Подарки от зайчика

Мой папа в субботу
Пошел на охоту.
Меня же не взял,
Хоть мне было охота.

Вернувшись,
Охотничью сумку подал,
Сказал,
Что мне зайчик
Подарки прислал.

Я сумку открыл,
И оттуда высоко
Веселая в небо
Взлетела сорока!

И выскочил следом
Медведь косолапый,
И в лес побежал,
Помахавши мне лапой.

А следом за мишкой –
Из сумки река
Плеснула волной
И помчалась в луга!

За ней покатилось
Янтарное солнце,
Лучами сверкнуло –
И скрылось в оконце.

Я сумку встряхнул –
И посыпались книжки.
Спасибо!
За эти подарки
Зайчишке!


Рецензии
Написано очень гладко, и практически профессионально. Только вот что это? Веселая прибаутка, небылица, сказка? Как ребенку воспринимать чудеса, выпадающие из сумки в середине стишка, если и начало и концовка вполне реалистичные? Не боитесь запутать детей, которые просто останутся в недоумении после прочтения? Да, мне вполне понятна мотивация таких стихов: привлечь внимание маленьких читателей необычностью ситуации, но хорошо бы еще ребятишкам понимать, почему это происходит. А ответа в стишке и нет.
Удачи!

Владимир Бредихин   03.10.2005 10:31     Заявить о нарушении
Владимир, вы затронули тему, о которой мне давно хотелось с вами поговорить. Я бы ее сформулировал так: что в стихах для детей должно больше быть – утилитарно понимаемой нами пользы или поэтического очарования, которое захватит ребенка, вызовет его эмоции, независимо от того есть ли в нем некая сермяжная мораль, которую мы хотим ребенку внушить? Или ее нет вовсе.
Убежден, что главное в стихе – это его суть, воспринимаемая не столько разумом, сколько чувствами. И потом уже через чувства воздействующая на разум.
Сутью данного стихотворения является радостное мироощущение, которое испытает юное создание, прочитав про этот фейерверк неожиданностей, вываливающихся из сумки. И этого уже достаточно. Как достаточно малышу, что ему подарили изящную машину или занимательную игрушку трансформер. Потому что все это в первую очередь вызывает у детей радость – а это уже само по себе несет воспитательный эффект. Эта эмоция воспитывает в человеке оптимизм, благодарность, привязанность, любовь, желание подарить такое же чувство другим людям. Кроме того, где-то на периферии сознания ребенка будет откладываться и доброе отношение к зайчику, якобы сделавшему эти подарки, и к папе, который, хоть и обидел, не взяв на охоту, но, в конце концов, показал, что любит свое дитя. Все эти чувства делают человека человеком.
Я говорю это не умозрительно. «Подарки от зайчика» - это элемент игры, которым баловался со мной папа, привозя с покоса или лесосеки, где готовил дрова на зиму, остатки еды, которую брал с собой. Мы всегда с огромной радостью бежали с братом к его старой сумке и заглядывали, что же подарил нам зайчик? Конечно, хотелось бы конфетку или апельсин… Но даже корка хлеба, луковица, помятое вареное яйцо были для нас радостью.
Мы бежали за радостью, сказкой, любовью к нам воображаемого зайчика, папиным вниманием, за игрой. С тех пор прошло не одно десятилетие, а очарование теми событиями живет. И вот сейчас вылилось в желание поделиться этой игрой с другими детьми.
И я буду счастлив, если ребенок, услышав «Подарки от зайчика», рассмеется и попросит, мам, прочитай мне про зайчиковы подарки еще.
Зачем ребенку объяснять, как сделан трансформер, какая ему от игры с ним будет польза?. Главное для развития дитя, чтоб его потянуло разбирать и собирать эту игрушку. Зачем в каждый стих обязательно вкладывать мораль? Достаточно уже того, чтоб стих вызывал искренний интерес юного читателя, соответствовал каким-то его внутренним душевным запросам. Это уже достижение. Так как, понимая, что литература дает ему эту возможность, он будет тянуться к ней снова и снова.
Многие ваши стихи прямо брызжут игровым началом. Их интересно читать. Но некоторые из них вы портите тем, что пытаетесь привнести некую, навязываемую насильно мораль. Мораль должна лежать в самом сюжете, в очаровании образа, независимо от того, договорил ли ее поэт до конца или нет.
Я рад начавшемуся между нами диалогу. Потому что он сделает наши стихи еще лучше.
Можете писать по почте. Мой адрес есть на страничке.
С теплом,

Геннадий Кодиненко   03.10.2005 19:48   Заявить о нарушении
Геннадий, наверно я не смог правильно выразить свою мысль и произошло некоторое недопонимание.
Вы очень интересный автор. У Вас профессиональный слог. Мне очень интересны Ваши эксперименты.
Просто над нами всеми тяготеет груз стереотипов и стандартов в детской литературе, привитый классиками Чуковским, Михалковым, Барто, Маршаком. Возможно, Вы - тот самый человек, кто сможет перешагнуть этот барьер и пойти дальше, поломав все стандарты и создав свои правила написания детских стихов. Но на сегодняшний день, данный стишок не отвечает этим принципам, т.к. смешивает реальность с вымыслом. Вот если бы было видно, что всё это – фантазия ребенка, либо с самого начала задан тон небылицы или сказки, тогда все нормально. Но у Вас без объяснения ни с того ни с сего из папиной сумки начинают высыпаться чудеса. И уж если повалились чудеса, почему заканчивается не самым большим чудом, а всего лишь книжками. Книжки – самое большое чудо? Да и не очень вяжется то, что папа ходил на охоту, по-видимому, на этого самого зайца, а заяц ему в знак благодарности подарков надарил. Где логика? Я глубоко убежден, что в детской литературе не должно быть таких несуразностей. Иначе не поймут нас малыши.
Теперь по поводу морализаторства в стихах. Возможно, Вы правы. Но с другой стороны, детский писатель, просто обязан задумываться о том, к чему призывает детей своими произведениями. Почему обучать детей счёту, буквам, правилам дорожного движения и т.д. – нормально, а правилам хорошего поведения – морализаторство?
И еще, вспомните слова классика К. Чуковского

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам,
Стыд и срам.

Это не морализаторство?

Владимир Бредихин   04.10.2005 09:54   Заявить о нарушении
Буду думать и над вашими замечаниями.
С благодарностью за заинтересованный диалог,

Геннадий Кодиненко   04.10.2005 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.