   14.01.2006 19:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.