Программист xx века

Солнечный свет, отраженный от стали, слепил глаза.
- Кто ты? - спросил мальчик.
- Я - великий воин Артура! - с достоинством ответил рыцарь.
Бьёрн Страуструп, темноволосый мальчуган двенадцати лет, остановился.
- Где можно подать заявку на участие?
- Иди прямо по мостовой, а когда дойдешь до "Альбинара" , поверни направо.
- Спасибо.
Рыцарь возобновил тренировку, обозначив конец разговора. Но Бьёрн переминался с ноги на ногу, не спеша уходить.
- А ты из какого замка? - поинтересовался он.
- Я живу на горе Вильж! - густым басом пропел рыцарь, делая эффектный выпад.
Слово "Вильж" совпало со свистом меча.
- Замок Вильж - лучший! - подхватил седой мужчина, стоявший рядом.
- А когда начнется турнир?
- Завтра, - ответил рыцарь и замялся. - Но у тебя мало шансов...
- Да, это точно, - окинув мальчишку взглядом, подтвердил другой воин.
"К черту всех этих рыцарей!" - подумал Бьёрн. Развернулся и зашагал по мостовой. По пути встречались торговцы; когда мальчик приблизился к четырехэтажному зданию с надписью "Альбинар. Гостиница", продавцы всех мастей стали так и липнуть к нему.
- Луки, стрелы, арбалеты - все для настоящего эльфа!
- Отведайте пива у Мэрлина!
- Топоры, двуручные мечи, щиты! - наперебой галдели зазывалы.
- Купи браслет любви, век счастливым будешь! - при этих словах молодая обольстительница схватила руку Бьёрна.
- Я столько не проживу.
- Купи, не пожалеешь! - не сдавалась дочь Гермеса.
- Отвяжись! - прикрикнул на нее Бьёрн, освобождаясь от цепких пальцев.
- Верно, нечего честных людей обманывать, - согласился бродяга, сидевший возле ворот.
- Я милостыню не дам, можешь не стараться! - в запале сказал Бьёрн.
Ветхий капюшон чуть откинулся назад, открыв потрескавшиеся губы.
- Мне ничего не нужно.
Бьёрн смутился, остыл.
- Ты приехал на турнир? - спросил бродяга.
- Угадал. Меня зовут Бьёрн, запомни моё имя. Ты знаешь, где тут регистрация?
- Еще бы не знать, каждый спрашивает об этом. Я и сам, когда был помоложе...
- Извини, что перебиваю, - оборвал собеседника Бьёрн. - Ты знаешь или нет, как туда попасть?
- Вон видишь ту палатку? - неохотно указал бродяга кивком головы.
- Да, спасибо.
Вокруг палатки толпились будущие участники турнира. Страуструп с трудом пробрался к началу очереди, но дальше двигаться было невозможно - плотное кольцо окружало палатку.
- Эй, Джек! Давай быстрее, меня дома жена ждет! - раздался возглас из толпы.
- Куда торопишься? На постели ждет, что ли? - ответил Джек.
- Джек, ты долго там будешь копаться? Я уже час стою!
- Почему заявки принимает только один человек? - в ужасе спросил Бьёрн. - Разве не проще сделать стандартную процедуру?
- Ага, чтобы каждый просто набрал свое имя на клавиатуре? - изумился крепкий мужчина, стоявший рядом. - Друг, в этом же атмосфера турнира! Понимаешь?.. Джек, ты старый неповоротливый осел, долго еще?!
Бьёрн застыл в недоумении. Происходящее было полнейшим абсурдом, учитывая то, с какой легкостью подобной нервотрепки можно было избежать. Наблюдая за нерасторопностью Джека в течение 15 минут, Бьёрн решился на хитрость.
- О! Джек, приятель! Сколько лет я тебя не видел! - выкрикнул Бьёрн.
Однако народ и не подумал расступиться.
- Мы тут все его давние знакомые, - грустно сказал худой юноша с женскими чертами лица.
Простояв в очереди до вечера, Страуструп подал заявку. Его первый бой должен состояться завтра в полдень. Валясь с ног от усталости, Бьёрн добрел до Альбинара и рухнул на койку. Проснулся он от уличного шума. "Черт, надо было закрыть окно" - подумал с досады Бьёрн, но тут же вспомнил о турнире и посмотрел на часы. Как ошпаренный он вскочил с кровати, натянул джинсы и, не умываясь, выскочил во двор. На бегу он пытался вычислить к какой арене следует направляться: бумажка с условиями поединка осталась на столе. "Вроде бы, третья... Или вторая?" - перебирал возможные варианты Бьёрн.
