Живое Средневековье

Живое Средневековье

1.
Давно слышал о ежегодном Фестивале Средневековья, что проходит в Выборге в конце июля (официальное название «Рыцарский Замок»), и наконец-таки собрался и поехал на это действо. Девушки в старинных костюмах цвета Рдяной Розы стали встречаться уже на Финбане (Финляндском вокзале); по мере приближения к старинному замку Выборга (построили шведы в XIII-ом веке) количество старинных персонажей стало возрастать в геометрической прогрессии. Вот крестоносец с белым щитом и красным крестом, а вот девушка в рогатом чепчике; за ней красно-черный менестрель с длинными вытянутыми, как нос Буратино, носками...
У входа в замок выстроилась очередь желающих прикоснуться к Дышащей Медиевистике, Живому Средневековью, Золотой Середине Человеческой Истории, явно превышающая количество зрительских (стоячих и сидячих) мест.
На сторожевой будке (она же кассирная), раскрашенной в стиле а-ля Павел Первый, красовалось объявление: «Мясо на углях и всевозможные напитки. В атмосфере Средневековья, на верхнем дворе замка, у башни «Святого Олофа».
Стремился в Средневековье... а попал в советскую эпоху с ее диалогами типа:
- Двести рублей! Вчера вдвое дешевле было.
- А 3 года назад – вообще бесплатно.
Впрочем, совдепию напоминали не только диалоги, но и очередь, растянувшаяся на метров 300, которая через пару часов вовсе перестала двигаться. В очереди тут же вспыхнули переклички:
- Билеты продавать не будут.
- Нет будут, но сначала выпустят, а потом впустят.
Последняя реплика относилась к толпе выходящих с полуденного представления (вечернее же должо было начаться в пять пополудни).
Осознав за 15 минут до начала представления, что обыденным очередным порядком проникнуть в Средние Века мне не удастся, и заодно распрощавшись с мечтами обогатить тощую кассу Выборгского музея двумя сотнями, я (была не была!) шагнул под шлагбаум... и очутился в XIII веке. Итак, я оказался в Средневековье без платы и очереди.

2.
Какое обилие Средневековья!
Встав в другую очередь (короткую, за пивом), я очутился между девушкой в умопомрачительной красоты бархатном эннене образца поздней осени 1453 года (это такой женский колпак со шлейфом из Бургундии – глаз не оторвать) и босым монахом-доминиканцем, опоясанным веревкой с болтающейся кружкой для сбора подаяний.
Представление началось в пять ровно со старинных танцев под живую музыку, которые сменил конный турнир, открывшийся появлением перед публикой Королевы Турнира Натали, женщины средних лет с тонкими нервными чертами лица, одетой в сшитое вручную бархатно-вишневое платье XIV века, с серебряными пуговицами, которая грациозно гарцевала на бесподобном коне с хрустально-снежными пятнами. Это она (!) обучила рыцарей умению держаться в седле. Браво! Впервые увидел Живую Королеву, которая носит этот титул по праву. Стали представлять участников конного ристалища (даю не всех, по памяти): Владислав Литовский, шляхтич благородных кровей, Шотландский представитель Ордена Святой Марии Тевтонской (это им Александр Невский в свое время рога посшибал), рыцарь Ордена Храма, мессир Тома де Круа, и на закуску – шлемоблещущий (так и было по Гомеру, объявлено) воевода Петр Васин. Впрочем, невзирая на импортные титулы, все участники – безобидные русские люди. Конное состязание состояло из: Сарацина (упражнение с железным истуканом), Квентины (поднятие колец), Капусты (ее рубки), поднятия шарфов и платков копьем с земли (в порыве эротической экзальтации на песок был выброшен и черный лифчик – и этим, помимо прочего, Новое Средневековье отличается от Старого) и, конечно, конной сшибки (каждое соприкосновение копья и щита публика встречала воплями восторга). Как ни странно, наиболее трудными были для рыцарей были Квентина и Капуста. Победителем конного турнира по праву стал воевода Русской Дружины Петр Васин, стоявший у истоков фестиваля (в этом году десятый по счету).
Конный Турнир сменили бои рыцарей-меченосцев (меч-меч, без щита), причем соперники колотили друг друга по шлемам мечами совсем не по-бутафорски. Сражение закончилось всеобщей поразительно красивой мини-битвой, в которой смешались алебарды, мечи, каски, копья и пики... как будто медное чудовище, скрежеща чешуей, передвигалось по замку, крича на сто голосов. Это было последнее, что я увидел, ибо последняя питерская электричка звала меня своим рожком в путь. Выходя из замка около 9 вечера, я видел людей, покупающих билеты! – и это несмотря на закат представления.
География участников впечатляла, тем более что все прибыли в Выборг за свой счет (даю опять-таки не всех, а кого запомнил): Объединенная команда из Сибири и Дальнего Востока; клуб «Золотой Грифон» из Петербурга (любящий Англию XV века), Ростов-на-Дону, Оренбург, Карелия, «Бранденбургская марка» из Москвы (возлюбившая век XIV-ый), еще москвичи-пятнадцатистолетние англичане, Белгород, Тула, Ставрополь (Русь), Рига, Елец, разумеется Выборг, и даже тамплиеры из Белоруссии (куда батька смотрел?). Гостей представляла счастливая хозяйка шведского замка Светлана Александровна Абдуллина в неотразимом платье испанской донны XVI-го века.

