Русский меч
Русский меч
Популяризация японского холодного оружия (в частности мечей) в последнее время приняла просто таки колоссальные масштабы. Сейчас даже люди, далекие от холодного оружия, знают, что такое тати , катана или вакидзаси. Ничего не хочу сказать плохого в адрес традиций японского оружейного ремесла , но меня вводит в недоумение то, что традиции отечественных мастеров остаются за бортом. В конце концов, я выкроил время, открыл поисковик и набрал в строке поиска « меч»…
Немного о истории и металлах
Булат
Родиной булата является Индия. И появился он, очевидно, не позднее, чем два с половиной тысячелетия назад. На это указывает тот факт, что еще Аристотель в своих работах упоминает металл с характерным рисунком и поразительными качествами. Индийские умельцы называли эту сталь ( а булат это не что иное, как сталь) вутц. Название «булат» появилось не в Индии, а в других странах. По мнению академика Грузинской ССР Г . А. Меликишвили, термин «булат» произошел от названия древней страны Пулуади, которая десять веков до нашей эры располагалась на территории современных стран: Турции, Армении, Грузии и Ирана и была одним из центром производства стали (еще не булатной).
Александру Македонскому в его походе на Индию помогли его талант полководца и, наверное, греческие боги, потому что качество оружия македонцев не шло ни в какое сравнение с качеством оружия индусов. Македонцы с ужасом отмечали, что доспехи индусов не берет ни стрела, ни копье, и даже меч не оставляет на них следов, а в сражении на мечах , клинки македонцев либо ломались, либо позорно гнулись. Так цивилизация узнала о существовании вутца .
Ярым поклонникам японского холодного оружия скажу, что во времена Александра Македонского в Японии не существовало школ и традиций производства собственных мечей. Вплоть до четвертого века холодное оружие ввозилось в Японию из Китая и ценилось намного больше того, что делалось местными мастерами. Мало того, мечи, которые изготовляли японские оружейники, делались опять же из привезенного металла и по формам и размерам повторяли китайские («Рыцари страны восходящего солнца» А. Ю. Синицын стр . 283).
Итак, что же такое булат?
Это литая сталь, то есть цельный кусок металла, изготовленный по особой технологии. Секретов в этой технологии огромное количество, но они вовсе не мистические. Секреты в чистоте железа (которая в те времена была трудно достижима), в режимах и температурах плавления и охлаждения метала, насыщении железа углеродом и непосредственно ковки. Если все детали технологии соблюдались четко, то металл приобретал характерный рисунок и поразительные качества. Клинок из такой стали затачивался до остроты бритвы, одинаково хорошо резал легкую ткань и дерево, рубил металл, не повреждая заточенную кромку, и его можно было сильно изгибать, после чего клинок принимал первоначальную форму без остаточной деформации.
В подтверждение того факта, что древние индусы в совершенстве владели искусством металлургии, в Дели и по сей день стоит железная колонна, которая весит шесть с половинной тонн, и возвышается на шесть метров. Эта колонна насчитывает полторы тысячи лет и имеет чистоту железа 99,72%, что объясняет ее высокую антикоррозийную стойкость.
Технология изготовления именно этого булата была полностью утрачена в XVI веке (в основном из- за разрушительных войн Тимура) и найдена снова в 1824 году отечественным горным инженером П. П. Аносовым, который также являлся начальников Златоустовских заводов (они работают и по сей день).
На приведенной ниже фотографии изображена часть клинка, изготовленного из булата (изображение взято с сайта : http://barpis.narod.ru/photoalbuk.html)
Медальон из булатной стали (изображение взято с сайта:
http://quappe.narod.ru/bulat1.jpg)
На обоих изображениях отчетливо видна структура булатной стали. Ниже приведен персидский кинжал (предположительно XVIII –XIX века) изготовленный из булата (изображение взято с сайта:
http://swords .spb.ru/persian_dagger_bulat/persian_dagger_bulat.html)
А здесь представлен нож, изготовленный Златоустовскими мастерами уже в наше время в лучших традициях холодного оружия (изображение взято с сайта: http://art-grani.ru/katalog/nozh)
Индийские ремесленники не делились своими секретами, но охотно продавали готовые заготовки вутца в Турцию, Иран, Персию и пр. страны. Одним из серьезных потребителей таких заготовок был Дамаск — большой промышленный и торговый центр востока.
Дамасская сталь
В Дамаске оружейники тоже не сидели сложа руки. Они много экспериментировали с индийским вутцом и другими металлами, и в конце концов создали технологии изготовления слоенных клинков. Суть их была в следующем: полосы стали с разным содержанием углерода набирались в пакет, далее разогревались, и проковывались. Такая технология называется кузнечная сварка. При этом пограничные слои отдельных полос диффузируют друг в друга, образуя неразрывное соединение. Полученную полосу складывали пополам, разогревали и снова проковывали. И так до тех пор, пока в количество слоев в заготовке не достигало несколько сотен. Полученный клинок также имел характерный узор, свойственный булату, хотя и был приготовлен по другой технологии. Причем, если на рисунок булата мастер почти не мог влиять , то при изготовлении слоенной стали, мастера могли добиваться определенного узора, варьируя направления складываемых перед сваркой полос. Поэтому рисунок дамасской стали всегда чередуется.