Когда он добежал до ворот замка, два высокорослых детины преградили ему путь.
- Ты кто такой?
- Я идиот! - выпалил Бьёрн.
- Такого участника не зарегистрировано, - невозмутимо ответил страж.
- Мой ник: Бьёрн Страуструп! Идентификационный номер: 396284.
- Проходи.
Топоры стражников отъехали в стороны, и Бьёрн, не теряя ни секунды, юркнул внутрь. Здесь царила атмосфера воскресного гулянья: женщины в нарядных платьях шли под руку с кавалерами, торговцы охотно демонстрировали товары, а рыцари в начищенных до блеска доспехах улыбались дамам. Эта идиллия омрачалась призывными звуками горнов, оповещавших о начале турнира. Бьёрн вновь бросился бежать, и едва не сшиб роскошную мулатку, несущую под боком огромную корзину яблок.
Очутившись под тентом, служащим раздевалкой второй арены, Бьёрн, не прекращая движения, вынул из кармана желтую призму. "Черт! Логинься же!.. Сволочь! Логинься!" - с этими криками он вылетел на арену. Горны взревели, трибуны ахнули и замерли. Кое-где раздались нервные смешки. Бьёрн впервые посмотрел вдаль арены и обомлел - в противоположном конце находился орк-переросток, облаченный в тонкую стальную оправу. Казалось, она служила чисто для декоративных целей.
"Тьфу ты, черт! - мысленно присвистнул Бьёрн. - Надо же было так прокачаться!". Трудно сказать, что в это мгновенье подумал противник, но только вместо того, чтобы надвигаться на свою жертву, он осел, задыхаясь от смеха. Бьёрн решил воспользоваться заминкой и еще раз попытался залогиниться. "Что за глюки? Почему именно сейчас?!" - яростно завопил Бьёрн. Тут зрителей прорвало - были видны отчаянные попытки успокоиться, но все как один не могли сдержать смех. Бьёрн инстинктивно продолжал набирать логин и пароль, чтобы сменить образ, но ответ желтой призмы был один: "В доступе отказано". Хоть Бьёрн терпел унижение весьма мужественно, все же решил положить этому конец. Он достал линк перехода и покрутил его в руках. Прозрачная пирамидка засветилась, ожидая ввода. "Нет, - сокрушенно подумал Бьёрн. - Я не хочу на другие порталы Норнека, я хочу домой". И нажал "отключиться".
Однако это решительно ни на что не повлияло, он, как стоял под палящим солнцем арены, так и остался стоять. "Что за?.. - неуверенно сказал Бьёрн. - Я хочу отключиться!". И вновь вдавил кнопку. Как и в первый раз, это не принесло результата. "Этого не может быть!" - совсем неуверенно произнес Бьёрн.
Будучи человеком волевым, Страуструп перестал обращать внимания на зрителей и спокойно подошел к организатору турнира. Немолодой человек в свободном балахоне, как у монахов, при приближении Бьёрна перестал смеяться, но окончательно стереть улыбку с лица ему не удалось.
- Послушайте, во-первых, я не могу залогиниться, - начал Бьёрн. - А, во-вторых, не могу отключиться. По-моему, что-то не в порядке.
Организатор сконфуженно хихикнул.
- Странно, это первая жалоба за сегодня, - сказал он. - Мы проверим.
- Да, проверьте, пожалуйста... и уберите этот глюк!
- Хорошо, хорошо, успокойтесь, - произнес организатор с довольным видом.
"Этот чурбан не воспринимает меня всерьез!" - закипел Бьёрн. "Ладно, какой там адрес у главного поисковика?". Набрав на линке перехода "unambiguous search!", Бьёрн нажал подтверждение и исчез, однако никто не обратил на это ровным счетом никакого внимания. Все прекрасно понимали, что это был единственный выход остановить комедию.