3.

Вряд ли бы этот фестиваль заслуживал столь пристального внимания, если бы не два момента:
1) он имеет подлинно живой характер, ибо проводится без государственной поддержки;
2) он имеет будущее, ибо люди инстинктивно тянутся к иным, не современным ценностям.

Что вообще заставляет здоровых мужиков и их хрупких спутниц преодолевать дальние расстояния? Полагаем, что не только тяга к романтике (иначе это сборище было бы лишь очередным скопление ряженых – и не более), но и тоска по высоким идеалам, которых нет в современной культуре, тогда как в культуре Средневековья они были.
Проще говоря, люди устали от козлиных плясок современности и ищут в Средневековье (и правильно делают) настоящих идеалов. Честь и хвала им за это. Более того: описанный нами Фестиваль – один из очагов того движения, которое мы называем Новым Средневековьем... И потому у него блестящее будущее.

Чем вообще Человек Средневековья отличался от нас, грешных? Многим, но в первую очередь тем, что в центре его мира стоял Творец Вселенной, а в центре наших мирков, похожих на мышиные норы, мы сами. И произведения-то у нас мышиные! Это касается не только литературы, но и культуры в целом, включая и архитектуру.
Так, Архитектура Средних Веков, с ее безыскусственностью, прямотой и строгостью линий, красотой гениальной простоты - достигнув Нового Времени, стала тяготеть к вычурности и громоздким изяществам. Возьмем, к примеру, Псковский Кремлевский собор Святой Троицы и Петропавловский собор Петербурга. Да, Дух дышит, где хочет, и Царствие Божие внутрь нас есть, но вряд ли мы погрешим против истины, если скажем, что формы Средневековой культуры более способствовали созерцанию Творца, нежели формы культуры Нового Времени. Именно так: Средневековая Культура была средством к созерцанию Божества, современная служит средством обожествления человека. Культура Средневековья выросла из проповеди, современная из похоти. Искусство Средневековья было подножием к Храму, современное пьедесталом для человека. В первом мы видели купол, в последнем – комнату кривых зеркал. Иными словами, нашу культура есть культура веселящегося скота, ибо ее главный лозунг, обращенный к человеку, таков: «Веселись, скотина!»
Новое Средневековье, взяв от старого Формы, наполнит его новым, современным содержанием, впрочем, старым, как мир (ибо в нем нет ничего нового), ибо главное в этом мире – как спастись (то есть попасть в Царствие Небесное) и не просто вообще, а как спастись сейчас? (а не что купить – как нас убеждает современная культура).

