Справка к Моим сонетам
a ………………………… a
b ………………………… b
b ………………………… a
a ………………………… b
a ………………………… a
b ………………………… b
b ………………………… a
a ………………………… b
c c c c …………............. c c c
c d c c …………............. c d c
d c d d …………............. d c d
с d c e …………............. c d e
d c d d …………............. c d e
c d d e …………............. d c d
(см. вертикальные столбцы - читать сверху вниз, т.е. для катренов возможны 2 варианта (случая) рифмовки строк, а в терцетах в первом случае возможны 4 варианта рифмовки строк, а во втором случае – 3 варианта (не перепутайте «е» с «с»; а я, надеюсь, ничего не напутал :)
То есть:
при опоясанных рифмах в катренах третья строка первого терцета рифмуется со второй строкой второго терцета: ccd cdc или cdc dcd или ccd cdd, а при трех рифмах – ccd ede,
а при перекрестных рифмах в катренах первые две строки терцетов имеют смежные рифмы, последние же строки терцетов римуются так: ccd ccd или cdc dde, а при трех рифмах – ccd eed.
В классическом сонете – такое построение обязательно и рифма строгая. Пример – сонеты Петрарки. Критики любят делать замечания в части глагольной рифмовки, если она часто употребляется (что характерно и для критики вообще стихов).
В качестве примера можно привести сонет Петрарки (с анафорой – слово «благословен») в переводе Вяч. Иванова:
*
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край и дом тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил
Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!
Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!
Благословенны вы, что столько слав
Стяжали ей , певучие канцоны, -
Дум золотых о ней единый сплав!
Во многих случаях поэты отступают (в том числе и Шекспир, к примеру) от строгого правила рифмовки в сонетах и вообще от его канонической формы (что не колеблет классической формы сонета, и потому "Мои сонеты", в частности, не могут служить примером, разве лишь просто для чтения :). Почти все представляемые здесь сонеты имеют отступления от классической рифмовки, особенно в части катренов; очевидно, это связано с более естественным для русского слуха восприятием звучания стихотворения в целом (как-то не очень воспринимается на звучание (на слух) эта классическая рифмовка – мне, по крайней мере… поэтому и называю мои сонеты – именно: «Мои сонеты» :) , хотя, конечно, многие не назовут их сонетами, но, полагаю, это те, кто ошибся сайтом – каждый вправе рисовать так, как он может и хочет, и вправе представить свое творчество или «творчество» там, где ему это право предоставлено:)
Но главное в сонете - его внутренняя композиция, в которой каждая строфа является законченным целым (в первых двух строфах - подъем темы: первый катрен - завязка, второй - развитие темы; далее в двух остальных строфах - нисхождение темы: в первом терцете - начало развязки, во втором - ее быстрое завершение с ярким выражением в последней строке).
Именно с учетом последнего производился отбор трехсот представляемых сонетов, которые, разумеется, требуют еще соответствующей доработки.
* * *
Вся жизнь моя - как неклассический сонет:
Из двух катренов, двух терцетов - вся из строчек;
На что-то в ней, иль в нём, отыщется ответ,
На что-то - нет (тО там, где много точек...).
Дано четырнадцать стихов всего сонету,
Из них, как правило, в последнем дан итог.
А этим всем - как провозвестнику - поэту
Дано, чтоб выразить судьбу он жизни мог.
Судьбой своей судьбу других он выражает
И мир людей своим сонетом награждает.
О было б мне вот это тоже только так!
Ведь жизнь моя - пусть неклассический - сонет:
В ней что-то было, что-то есть, чего-то нет.
И, может быть, она пройдет не кое-как.
…………………………………………………………………………….
ВСЕМ – ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ !
Свидетельство о публикации №105063000475