Сверхкраткий Самоучитель Техники Стихотворства... девять правил

Сегодня утром в моей Гостевой книге ( http://stihi.ru/2005/08/24-764 ) появилась запись от Натальи Пановой ( http://stihi.ru/author.html?repeinik ) с просьбой «изложить правила для начинающих поэтов – в смысле тем, рифм, размеров и т.п.». Начал отвечать и так увлёкся, что ответил много. Дабы не загружать страничку Гостевой книги (а то открываться долго будет), ответ публикую здесь отдельным произведением.

Не претендую на роль оракула от стиховедения (и даже простого стиховеда), но некоторые советы начинающим дать могу – короткие и по возможности простые. Знакомым Натальи и ещё кому-нибудь (например, мне самому:)) точно пригодятся… И ещё одно предуведомление: здесь буду говорить только о технике стихотворства, осознанно не затрагивая вопросы образности, тем, смысла, чувства и т.п... Итак, вот мой


СВЕРХКРАТКИЙ САМОУЧИТЕЛЬ ТЕХНИКИ СТИХОТВОРСТВА
(девять правил начинающего поэта)


Правило нулевое, сразу же делающее бессмысленными все остальные: в поэзии нет никаких правил. Как автор сам считает правильным писать, так и правильно на самом деле… Но и каждый читатель тоже прав, полагая, что точно знает, какие стихи хорошие, а какие плохие :) Если «права-правды» автора и читателя совпадают – они друг другу нравятся, общаются через произведение. Чтобы «совпадать», нужно (в смысле, можно) знать другие правила стихотворства. Итак, вот девять, по-моему, основных правил:

1. О рифмах. Желательно, чтоб они были. И лучше, если точные (чтобы в рифмующихся словах совпадали главные звуки (не буквы!) немного до и все особо слышимые за последней в строке ударной гласной). Очень хорошо, когда встречаются внутренние рифмы. Это спрятанные в строке, не сразу заметные, но здорово «омузыкаливающие» стихотворение слова и словосочетания, созвучные основным (концевым) рифмам.

2. О «плохих» рифмах. Не принято рифмовать меж собой глаголы (некоторые вообще советуют не составлять рифму из слов одной и той же части речи – прилагательного с прилагательным и т.д.). Также не принято рифмовать однокоренные слова («ботинок-полуботинок»). И уж совсем нехорошо рифмовать несозвучные друг другу (по ударной гласной и тому, что за ней) слова (вроде «палки-селёдки» из «Незнайки»). Кроме того, не особо приветствуются избитые (предшественниками) рифмы типа «кровь-любовь», «тебя-любя», «даль-печаль», «навсегда-никогда», «слёзы-морозы» и т.д.

3. О ритмике. Желательно, чтобы все строфы (четверостишия, двустишия или сколькоугодностишия) в одном стихотворении совпадали строчками по количеству слогов. Здесь можно прямо считать гласные. Например: в первом четверостишии первая строка из 8 слогов, вторая из 9, третья – из 8, четвёртая – из 9 (могут быть любые числа, эти взяты только для примера). Значит, во всех остальных четверостишиях соответствующие строки тоже должны быть именно с таким количеством слогов. Возможен оправданный сбой ритма (обычно выражающийся в уменьшении или увеличении принятого количества слогов) – для привлечения внимания к чему-то важному (чаще всего в последних строках стихотворения).

4. Об ударениях (то есть ещё о ритмике). Местоположение ударных слогов (учитывая, что в одном длинном слове может быть и несколько ударений, а в нескольких коротких словах – лишь одно ударение) в соответствующих строках должно быть одинаковым. Слово, ударно выделяющиеся из общего ритма, ломает этот ритм или (что реже) заставляет читателя согласиться с неверным ударением. И в том, и в другом случае читатель обычно досадует… Проверяется просто: стихи надо «пробубнить», почувствовав их общий ритм и намеренно выделяя ударные слоги. Неверное слово само «вылезет», не сможет «пробубниться» в общем ритме…

5. О «лишних» словах. Лишние (необязательные, не несущие в себе никакой смысловой и/или образной нагрузки) слова, случается, появляются в стихах по двум причинам: 1) ради сохранения ритма («вот», «уж», «это», «так», «ну», «как бы»…) и 2) ради рифмы (по принципу «ну и что, что без смысла, зато в рифму»). Читателям (особенно просвещённым) стихи с такими бессмысленными словами обычно не нравятся.

6. О строфике. Если начали писать пятистишиями (строфами из пяти строк-стихов), то лучше так и продолжать, не переходя (разве что оправданно) на другие «-стишия». Случайные отклонения от принятого в самом начале размера строфы весьма нежелательны.

7. О рифмовке. Самая распространённая – АBАB (первая строка в четверостишии рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой). Возможны любые варианты (АBBА, АBCDАBCD и т.д.) – здесь важно соблюдать порядок рифмовки во всех строфах (соблюдая принятый в первой строфе порядок). Это же касается и внутренних рифм – если они есть в одной строфе, то (в идеале) нужны и в остальных.

8. О коварстве звукописи. Очень важно проверять своё стихотворение на слух, понимая, как оно звучит. Хорошо бы избегать: а) неблагозвучные сочетания согласных звуков (как их определить? прочитать вслух и заметить те места, где язык сам «споткнётся»); б) чрезмерное сочетание гласных звуков (например, «шеств-и-е и-е-зуитов»), в) рождающие неуместный комический эффект сочетания звуков на стыке слов (например, предлог «с» в сочетании с последующими словами, начинающимися на «ра-» и «ру-», простите, что привожу этот пример, но уж особо грустно бывает спотыкаться об это в чьей-то лирике); г) лучше вообще обходиться без шипящих звуков – люди их не любят :) уж по крайней мере в песнях…

9. Об объёме. Здесь всё просто: чем лаконичнее, тем лучше :) Идеальное стихотворение состоит из не более 25 строк (Александр Блок, кстати, настаивал на 20). Каждая строка не должна быть чересчур длинной, не должна содержать в себе более 14 слогов.


И напоследок ещё раз главное правило: НЕТ НИКАКИХ ПРАВИЛ. На каждое из вышеназванных девяти могу привести несколько примеров замечательнейших стихотворных пренебрежений этим правилом. И в моих собственных стихах полным-полно подобных пренебрежений – как нарочитых, так и абсолютно нечаянных…
Поэтому правила эти надо ПОНЯТЬ и ЗАБЫТЬ. Удачи!

______________
PS. На этом сайте есть специальный разъяснительный «Учебник стихосложения» (
http://www.stihi.ru/uchebnik/ ), способный помочь тому, кто им заинтересуется. Здорово помогают словари – они выложены на slovari.gramota.ru …


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.