Искусство и масскультура

Искусство и масскультура.

Отличие одного от другого весьма заметно, а, поскольку «всё познаётся в сравнении», то и определение каждому проще дать, опираясь на это отличие.
В чём же оно состоит?

На мой взгляд, у любого явления всегда есть две стороны в его проявлении – разрушающая и созидающая – будь то какие-либо проявления окружающей среды, знания или действия. Творчество человека – не исключение.
Эти стороны я условно бы разделил на два вида: «трава» и «деревья».
Трава характеризуется быстрым ростом на определённом этапе, созреванием семян, вследствие чего способность к мутации у неё повышенная по сравнению с деревьями, и большой жизненной стойкостью вследствие приспособляемости.
Деревья же, наоборот, растут долго, на раннем этапе развития могут быть вполне ослаблены или даже вытеснены травой, однако потом именно они становятся доминирующими – не всякая трава выживет в его тени.
Однако если подножие дерева не скрыто травой, выветривание и водная эрозия почвы вскоре приведут к тому, что оно погибнет. Или же оно должно стоять в лесу, где дерево будет защищено от таких вредных для него явлений.
К явлениям типа «трава» в нашем обществе я отнёс бы торговлю, малый и средний бизнес, преступность и прочие, практически не контролируемые явления. Именно сюда я и отнёс бы масскультуру.
Явления типа «деревья» включают в себя производственную сферу деятельности человека, организованную преступность и прочую высокоорганизованную деятельность. В частности, искусство.
Любые созидающие явления требуют гораздо больше затрат, но, в конечном итоге, приносят более стабильную прибыль и в большем количестве, нежели какие-то сиюминутные, кажущиеся выгодными, действия. Деревья – это взгляд в будущее, трава – это «здесь и сейчас». Но одно – однобоко. Как всегда.

Что разрушает человека?
Что вообще можно назвать разрушением человека?
Определимся же в том, что мы называем человеком, прежде чем говорить о его разрушении или созидании.
Биология, занимающаяся изучением жизни на Земле, определяет человека как один из видов, то есть животным. Однако ни одному другому виду для описания его жизнедеятельности не потребовалось создания столь многочисленных наук: социологии, психологии, этнографии и др.
То есть человеку присущи не только качества характера, подобные наличествующим у животных, но есть и нечто отличающее его от них. В частности, ему присуща свобода выбора, в то время как животные очень сильно зависят от метапрограмм, выработанных не сознанием индивида, а естественным отбором, то есть, зафиксированных на генетическом уровне. Человеческая свобода обусловлена преобладанием у него мыслительных процессов над инстинктами.
Человек – прежде всего, существо мыслящее.
«Я мыслю, следовательно, я существую» – верно. Но прежде приходит: «Я – существую!!!?». Это начало осознания себя, своих способностей, возможностей, желаний и ощущений. Хотя наличие их присутствовало и ранее.
Человек, не способный осознать себя выглядит звероподобным. Он только чувствует. Ему больно – плохо. Он в эйфории – хорошо. Именно такие будут, умирая от истощения, давить на кнопку электродов, вживлённых в мозговой центр наслаждений, подобно подопытным крысам. Человеку мыслящему этого будет мало, ему необходимо познавать, совершать, проявлять своё существование в окружающей его действительности.
Именно это делает человека человеком.
И ещё – гуманность, ибо она даёт возможность развития не только каждому индивидууму, но и виду в целом. Сохраняя части, увеличишь целое.

Следовательно, созидающая деятельность – такая, которая направлена на расширение возможностей – применительно к человеку характеризуется, прежде всего, моральным и духовным возвышением его, так как это наиболее эффективно для существования и развития социума и индивидуума в нём.
А разрушающая – такая, которая эти возможности сужает. То есть, отупляет его, заставляет перестать мыслить, рассуждать, низводит его до состояния животного.