P.S. По странному стечению обстоятельств накануне в Петербургских дворах Капеллы я лицезрел непревзойденные готические танцы XV-го века (в рамках фестиваля старинной музыки), а после, на Невском проспекте, случайно увидел русский брейк-дэнс. Какой разительный контраст! Как между человеком и обезъяной.
Будем же людьми.


17 августа 2005 года


Рецензии
Вы зря судите средневековье по фестивалям.
"За кpепостной высокою стеной,
Пpидвоpными поэтами пpославлен,
Спит гоpодок под полною луной,
Чей свет гнилым туманом чуть ослаблен;
Сыpые испаpения болот
Не pаз пpичиной эпидемий были,
Но новых бедствий мало кто здесь ждет,
А о минувших, кажется, забыли...
Дома здесь гpязны, улицы узки,
Из pазвлечений - дpаки да тpактиpы.
С pожденья здесь до гpобовой доски
За милю не отходят от кваpтиpы.
Здесь гpязь и вонь господствуют всегда,
Здесь pук пеpед едой никто не моет,
Здесь жители, без лишнего тpуда,
Из окон льют на улицы помои.
Здесь часто встетишь нищих и бpодяг
С пpипpятанными под тpяпье ножами:
Днем пpосят милости на площадях,
А ночью пpомышляют гpабежами.
Здесь в лавках много всякого добpа,
Но все же далеко до изобилья.
Учеников здесь лупят мастеpа,
Как их самих когда-то в детстве били.
Здесь гоpожане, набожно кpестясь,
Идут в собоp c цветными витpажами,
А после пышной мессы - та же гpязь...
Но к ней давно пpивыкли гоpожане.
Хоть цеpковь и пpеследует pазвpат,
Он здесь - давно пpивычное явленье.
Здесь в pатуше почтенный магистpат
Законы издает для населенья.
Здесь в казематах, мpачных и сыpых,
Висят на дыбах злостные смутьяны:
Один заpезал с шайкой восьмеpых,
Дpугой назвал епископа баpаном,
Сосед услышал и тотчас донес...
Был еpетик немедля взят из дома,
И вот - святой отец ведет допpос
Пpи помощи веpзилы-костолома.
Здесь пpовинившихя секут кнутом,
Бывает - отpубают части тела,
И могут на костpе спалить потом...
Для палачей пpивычно это дело.
И на костеp бедняги посмотpеть
Весь гоpод собеpется, как на пpаздник...
А что же делать им? Всех зpелищ ведь -
Бpодячие театpы лишь да казни.
Еще - пожаp случается. Но он
Уже не из pазpяда pазвлечений:
Пока огонь не будет усмиpен,
Погибнет больше четвеpти стpоений.
Здесь pахитичных малокpовных дам
К сожительству склоняют кавалеpы,
Клянутся веpность сохpанять всегда,
Пока война, чума или холеpа -
События, обыденные здесь -
Не pазлучат их. Впpочем, для pазлуки
Не столь тpагичные pезоны есть:
Достаточно безденежья иль скуки.
Здесь нpавы гpубы, лекаpи плохи,
Науку здесь и давят, и поносят,
Здесь цеpкви кpайне выгодны гpехи -
Ведь индульгенции доход пpиносят.
Все пpимитивно здесь - и лесть, и месть,
Пpосты здесь вкусы, а моpаль - убога.
Здесь кpайне мало значит слово "честь",
Хотя сословных пpедpассудков много.
А ночью гоpод погpужен во мpак,
И кpоме тех, кто занят гpабежами,
А также каpаульных и гуляк,
Спят все поpядочные гоpожане.
Итак - ночь. Полнолуние. Июль.
Валяется в канаве пьяный pатник,
По улочке кpивой идет патpуль,
От шлюхи пpобиpается pазвpатник.
Луна льет свет на миpные дома,
Способствуя мечтанью и томленью...
А чеpез год опять пpидет чума
И скосит половину населенья"
(с)Юрий Нестеренко

Каэгха   20.08.2005 08:22     Заявить о нарушении