Русский Париж в Вуппертале

Поездка в Вупперталь на встречу с членами «Философского кафе», его ведущим Анатолием Кутником, поэтами и писателями, издающими литературно-художественный альманах «Средиземье», состоялась осенью 2003 года.

Первое, на что обращаешь внимание, выйдя из электрички - Вуппертальская подвесная дорога над рекой Вуппер (старейшая в Европе: открыта в 1900 году).

 Сначала мы отыскали нужную нам улицу, где должна была состояться встреча, потом прошлись по улицам Вупперталя в поисках  Музея  фон дер Хейдт, где в это  время проходила художественная выставка «Русский Париж. 1910 -1960».
 Поскольку все участники встречи были не прочь посетить выставку, нам был выделен экскурсовод, Марина, которая и провела для  нас в условленное время экскурсию на русском языке.

Картины, графические и скульптурные работы для выставки предоставили крупнейшие музеи мира: Санкт-Петербургский государственный Русский музей (корпус Бенуа),
 Национальный музей современного искусства Центра Жоржи Помпиду,
 парижский Музей  современного искусства, Музей изящных искусств в Бордо, а также коллекционеры-частники из Франции, Швейцарии, Германии, США и России.

Основной темой выставки стал Париж.
Но не просто Париж, а Париж, каким он виделся русскому художнику-эмигранту.

Дух Парижа, его исторический «аромат» источала картина Марии Маревны (Воробьева-Стебельская) «Дань уважения друзьям из Монпарнаса», на которой художница изобразила Амадео Модильяни, Марка Шагала, других художников содружества, а также себя.
Рядом - ее портреты Шагалла, Пикассо.

 На Монпарнасе в начале 20-го века был специальный павильон де Руж-Улей –
 содружество художников разных национальностей, особая атмосфера.

В книге «Люди. Годы. Жизнь» Илья Эренбург писал о Марии Моревне: «Савинков часто подсаживался к столику, за которым сидела Маревна – так называли художницу Воробьеву-Стебельскую. Она выросла на Кавказе, попала в «Ротонду» девчонкой; выглядела экзотично, но была наивной, требовала правды, прямоты и честности. Она нравилась Савинкову, но была с ним строга, называла его «старым циником».

Назову несколько имен художников-эмигрантов, чьи работы были представлены, стали открытием для нас: Андрей Ланской, Борис Григорьев, Александр Архипенко, Яков Лившиц, Мария Васиьлева, Владимир Баранов-Росине, Соня Делане.
Работы Архипенко, Лившица, Сутина, которых нет в России; неожиданные картины позднего Коровина (в России известные его ранние работы).

Превосходны портреты Шаляпина, Мейерхольда, Качалова.

Графическая работа Сергея Иванова «Наталья Гончарова в старости»(1960 г.),
 на которой сама Гончарова, потомок Натальи Николаевны, жены Пушкина, собственноручно написала: «Очень похожая старушня». От ее лица исходит свет.

Великий Париж помог сохранить имена и картины художников, эмигрировавших  из России (их Париж напоминает порой Санкт-Петербург), помог сохранить дух времени, то, что было характерно для искусства начала 20-го века.

Посетители выставки, скажем, немцы, имеют свое видение «Русского Парижа», они останавливались подольше у картины Марии Васильевой «Карусель», видя в ней национальный образ. И это нормально,  главное – отклик, резонанс.

2003 г.

Примечания автора:

Маревна (собственно Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская, 14 февраля 1892, Чебоксары — 4 мая 1984, Лондон) — русская художница и мемуаристка польского происхождения, принадлежала к Парижской школе.

Родилась на Кавказе. Девушкой, в 1912 году переехала в Париж, поселилась в Улье. Сблизилась с кубистами, подружилась с Пикассо и другими обитателями артистического Монпарнаса, наиболее близко — с Хаимом Сутиным. В течение полугода была возлюбленной Диего Риверы, родила от него дочь Марику (1919), впоследствии ставшую актрисо). Занималась прикладным искусством, работала для различных домов моды. Прозвище Маревна, ставшее псевдонимом художницы, ей дал Максим Горький, с которым она познакомилась на Капри.

С 1948 жила в Англии. Создала серию портретов художников Монпарнаса. Участник выставок с 1912: парижских салонов - Тьюильри, Независимых; русского искусства в Лондоне, Париже; «Неоимпрессионизма» (Нью – Йорк, 1968); «Женщины-художницы Парижской школы» (Женева, 1975) и др.приехала в Париж, чтобы стать художницей.
Она нравилась Савинкову, но была с ним строга, называла его "старым циником".


Рецензии
Впечатления от посещения музея, о котором идёт речь в этих строках, даёт понимание о ценностях размещённых картин в этом музее.

Иволий Щёголев   30.03.2015 20:02     Заявить о нарушении
О крыши Парижа,
фасады домов с балконами.
И имя архитектора на фронтоне.

Валентина Томашевская   07.05.2020 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.