Сверхкраткий Самоучитель Техники Стихотворства... девять правил
Не претендую на роль оракула от стиховедения (и даже простого стиховеда), но некоторые советы начинающим дать могу – короткие и по возможности простые. Знакомым Натальи и ещё кому-нибудь (например, мне самому:)) точно пригодятся… И ещё одно предуведомление: здесь буду говорить только о технике стихотворства, осознанно не затрагивая вопросы образности, тем, смысла, чувства и т.п... Итак, вот мой
СВЕРХКРАТКИЙ САМОУЧИТЕЛЬ ТЕХНИКИ СТИХОТВОРСТВА
(девять правил начинающего поэта)
Правило нулевое, сразу же делающее бессмысленными все остальные: в поэзии нет никаких правил. Как автор сам считает правильным писать, так и правильно на самом деле… Но и каждый читатель тоже прав, полагая, что точно знает, какие стихи хорошие, а какие плохие :) Если «права-правды» автора и читателя совпадают – они друг другу нравятся, общаются через произведение. Чтобы «совпадать», нужно (в смысле, можно) знать другие правила стихотворства. Итак, вот девять, по-моему, основных правил:
1. О рифмах. Желательно, чтоб они были. И лучше, если точные (чтобы в рифмующихся словах совпадали главные звуки (не буквы!) немного до и все особо слышимые за последней в строке ударной гласной). Очень хорошо, когда встречаются внутренние рифмы. Это спрятанные в строке, не сразу заметные, но здорово «омузыкаливающие» стихотворение слова и словосочетания, созвучные основным (концевым) рифмам.
2. О «плохих» рифмах. Не принято рифмовать меж собой глаголы (некоторые вообще советуют не составлять рифму из слов одной и той же части речи – прилагательного с прилагательным и т.д.). Также не принято рифмовать однокоренные слова («ботинок-полуботинок»). И уж совсем нехорошо рифмовать несозвучные друг другу (по ударной гласной и тому, что за ней) слова (вроде «палки-селёдки» из «Незнайки»). Кроме того, не особо приветствуются избитые (предшественниками) рифмы типа «кровь-любовь», «тебя-любя», «даль-печаль», «навсегда-никогда», «слёзы-морозы» и т.д.
3. О ритмике. Желательно, чтобы все строфы (четверостишия, двустишия или сколькоугодностишия) в одном стихотворении совпадали строчками по количеству слогов. Здесь можно прямо считать гласные. Например: в первом четверостишии первая строка из 8 слогов, вторая из 9, третья – из 8, четвёртая – из 9 (могут быть любые числа, эти взяты только для примера). Значит, во всех остальных четверостишиях соответствующие строки тоже должны быть именно с таким количеством слогов. Возможен оправданный сбой ритма (обычно выражающийся в уменьшении или увеличении принятого количества слогов) – для привлечения внимания к чему-то важному (чаще всего в последних строках стихотворения).
4. Об ударениях (то есть ещё о ритмике). Местоположение ударных слогов (учитывая, что в одном длинном слове может быть и несколько ударений, а в нескольких коротких словах – лишь одно ударение) в соответствующих строках должно быть одинаковым. Слово, ударно выделяющиеся из общего ритма, ломает этот ритм или (что реже) заставляет читателя согласиться с неверным ударением. И в том, и в другом случае читатель обычно досадует… Проверяется просто: стихи надо «пробубнить», почувствовав их общий ритм и намеренно выделяя ударные слоги. Неверное слово само «вылезет», не сможет «пробубниться» в общем ритме…
5. О «лишних» словах. Лишние (необязательные, не несущие в себе никакой смысловой и/или образной нагрузки) слова, случается, появляются в стихах по двум причинам: 1) ради сохранения ритма («вот», «уж», «это», «так», «ну», «как бы»…) и 2) ради рифмы (по принципу «ну и что, что без смысла, зато в рифму»). Читателям (особенно просвещённым) стихи с такими бессмысленными словами обычно не нравятся.
6. О строфике. Если начали писать пятистишиями (строфами из пяти строк-стихов), то лучше так и продолжать, не переходя (разве что оправданно) на другие «-стишия». Случайные отклонения от принятого в самом начале размера строфы весьма нежелательны.
7. О рифмовке. Самая распространённая – АBАB (первая строка в четверостишии рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой). Возможны любые варианты (АBBА, АBCDАBCD и т.д.) – здесь важно соблюдать порядок рифмовки во всех строфах (соблюдая принятый в первой строфе порядок). Это же касается и внутренних рифм – если они есть в одной строфе, то (в идеале) нужны и в остальных.
8. О коварстве звукописи. Очень важно проверять своё стихотворение на слух, понимая, как оно звучит. Хорошо бы избегать: а) неблагозвучные сочетания согласных звуков (как их определить? прочитать вслух и заметить те места, где язык сам «споткнётся»); б) чрезмерное сочетание гласных звуков (например, «шеств-и-е и-е-зуитов»), в) рождающие неуместный комический эффект сочетания звуков на стыке слов (например, предлог «с» в сочетании с последующими словами, начинающимися на «ра-» и «ру-», простите, что привожу этот пример, но уж особо грустно бывает спотыкаться об это в чьей-то лирике); г) лучше вообще обходиться без шипящих звуков – люди их не любят :) уж по крайней мере в песнях…
9. Об объёме. Здесь всё просто: чем лаконичнее, тем лучше :) Идеальное стихотворение состоит из не более 25 строк (Александр Блок, кстати, настаивал на 20). Каждая строка не должна быть чересчур длинной, не должна содержать в себе более 14 слогов.
И напоследок ещё раз главное правило: НЕТ НИКАКИХ ПРАВИЛ. На каждое из вышеназванных девяти могу привести несколько примеров замечательнейших стихотворных пренебрежений этим правилом. И в моих собственных стихах полным-полно подобных пренебрежений – как нарочитых, так и абсолютно нечаянных…
Поэтому правила эти надо ПОНЯТЬ и ЗАБЫТЬ. Удачи!
______________
PS. На этом сайте есть специальный разъяснительный «Учебник стихосложения» (
http://www.stihi.ru/uchebnik/ ), способный помочь тому, кто им заинтересуется. Здорово помогают словари – они выложены на slovari.gramota.ru …
Свидетельство о публикации №105092200002