Ниже приведена фотография трех ножей ярославского мастера Ильи Куликова с его официального сайта (http://www.damask.nm.ru/g1_20.html). На этой фотографии вы можете видеть три совершенно разных узора дамасской стали.
А здесь охотничий кинжал из дамасской стали, в исполнении Тульских мастеров (изображение взято с сайта: http://tula-masters.com.ru/RUS/galleryguns/guns03.html)
Также дамасские мастера первыми обратили внимание, что металл, выдержанный долгое время в земле, после очищения от ржавчины демонстрирует гораздо лучшие качества. Они первыми стали закапывать на долгое время заготовки, перед непосредственным применением. Суть этого процесса в том, что ржавчина первым делом «съедает» участки, в которых больше всего содержится не металлических примесей (фосфор, сера).
Дамасские оружейники успешно продавали свое оружие во многие страны. Рим был одним из основных и постоянных покупателей. Возможно, благодаря римлянам технология «слоенного пирога» дошла до стран нынешней Европы. Как бы там ни было, но к IX-X векам все серьезные европейские оружейные мастерские изготовляли мечи по технологии дамасской стали.
Дошли ли эти технологии до Японии, или японские мастера открыли их самостоятельно, не известно . В любом случае, традиции японского холодного оружия следует рассматривать самостоятельно. А мы вернемся к нашим непосредственным предкам.
Дружинник
Если европейский средневековый рыцарь суть профессиональный солдат, то таким аналогом на Руси IX-XI веков был дружинник. Пеший, или конный, это был серьезный воин. В боевом снаряжении дружинник был облачен в кольчугу, имел лук и стрелы, боевой топор, щит и меч. На двух рисунках, приведенных ниже, прекрасно видны все нюансы экипировки дружинников .
(Изображения взяты с сайта: http://krugovorot-mir.narod.ru/ Index_Pages/gal2.html)
Кольчуга заслуживает отдельного внимания. Я приведу два абзаца из книги Б.А. Колчина "Техника обработки металла в древней Руси".
Кольчуга служила достаточно надежной защитой от холодного оружия. В древней Руси, она появилась на 200 лет раньше, чем в Западной Европе. Еще в XII в. во Франции кольчуга считалась дорогим импортным доспехом который ввозили из России. В героической французской поэме "Рено де Монтобан" упоминается "кольчуга, сделанная в России".
Обычная кольчуга на средний рост состояла примерно из 18-20 тыс. колец. В технологии производства древнерусских кольчуг поражает миниатюрность, тонкость и огромная трудоемкость кузнечных работ, например, операция склепывания кольца заклепкой диаметром около 0,75 мм, производившаяся не с отдельно лежащим кольцом, а уже с кольцом, вплетенным в кольчугу. Склепать нужно было около 10 тыс. колец.
Из этого следует очевидный вывод — кузнечное дело на древней Руси было развито достаточно сильно. Но то кольчуга, а что же меч?
Русский меч
Чтобы не пересказывать уже написанное профессионалами своего дела, снова приведу отрывок из книги Б. А. Колчина "Техника обработки металла в древней Руси".
Русские летописи и другие письменные источники пестрят упоминаниями о мече. Не менее широко представлены мечи и в археологическом материале. Основная масса мечей, как и другого вооружения, дошла до нас от Х в. Погребения воинов-дружинников Игоря, Святослава и Владимира Святославовича сопровождались богатым набором оружия и разного военного снаряжения.
Обычная Длина меча Х в. была около 80-90 CM, ширина клинка равнялась 5-6 см, толщина 4 мм. Вдоль полотна на обеих сторонах клинка всех древнерусских мечей идут долы, служившие для облегчения веса клинка. Навершие, рукоять и перекрестье меча почти всегда украшались бронзой, серебром и даже золотом.
Технология производства клинков мечей нами изучена на основании металлографического анализа 12 экземпляров мечей. Пять мечей происходят из Гнездовских курганов, четыре меча из Михайловских курганов, два меча из Приладожских курганов и один меч из Вщижа (Древнерусский город на реке Десне в Брянской области). На основании обнаруженных структурных схем металла древнерусских мечей мы реконструируем технологию их изготовления.
Основа клинка меча делалась из железа или сваривалась из трех полос стали и железа. Когда основа клинка сваривалась только из стали, брали малоуглеродистый металл. Довольно широко применялась и узорчатая сварка. В этом случае основа клинка сваривалась из средней железной и двух крайних специально сваренных полос. Последние, в свою очередь, были сварены из нескольких прутьев с разным содержанием углерода, затем несколько раз перекрученных и раскованных в полосу. К предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка наваривали в торец стальные полосы - будущие лезвия. После сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвие. Отковав клинок заданного размера, вытягивали черенок рукоятки. Следующей механической операцией было выстругивание долов. Затем клинок шлифовали и подвергали термической обработке. После этого клинок полировали, и если на основе клинка делалась узорчатая сварка, его травили. Кузнец же делал и основу перекрестья и навершия рукоятки. Иногда наваренные стальные лезвия подвергались перед термической обработкой дополнительной цементации.