Появился он в самой гуще толпы. Здесь ежесекундно появлялись люди, желающие воспользоваться услугами поисковой сети. "Да, не продохнуть. Как обычно" - уже спокойно подумал Бьёрн, постепенно отходя от пережитого. "Может, теперь я смогу отключиться?". Но и на этот раз попытки не увенчались успехом. Бьёрн засунул в карман призму статуса, опустился на скамейку и сделал глубокий вдох. Ему предстояло запастись терпением, чтоб хорошенько обдумать ситуацию. К счастью, Андрею Стёпушкину как программисту двадцати четырех лет, часто приходилось абстрагироваться в поисках решения. "Так, что мы имеем? Позор на портале Лиона. Как же я буду играть от имени Бьёрна? Все будут вспоминать сегодняшний провал!.. А главное, это ведь не по моей вине!" - такие рассуждения заставили Андрея приуныть. "Чтобы создать новый образ много времени не нужно. Но чтобы заслужить уважение воинов... Легче бросить играть вовсе. Потом еще объяснять старым знакомым по Норнеку из-за чего я сменил образ. Черт! Как же я его сменю, если я не могу отключиться?" - на мгновенье Андрей попытался представить, что это сон. "Ч-черт! Как я попаду обратно домой?!"
Здоровенный черный котяра в лихо натянутом на ухо берете уставился так, будто Андрей рассуждал вслух. Заметив, что Андрей подозрительно глядит на него, кот невозмутимо перевел взгляд на свои часы, едва не выронив примус.
- Что, стоят? - осведомился тот, чья слава воина была навеки посрамлена.
- Нет, любезный сударь, безбожно спешат. Если бы мы жили по их времени, давным-давно покоились бы с миром.
- А... Послушайте, любезный, - невольно переходя на жаргон кота, начал Андрей. - Не могли бы Вы сейчас отключиться на минутку и зайти вновь?
- Конечно, мог бы! - радостно сообщил кот.
- Спасибо!
- Но не стану! - еще более повеселев, договорил он.
- Это еще почему? - насупившись спросил Андрей.
- Потому что я не выполняю просьбы маленьких мальчиков. Мне страшно даже подумать, кто скрывается под этим образом.
- Кто бы говорил.
- Поверьте, во сто раз оригинальнее быть свитой Воланда, чем...
- Не время для споров, сделайте это. Я заплачу.
- Меня не купишь за деньги! - возмутился кот. - А сколько Вы предлагаете?
- Пятьсот.
- Не будем торговаться! По рукам.
Кот бережно поставил примус на землю и достал карты.
- Забавный линк перехода, - прошептал Андрей.
- Смею Вас уверить, ни у кого нет ничего подобного.
Андрей не стал перечить, решив терпеливо наблюдать за ходом эксперимента. Кот демонстративно попрощался и вытянул одну карту из колоды. Однако остался стоять на том же месте.
- Наверное, я слишком быстро вернулся? - спросил он.
- Да ты и не отключался! - воскликнул Андрей.
- Вы ужасно невнимательны! Я требую мои деньги!
Андрей ничего не ответил и сел на скамейку. Кот, не теряя достоинства, поднял примус и пошел прочь. Вдалеке заплакала женщина... "Надо было остаться мне сегодня дома" - подумал Степушкин и направился к ней. Как оказалось, плакала белокурая девушка, лет восемнадцати на первый взгляд.
- Что с Вами? - спросил он.
Но ответа не последовало. Девушка на секунду утихла, а потом разрыдалась еще сильнее.
- Эй, что с тобой? - дотронувшись до плеча, снова спросил Андрей.
- Руки! - пронзительно вскрикнула девушка.
- Чего? - непонимающе переспросил Степушкин, но руку убрал. - Из-за чего плачешь?
Андрей представил, что ухажер этой молодой барышни исчез. Так часто бывает - сначала знакомятся, встречаются, а потом пойди найди: ни слуху, ни духу. Сколько таких историй он выслушал...
- Не могу перейти на другой портал, - вдруг отчетливо произнесла девушка. - И выйти не могу.
- Что ты сказала?
- Ты больной?
- Почему плачешь? Повтори.
- Я не могу выйти, отключиться, попасть в реальность. А еще не могу попасть на другой портал. Что делать на поисковике, если с него никуда нельзя переместиться? Понимаешь?
Андрей достал свой линк перехода, попробовал отключиться. Безрезультатно.
- Понимаю.
Кажется, Степушкин действительно начинал кое-что понимать. "Боже мой, неужели никто не может отключиться? Мы застряли здесь?" Андрей тотчас забыл про девушку и побежал к терминалу. Хорошо, что он перешел на портал главного поисковика до того, как начались эти глюки с переходами. Доступ к поисковой системе был открыт.
"Невозможно перейти на другой портал" - быстро ввел Андрей и нажал кнопку "найти". Машина вывела перечень порталов с кратким описанием:

