Этика, дополнения 1

Нравственный закон - внутри нас, но мы зачем-то боремся сами с собой. Наше мужество состоит в том, чтобы в любых обстоятельствах внешних придерживаться его, чего бы нам это ни стоило.

Любовь, совесть и альтруизм - высшие связи в развивающейся цивилизации, природе, Вселенной. Если не будет их, все погибнут.
То, что у кого-то их нет, думаю, заблуждение. Просто некоторые искусственно прячут от людей совесть свою и любовь. Поэтому и страдают больше всех, в первую очередь, - сами.

С общепринятой точки зрения эгоизм и индивидуализм, а с другой стороны альтруизм и коллективизм - два противолежащих ряда понятий, близких, однако же не тождественных. Индивидуализм и коллективизм в большей мере - понятия цивилизации, социальные. Эгоизм и альтруизм – природы как таковой, в том числе, человеческой. Альтруизм может проявляться не только в отношении своей общности, но и к другим видам жизни или даже к мертвой природе, т.е. к совокупному Целому. Эгоизм – та же забота, но уже о неком участке материи, непосредственно принадлежащем самому индивиду.
Можно однако не противопоставлять, как это делается обычно, эгоизм альтруизму, а найти в них нечто общее - единую цель, задачу глубинную. Она, действительно, общая – защита и сохранение неких участков, структур материи, представляющихся субъекту, осуществляющему акт эгоизма или же альтруизма самыми важными. Только в случае эгоизма забота проявляется о ближнем участке материи, непосредственно самом индивиде; при альтруизме – материи, выходящей за пределы тела субъекта. Причем вплоть до самоуничтожения своего «я».
Природа или же Бог, то, что над нами или же где-то прячется между нас и внутри, используют, в зависимости от ситуации, иногда, только лишь им ясных целей, через нас, наши «я» в одних случаях – эгоизм, других – альтруизм. Т.е. эгоизм и альтруизм – два разных средства достижения, по сути, одного и того же – сохранения сложных, ценных структур. Одно – ближнего радиуса действия, другое – более дальнего.
То же самое – индивидуализм и коллективизм. То и другое в обществе необходимо, и всегда будет. Невозможен на практике только коллективизм или, наоборот, индивидуализм. Одно дополняет другое.

Начинать всегда надо с себя.
Часто люди для достижения каких-то поставленных целей, далеко еще не исчерпав собственные возможности, пытаются воспользоваться возможностями других. Так им представляется проще.
Мало кто понимает, что цели, имеющие подлинное значение, достигаются только самостоятельно - совершенствованием себя.

Надо различать альтруизм и зомбированность. Если человек жертвует свою жизнь Родине и народу, добровольно и абсолютно сознательно, это – одно. Если же он зомбирован чужими идеями или за ним стоят пулеметы, - совершенно другое.

Награда и Подвиг - не всякая жизнь… А хочется, чтобы – всякая. И не по принуждению - внутренней необходимости.

«Об альтруизме и эгоизме» -
http://www.proza.ru:8004/2003/06/09-64
Эгоизм и альтруизм имеют общую природу – сбережение наиболее совершенных частей сущего. Только эгоисты сохраняют, прежде всего, себя, а альтруисты – не обязательно, не только себя - все, что признают в мире важным и драгоценным. Альтруизм – более высокая ступень эгоизма; желание высших форм материи сохранить лучшие части Целого, вне зависимости от их принадлежности.

Дети нам всегда симпатичны, особенно, - издали.
Почему-то любая искренность, непосредственность, даже и детская, интересна на расстоянии; рядом же с ней часто – неловко. В искусственном мире морали цивилизации мы и себя ощущаем искусственными.

Чтобы себя уважать, надо достойно относиться к другим.

Альтруистичные мысли, поступки снимают хотя бы некоторые страдания в мире.

Истинно наказать себя человек может лишь сам. Наказания общества лишь озлобляют или смешат, потому что не могут быть справедливыми. Только тот, кто во всей полноте осознает вину свою, может верно определить меру своего наказания и наметить действенный путь исправления.
Собственно, само ясное осознание сути своего преступления - и есть самое страшное наказание для человека на всю его жизнь.
Так же и с поощрением.

Что-то исправить в материальных или же идеальных структурах лучше всего может "я", ближе всего расположенное к участку, требующему исправления, и лучше всего с ним знакомое. Для этого, собственно, оно и призвано в мир.
Таковым, наиболее близким и хорошо знакомым объектом для "я" является его тело и собственное сознание.
Истинное осознание своего настоящего дается только тому, кто сам создал себя, подарил творение свое миру… И в себе нашел - всю награду свою и все свое наказание.

