Закрытый ответ на открытое письмо А. Барвицкой
Кастовое сознание и претензия на элитарность в области языка свойственны поэту в той же мере, что и таковые философу в области мысли, или, скажем, психологу в области человечеких отношений. Однако столь рельефно продемонстрированная вами заносчивость, вполне убедительная по существу, крайне жалка по форме. А ведь форма -- это все, что, в общем, есть у поэта.
Дело в том, что, как мне представляется, своим письмом вы превращаете пространство поэтического текста в пространство политического действия. А местоимение "я", т.е. главный объект, а также инструмент лирики, эта неподатливая основа поэтического опыта, имеет в области политики совершенно иную нагрузку. Вы это чувствуете и в какой-то момент у вас появляется "мы". "Мы вот тут сейчас соберемся все и уйдем". И вот это "мы" -- уже какое-то оруэлловско-замятинское. Оно бесхитростно и пошло, несмотря на то, что произносится с гордо поднятой головой. Хотите вы этого или нет, вы просто используете своих друзей. И многие из них даже не возражают, ведь единение так прекрасно!
Впрочем, я даже с вами согласна. Если поставить задачей воздействовать пошлостью на пошлость, то давайте вместе превращать пространство поэзии в базарное пространство. Давайте базарить, кричать о том, что кастальскую влагу "палят" и разливают по бутылкам, отделять зерна от плевел и агнцев от козлищ. Это хорошее дело -- искусство об искусстве. Однако, вы говорите об одном языком другого и, тем самым, нарушаете герметичность жанра. Более того, вы впадаете в истерику, не учитывая общеизвестных особенностей интернета.
И последнее. Я намеренно решила воспользоваться не своим именем -- как раз для того, чтобы еще более взвинтить ваше возмущение, усилить страх и ощущение дискомфорта от пустоты на месте адресата. Ибо именно в этой пустоте и состоит суть трагического для поэта, с одной стороны, и суть порнографического для политика (или интернет-онаниста) -- с другой. Они эту пустоту, отсутствие ответа -- по-разному понимают. Не смешивайте жанры. Если ваш выбор поэзия, занимайтесь ею.
Свидетельство о публикации №105090702136
Есть тип гуманоида, который в антропологии и социологии называется «социопатом». Социопат, если предельно кругло и без подробностей, – это человек, который наделяет особой природой «социальное», иными словами, утверждает существование некоего несуществующего отношения, которое можно было бы обозначить как «человек и общество» (в данном случае, «я и Стихира»). Это отношение, как правило, призвано всего лишь подменить другое, которое действительно имеет место, а именно, «я и другие люди». Просто потому, что я – всегда в глазах другого. Именно поэтому поэзия, как наиболее тонкое чувствилище языка, и интересуется, прежде всего, отношением «я--ты». Так вот, тот, кто говорит о «пороках общества» (в данном случае, загрязнении Стихиры) ВСЕГДА знает, что привлекает абстракцию, используемую им с целью решения какой-то вполне конкретной внутренней (этической) или же, напротив, публичной (политической) задачи. Есть еще третий вариант, в котором первые два как бы смешаны. Для этого человека отношение «я--ты» является проблематичным. Просто потому, что это отношение равных. Состояние сознания такого человека на языке клиники описывается как «паранойя». Параноик – это такой занятный малый, у которого «я» и «общество» -- это одно и то же. Иными словами, он, в отличие от циника, решающего за счет разговоров об «обществе» свои проблемы, отождествляется с ним. Наиболее привычное явление такого супца называется словом «вождь». Все мы учили в школе историю. Иными словами, вождизм – это наиболее типичная форма избывания вышеописанного внутреннего конфликта. А непосредственно рядом с вождем почти всегда стоит мученик.
Вот это и есть то, что все вы имеете в лице А.Б. Ее действия, как и все, что берет начало в сознании параноика, подчиняются крайне простым схемам (просто потому, что она не циник, здесь все сложнее). Вот одна из них. Существует некоторое количество, как вы их называете, клонов, которые выступают в качестве молодых поэтов, сразу после своего появления благословляемых Барвицкой в долгое плавание по волнам искусства. На стихирских страничках этих поэтов выложено два-три стихотворения и, как правило, весьма солидное количество рецензий (30-50 штук). Рецензии эти в массе своей достаточно точны, интересны своей конструктивной критикой и написаны более или менее профессиональным языком, -- неофиту, по идее, не свойственным. Таким образом, довольно большому количеству народа пишутся критические комментарии, каковой народ с радостью на них отзывается, заходя на страницу похвалившего и обнаруживая там искомое благословение мэтра. Дальше все развивается само собой, в зависимости от времени, которого искомому лицу не жаль потратить на режиссуру. Ведь нужно еще и стихи писать, и работать. У самого мэтра, конечно же, «нет времени» на то, чтобы не только отвечать, но даже читать все отзывы. Эта сторона бизнеса по преимуществу состоит в создании трагического лица. Просто потому, что все собственно критические функции выполняются вышеуказанными клонированными сущностями. Ну, не все, конечно, -- сам мэтр тоже пишет, но только тем, чья лояльность уже не вызывает сомнений. Во всяком случае, только что появившийся молодой поэт, немедленно «открытый» мэтром, является клоном практически наверняка. Мне было лень копать глубоко, но могу на вскидку дать вам логин «Ваша Лена». Более того, честно даю себе примерно 20-30% на ошибку, поскольку я не бог и не робот. Но, так или иначе, полагаю, основной версии это не меняет. С одной стороны, это решает практическую задачу просто методом сложения. Т.е. Барвицкая -- хороший поэт, но по сути, в виртуальном пространстве она в большой степени -- некая сумма баллов, складываемых из какого-то количества "молодых поэтов". Тем же одновременно решается не только практическая, но и психологическая проблема ("общество -- это я"), поскольку я, "как бы физически" -- действительно есть общество, состоящее из некоторого количества индивидов. Схема проста и ей не откажешь в определенном изяществе. Но по сути это, конечно, свинство. В несколько упрощенном виде этот же механизм задействуется на Стихире и другими. Я имею в виду, что техника исполнения сильно варьируется от виртуозной до топорной, поскольку я описал только один из способов действий.