Так что же разрушает человека в нас?
«Когда мы поддаёмся своим желаниям [т. е. страстям], чем мы становимся? – Изменниками самим себе.» (Шекспир)
Человека в нас разрушает отсутствие стремлений. Когда нет проблемы, нет даже гипотезы о её существовании, человек не стремится к преодолению чего-либо – и, как остановившийся ветер, умирает как мыслитель. Именно жажда жить двигает процесс познания, так как это даёт пищу для размышления, открывает новые горизонты возможностей, потребностей и устремлений. Что способно убить мысль – сознание собственного «успеха» – неотъемлемого понятия масскультуры.
Вообще что значит «успех»? С экранов телевидения, основного инструмента формирования масскультуры, нам несут основные атрибуты его – богатство, наличие того и сего, фигуристая блондинка и плечистый супермен. Последнее время это часто заменяется показательным развратом, увесистыми цепями и «крутыми тусовками». Или болезненно изогнутыми, тощими фигурами манекенщиц с апокалиптическими причёсками вместо здорового блеска волос.
Но даже и первый вариант – только внешняя атрибутика статической картинки. А жизнь – это, прежде всего процесс, протяжённый во времени, требующий постоянного внимания. Тот, кто говорит себе: «Я прожил, я сделал, я достиг», – и есть такой «умирающий», звероуподобляющийся. А именно такие вершины и проповедуются.

Масскультура, в основе которой лежит культ потребления – в основе которого обогащение через продажу – фактически, несёт пресловутую «жвачку для мозгов» – стремление к иллюзиям, которые заставляют человека останавливаться. Собственно, она и состоит из иллюзий – иллюзий красоты, которая заменена там эффектностью, броскостью и яркостью, иллюзий духовности, заменённая отправлением культа и показухой, иллюзией жизни, которая состоит там из кадров, фотографий как будто чего-то дорогого, но на самом деле не нужного. Она состоит из того, что зовут страстями – болезненной необходимости – и занимается не удовлетворением их, а разжиганием. Это как большинство газированных напитков сейчас содержат какое-то количество ортофосфорной кислоты, которая сушит слизистую оболочку рта и вызывает ещё большую жажду, при лозунге: «Не дай себе засохнуть!»
Искусство, безусловно, растёт на той же «почве», что и масскультура – творчество, но оно не может быть направлено на выкачивание денег, оно – есть отражение высоких порывов духа творца, которые и остаются на века, и оцениваются нынче в огромные суммы на различных аукционах, но всё равно им не соответствуют, ибо деньги – лишь инструмент для приобретения материальных благ. Огромная стоимость – это лишь следствие чистоты, которой никогда не сможет дать масскультура.
Искусство возвышает человека, взывает к его существу о свершении, подвиге, но, прежде всего, дарит ему ощущение красоты, которая не обязана быть яркой. Просто вы её всегда отличите от обычной эффектности. А произведения, в которых ощущение красоты вызвано неизвестно чем – вдвойне ценны, ибо они сами представляют проблему, решение которой поможет преодолеть ещё одну ступеньку на пути самопознания.

Вот мы и подошли к тому, с чего я начал:
Искусство – это процесс творчества и результаты его, которые созидательны для человека, то есть, способствуют его возвышению, расширению его возможностей и способностей, как духовных, так и физических.
Масскультура же сегодняшнего дня зачастую несёт нам совершенно противоположное воздействие, которое порождает иллюзии благополучности и силы, что приводит к разложению общества.
Отсюда следует необходимость цензуры. Ибо масскультура, в общем-то, необходимая сама по себе, но составленная из предметов искусства приведёт к процветанию. Пока же она разрушительна – увы – так как никем не управляема, и похожа на мотающийся пожарный шланг – то водой поливает пожар, а то и зашибёт кого ненароком, что вероятнее.

Самое же необходимое – чёткое определение границ необходимого воздействия.

И в этом – удачи!


Рецензии