Мы это – мир, а мир – это мы. Все вместе! И мы не только можем - должны мир сделать лучше. Начиная с себя!

Спускаться легко, тяжело подниматься на гору. Нравственные законы имеют силу свою рядом с физическими. Возрастать духом непросто, опуститься не составляет труда…

Способ разрешения интересов определяется культурой участников происходящих конфликтов.
Обществу ничего не надо целенаправленно «соединять» - мораль с экономикой и т.д. Надо определить то, что нельзя делать категорически, например, убивать; согласовать некоторые основные правила игры, вот и все. Основное ограничение личной свободы – не покушаться на разрешенную (правовую) свободу других. Если интересы пересекаются, вопрос должен решаться в рамках рынка: заработал – купил, построил, осуществил… Эти правила давно есть в экономически развитых демократических странах. Но окончательного совершенства нет и не может быть ни у общества в целом, ни в каких-либо «правилах».
Хороший пример естественной выработки правил игры – Интернет.
Мораль? Вот сейчас уже карманные детекторы лжи продаются. Скоро просто невозможно станет обманывать. А что же еще нужно в отношениях между людьми, кроме чести и искренности?

Разве, разбирая вопросы самые сложные, пытаясь отыскать истину, мы не действуем?
Навязывать ничего никому не надо. Но высказать свое мнение – обязанность каждого. Если не обязанность, - право по крайней мере… Слава богу, оно теперь есть!
И тогда… также и с нашей помощью светлое будущее, непременно, наступит!

Альтруизм и эгоизм - понятия из одного смыслового ряда. И альтруистические, и эгоистические действия, проявления направлены на одно – сохранение высших созданий Мира и Бога, т.е. совершеннейших форм материи, духа, наиболее развитых «я». Только «эгоизм» обращен внутрь субъекта, совершающего действия по спасению, сохранению наивысшего и прекраснейшего, альтруизм же – вовне.
Конечно, альтруистические действия предполагают несколько более высокое осознание Целого, не отделение от мира себя.
Две заповеди альтруизма:
любите другие части Единого так же, как и себя; любите Целое больше себя.
У меня на этот счет есть небольшое исследование «Об альтруизме и эгоизме»
http://www.proza.ru/2002/01/25-87

Что ж, и Вы в чем-то правы… в обыкновенной жизни хороша мера, но не всегда удается ее соблюсти. Мораль, конечно, необходима, но очень скучна. На мой взгляд, она нужна людям, не желающим быть самостоятельными. Это не означает, что свободный человек ищет блага только себе, нет, он просто принимает решения в соответствии не только с моралью, но, может быть, даже больше - сердцем своим и разумом… Именно потому что имеет свои чувства и мнения и желает миру добра искренне, а не формально. Да, конечно, он может и ошибаться, тогда моральное общество поправит его. Здесь риск и ответственность - персональная, а не отсиживание в теплом углу, за чужими спинами всю свою жизнь.

Я ничего никому не навязываю… «Окончательных ответов» не выдаю.
Обжечься – больно. А можно сгореть совсем. Инстинкт жизни заложен и в человеке. Поэтому мы ограждаем себя, обрезаем и усекаем под некоторые стандарты морали и нравственности. Все не обрезанное, не спрятанное – горит и болит от ожогов.

Двое единомышленников больше одного в два раза. А это уже не мало! По крайней мере, количественно… Искренне рад Вашему мнению.
Насчет «самообрезания»… На мой взгляд, бездарных людей не бывает, все рождаются с какими-нибудь талантами, отличиями от других. Каждого Вселенная предназначает для неповторимой, особенной Миссии. Но слишком многие боятся отличий и обрезают в себе все расточки свободы, тем самым, убивая талант свой. Убивая в себе Себя.

Мы и живем на этом свете, пока кому-то нужны и кто-то нам нужен. Иначе, же все бессмысленно… Получается, что и смысл нашей жизни – в других, одному жить невозможно.
Самообрезаемость же на этом фоне ограничивает наши отличия, дабы не быть «не таким, как все», одному не остаться…
Тонка и неизъяснима грань между талантом, который нужен и нравится людям, и совершенно недопустимыми в обществе, ужасающими других мутациями, уродствами!


Рецензии