Есть и другие схемы, одна из которых не так давно наделала столько шума. Но больше не хочу про это, чемодан не собран еще. Короче, пулемета я вам не дам. Это я как Верещагин говорю. Думайте что хотите. В качестве аргумента могу лишь сослаться на личный (хотя мне, в общем, не так много, 35) и академический опыт: вот уже три года, кроме всякого другого, занимаюсь социологией рекламы и веду соответствующий спецкурс в магистратуре одного из питерских университетов. По образованию, я, вообще-то, философ (в свое время окончил Философский ф-т СПбГУ).
Кстати, о клонах. Клоны, как правило, не оставляют на своих страницах электронных адресов для обратной связи – по простой причине: если у человека их десяток, это делает проверку почты крайне обременительным делом. И потом, зачем? Ведь клон – чистая самопрезентация, он пустой. В этой кабинке, так сказать, нет постоянного жильца. Оригинал туда лишь иногда заглядывает, чтобы решить ту или иную личную или общественную проблему. Ну, я об этом выше писал.
Вообще, на сайте много веселых, честных и умных людей, масса хороших поэтов. Спасибо им большое за это. Ну и гадким людям тоже спасибо -- за аналитический материал.
На основании всего вышеизложенного, хочу сказать: чтобы все стало хорошо, нужно четко понять очень простую вещь: НЕТ НИКАКОЙ СТИХИРЫ, есть только люди, общающиеся друг с другом на равных. Было у греков такое понятие: аретэ (arete), которое можно приблизительно перевести как «доблесть». Но это очень приблизительно. Оно подразумевало, как бы это поточнее, «наполненную» жизнь, т.е. такую, в которой, в том числе, есть и драка, соперничество. Лицом к лицу. «Я -- ты». Посему, дабы соблюсти лицо, признаюсь, что «Валентина Сергеева» не была клоном. Это был я и могу утверждать, что я полностью и абсолютно честно жил в этой кабинке в единственном экземпляре. Это мой первый и единственный логин. Просто не выдержал, потому что накипело. Ведь я многих знаю (виртуально, конечно) и читаю этот сайт уже довольно давно. Потому что люблю стихи.
P.S. Уважаемые Нэйл и Дмитрий Би. Если вы только не против, я бы связался с вами из оттуда, куда собираюсь свалить.
Валентина Сергеева 11.09.2005 01:22 Заявить о нарушении
Валентина Сергеева 11.09.2005 02:21 Заявить о нарушении
Валентина Сергеева 11.09.2005 02:46 Заявить о нарушении
а про клонов - здесь просто произошло определенное смешение терминов, разные люди насыщают это слово абсолютно разными смыслами, в меру своей "испорченности" Стихирой, что называется. ну да об этом позже. Следите за нашими публикациями ;))
Удачи Вам, мой хороший!
Я буду ждать, надеяться и верить ;))
С нежностью, Ваша
Нэйл 11.09.2005 08:33 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2005/09/11-211
немного сыровато пока, правда, но..
Нэйл 11.09.2005 08:42 Заявить о нарушении
Присоединяюсь к Нел :)
С искренним уважением,
Татьяна Манкова 11.09.2005 11:34 Заявить о нарушении
Аллюзия твоя мне понравилась. Когда не даешь себе впасть в матерное скотство, как это с тобой давеча произошло, и сохраняешь, при всей твоей нелюбви к противнику, уважение к нему, многое начинает получаться. Ты произвел на меня некоторое эстетическое впечатление. Теперь тебе понятно, что путь к Правде лежит именно через риторику -- ты сам это только что попробовал. И преуспел. Не считай меня гордецом, (рИтором можешь, если хочешь, я не обижусь), я вижу в этом свою заслугу. В том смысле, что ты сам продемонстрировал, как это работает. И с правдой это так работает всегда. Но это -- моя личная точка зрения.
Давай так: я признаЮ свою ошибку, а ты получаешь правду, как ты хочешь (ведь есть же, безусловно, люди на Стихире, которые прониклись тобой и письмом Б.А.). Меня такая расстановка вполне устроит. Я, как видишь, открыт. Но, конечно, при том условии, что мы сохраним взаимное уважение. Надеюсь, ты достаточно умен, чтобы понимать, о чем я говорю. Теперь у тебя в руках Правда, т.е. сильное оружие для (само-)рекламы -- хотя бы для части населения Стихиры. Тот самый пулемет, если хочешь.
Повторюсь, то, что я хотел сказать, я сказал, имея в виду как мой вышеуказанный интерес, так и ошибку. Все серьезно.
Dixi.
Ваш(а),
Валентина Сергеева 11.09.2005 16:25 Заявить о нарушении
Всяко было в истории литературы, например,
Мериме не побрезговал взять псевдоним "Клара Газуль"...
Валя, по поводу е-мейлов: они были у всех без исключения на титульных листах, но, после нескольких взломов авторских страниц и беспардонного спама, принудительно были удалены администрацией.
Мальчики, не ссорьтесь, Вы же из одной альма-матер.
%)
Ledokol 13.09.2005 11:17 Заявить о нарушении