1. Знакомства: прекрасные условия - городок у моря, прогулки на яхтах и многое другое. Невозможно перейти на другой портал, однажды побывав у нас!

2. Книги Стругацких. Невозможно перейти на другой портал? Такое бывает только в фантастических книгах!

3. Рыцарские ордена. Невозможность перейти из одного ордена в другой объясняется клятвами при вступлении. Другой портал предложит Вам...

Нигде не было того, что нужно. Тогда Андрей перешел в режим "ответа". Простенькая программка, стремящаяся найти кратчайшее решение, написанная еще в XX веке, когда о появлении Норнека никто не подозревал. В то время восторгались такой примитивной штукой, как Интернет. А ведь он даже не позволял создавать полноценные образы...
"Невозможно перейти на другой портал. В чем причина?" - написал Андрей. "Вопрос выходит за рамки понимания системы" - высветилось на дисплее. "Вот так всегда!" - досадуя на программу прошептал Андрей. Программа была основана на аксиоме о тождественных классах, которая позволяла интерпретировать человеческую речь в машинный код. Существовала база данных, включающих в себя понятийные классы, которыми оперировали люди. "Почему невозможно выйти?" - не сдавался Андрей. "Закрытые двери, нет ключей, отказ в доступе" - выдала программка.
"Уже лучше, - подумал Андрей. - Но это ровным счетом ничего не объясняет".
Незаметно для себя он вспомнил телевизионные репортажи последних дней. "На закрытом заседании Госдумы будет обсуждаться вопрос об уничтожении виртуального мира, так как он не позволяет людям раскрыться в реальной жизни. Сколько ученых мы потеряли в последние годы? А скольких еще потеряем? Кто будет двигать науку, если молодежь предпочитает грезы? Что будет с нами через двадцать лет, если мы не остановим это?"
Андрей Стёпушкин не воспринимал подобные репортажи всерьез. Депутаты не представляют, что значит "жить в виртуальности", потому как никогда не бывали здесь. Какое право они имеют решать, как поступить с виртуальным миром? Но решение уже было принято. "Неужели нас убьют только потому, что мы не приносим пользы государству?" - спросил себя Андрей. И сам себе ответил: "Да, именно поэтому и убьют". Но что он может сделать, находясь в ловушке? Только ждать своей смерти. Спасения уж точно ждать неоткуда.
Около Андрея образовался небольшой кружок. Оказывается, не он единственный, кто понял, что их ожидает. Но никто не знал, что делать. Вокруг была тишина. А на других порталах люди могли просто не заметить, что не могут перемещаться по Норнеку. Они были заняты любимым делом, и им было не до того. На Лионе шел турнир, и наверняка это действие целиком поглотило тех, кто был там. Наверное, забавно жить последние часы своей жизни и не осознать этого. Андрей почти смирился...
Он набрал в режиме "ответа" строку: "Как избежать разрушения?" Поисковая машина выдала: "Конкретизируйте вопрос". Степушкин ввел: "Процесс разрушения мира. Существуют ли методы предотвратить его?" Программа ответила следующим образом: "Разрушение мира необратимо. Нет вариантов ответа". Андрей развел руками. Конечно, никакая машина не скажет ему, что делать. Он знал это. От безысходности Степушкин написал: "Что делать?" И поставил галку напротив "учитывать весь предыдущий контекст". "Ускорить необратимый процесс для скорейшего получения результата" - высветилось на дисплее.
Степушкин саркастично ухмыльнулся. "Ага, именно ускорить. Чертова программа! Я бы хотел этого избежать, а не ускорить!" Андрей впал в отчаяние. Однако долго сидеть с опущенной головой ему не пришлось. Он подпрыгнул, когда понял, что нужно делать. "Стирайте свои текущие образы!" - закричал он. Люди не шелохнулись. "Вы что не понимаете, что человек без образа не может существовать здесь?" Многие смотрели на Андрея недоумевая, но некоторые лица озарялись пониманием. Правда, Степушкин не сказал им об истинной причине, по которой требовалось стереть образ. Так как отключение от Норнека было заблокировано, то стирание должно было привести к сбою системы, к ошибке, а в конечном итоге к разрушению. Но если программисты не были настолько глупы, то должны были заложить обработчик ошибок вызывающий откат состояния системы назад. Андрей надеялся, что откат получится на значительное время, когда еще все линки функционировали нормально. Только ему это уже вряд ли поможет - ему не в чем будет существовать здесь.
Когда Андрей подтверждал удаление своего единственного образа, к которому имел доступ, он ясно понимал, что делает, но когда кнопка уже была нажата, он успел трижды усомниться в правильности своего выбора. Несколько секунд ничего не происходило. Вдруг все поплыло и так же резко прояснилось. Открыв глаза, он увидел свой дом. Его выкинуло в реальность. Причем он выходил в Норнек из своей комнаты, а при выходе очутился на улице - чудовищная ошибка по современным меркам. Но его волновало совсем не это. А то, что будет с остальными? Размышлять пришлось недолго: через секунду на улице стали буквально проявляться люди, причем он видел, как мускулистый парень превратился в сгорбленного худющего очкарика-подростка, а стройная дама стала толстенькой старушкой. Он видел грань между реальным и вымышленным. Он видел то, чего не хватало людям.
По уличному монитору транслировался неотложный репортаж, и голос девушки сообщал: "Норнек откатился к своему начальному состоянию, когда на нем еще не были созданы образы, когда там никого не было".
"Бэктрэкинг - отличная штука. Жаль, не всегда удается использовать ее в жизни" - подумал Андрей.


Рецензии
здоровский, очень яркий идобротный текст...
нно!
стратегически неправильно пуБликовать его тут!!!!
просто не хватает терпелки у читателя)))
сделай из этого роман, а?
будет кррррррутааа!!!!!

урррррррра!

вэлкам. саша))))

Александра Чканикова   15.04.2006 23:56     Заявить о нарушении