Применялась также цементация поверхности цельножелезного меча. Подобная технология была у меча из Михайловских курганов.
Перед нами самая типичная древнерусская технология изготовления качественного изделия - сварка мягкой вязкой основы со стальным лезвием и последующая термическая обработка всего клинка.
Очень интересные сведения о технике производства мечей древнерусскими кузнецами сообщает их современник, выше уже упоминавшийся хорезмийский ученый Ал-Бируни. "Русы выделывали свои мечи из шапуркана, а долы посредине их из нармохана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Ал-фулад (сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (т. е. с узорчатым булатом), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок (изготовленных) из обеих разновидностей железа-шапуркана и женского (т. е. железа). И стали получаться у них на сварных плетениях при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Ал-фаранд же (рисунок) не получается соответственно намерению при изготовлении (меча) и не приходит по желанию, но он случаен"..
Этот текст интересен с двух сторон. Во-первых, он подтверждает выводы о технике производства клинков мечей, сделанные нами на основании изучения лишь 12 мечей. Технология наварки стальных ("из шапуркана") лезвий на железную ("из нормохана") основу клинка является общерусской. Во-вторых, Ал-Бируни говорит я о превосходстве техники изготовления узора на клинках мечей у русских оружейников. При соответствующей комбинации железных и стальных полос на основе клинка древнерусский кузнец мог получить любой заданный рисунок с одинаковым ритмом по всей полосе, что особенно и удивляло Бируни. Булатный же рисунок, как известно из опытов П. П. Аносова , случаен, так как при кристаллизации тигельной стали в каждом отдельном случае получается свой рисунок структурной неоднородности.
Итак, древнерусские кузнецы, ковавшие для своих соотечественников воинов-дружинников мечи, владели сложной технологией кузнечной ковки, узорчатой сварки и термической обработки и в технике производства и художественной отделке не уступали ни западным, ни восточным мастерам. В искусстве отделки клинков мечей они даже превосходили знаменитых восточных оружейников, изготовлявших мечи из булатной стали.
Добротные мечи с "удивительными и редкостными" узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине IX в. писал: "что же касается купцов русских - они же суть племя из славян - то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому (Так арабы в средние века называли Черное море) морю".
Итак, мы видим, что технологии производства мечей русскими оружейниками перекликаются с технологией дамасской стали (кузнечная сварка прутьев стали с различным содержанием углерода, использование нескольких пластин, булатный рисунок ), но все же сильно отличаются от нее. Также мы видим, что качество этих мечей ничем не уступало, а иногда и превышало качество зарубежных аналогов.
В связи с оружейным делом X века история донесла нам имя Людоты Коваля. Мало что известно о жизни этого легендарного оружейника, кроме того, что он ковал великолепные мечи, за которыми знатные воины выстраивались в очередь. До нас дошли несколько экземпляров, на которых сохранились его клеймо.
Ю. Никитин в своем романе «Князь Владимир» подробно описал процесс изготовления меча великим оружейником. Разумеется, это только художественное произведение, но процесс описан настолько детально и реалистично , что я рекомендую всем желающим с ним ознакомиться (по этой ссылке вы попадете сразу на страницу с описанием изготовления меча Людотой Ковалем):
vbooks.by.ru/nikit016/00000011.htm
Найти изображения меча дружинника тысячелетней давности в хорошем состоянии мне не удалось, поэтому я привожу снимки современных аналогов. Мечи сделаны ныне живущим мастером, имя которого я не смог выяснить. (Изображения взяты с сайта: http://www.silverwolf.ru/)
Обратите внимание, что лезвие этих мечей скругленное, почти круглое. Такие мечи были чуть длиннее (105–110 см) и ими вооружались конные дружинники. Мечом такой формы удобнее наносить рубящий удар, что для конных воинов было важнее. Мечи же пеших дружинников должны были быть одинаково приспособлены и для рубящих ударов и для колющих. Поэтому они были немного короче (90–95 см) и имели острый конец.
Мне не удалось найти качественных изображений такого меча ни современных, ни оригинальных, поэтому мой друг и соратник Сергей Агарев воспроизвел его изображение по моему эскизу. Вот оно:
Вместо заключения
После XI-го века меч трансформируется в палаш, потом в саблю, шпагу и , наконец, в шашку. Но традиции изготовления высококачественного холодного оружия никуда не делись. Мастера Тулы, Санкт-Петербурга, Златоустья и многих других отечественных мастерских и по сей день выпускают уникальные экземпляры холодного оружия практически всех времен.
Зайдите на сайты этих умельцев, вы получите огромное удовольствие, просматривая их коллекции.
http://art-grani.ru/katalog/long
http://ostmetal.info/galery.php?section=6
http://www.grifon.com.ru/cat001.html
http://koval.spb.ru/
Это вам бонус:
Свидетельство о публикации №105080401604
Сергей Брянцев 07.09.2005 09:10 Заявить о нарушении