Словарь Поэтических Терминов - В, Г

ВЕНОК СОНЕТОВ - поэма из пятнадцати связанных сонетов. Последний 15-й сонет - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему 14-ти сонетов.
 

ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.                Верлибры современных авторов

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
                (А. Блок)

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ - авангардное направление на стыке поэзии и изобразительного искусства; визуализация текста графическими элементами, расширяющими его образное и смысловое значение. Строки текста могут быть декоративно оформлены специальными шрифтами, знаками, эмблемами, рисунками, переплетаться с узорами и пр. Визуальная поэзия выросла из недр футуризма и постмодернизма и ещё до конца не оформилась в своём развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии по праву можно считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной ещё в  XVII веке и в которую он вставил часть "серпантинного (змеиного) стиха". Суть его изобретения заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы, которые, не повторяясь письме, были общими для смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями.

      

В 20-е годы XX века визуальную поэзию пропагандировали конструктивисты, предлагавшие вообще отказаться от слов в поэзии и создавать её с помощью графических конструкций, специальных знаков, кадров, чертежей и пр. В 60-е годы к визуализации поэзии возвращается А.Вознесенский, оформлявший некоторые свои стихи графически или дополнявший их рисунками. Современных русские "визуальные поэты": Д.Авалиани, В.Барский, С.Сигей, А. Горнон, Е. Нецкова и др. Одним из новых типов визуальной поэзии является т.н. листовертень или визуальный палиндром (изобретён Д. Авалиани). Суть его заключается в том, что на одном изображении под разным углом зрения (при переворачивании листа на 180 градусов) читается разный текст.  Пример...

ВИРЕЛЭ  - строфическое стихотворение, начинающееся заключительными стихами своих строф.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ  - свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. (Не путать с верлибром). Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи.

               ...Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
                На ель ворона взгромоздясь,
              Позавтракать было совсем уж собралась...
                ( И.А. Крылов)

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) - строфа из восьми стихов.

       Унылая пора! Очей очарованье!
       Приятна мне твоя прощальная краса –
       Люблю я пышное природы увяданье,
       В багрец и в золото одетые леса,
       В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
       И мглой волнистою покрыты небеса,
       И редкий солнца луч, и первые морозы,
       И отдалённые седой зимы угрозы.
                (А.С. Пушкин)

ГАЗЕЛЬ(газела) - вид моноримического лирического стихотворения в восточной поэзии. Состоит обычно из 5-12 бейтов (двустиший). Схема рифмовки: AA BA CA DA….От газели получили развитие другие традиционные формы персидского стиха: касыда, муссалас, фарды и тарждибанд.

       Хмельная, опьяненная, луной озарена,
       В шелках полурасстёгнутых и с чашею вина.

       Лихой задор в глазах ее, тоска в изгибе губ,
       Хохочущая, шумная, пришла ко мне она.

       Пришла и села, милая, у ложа моего:
       "Ты спишь, о мой возлюбленный? Взгляни-ка: я пьяна!"

       Да будет век отвергнутым самой любовью тот,
       Кто этот кубок пенистый не осушит до дна.
                (Хафиз)

ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметрами написаны величайшие поэмы античности "Илиада", "Одиссея", Энеида". В русскую поэзию введён В.К. Тредиаковским. Подробнее о гекзаметре...

    Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
    Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
    Многие души могучие славных героев низринул
    В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
    Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
    С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
    Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
                (Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)

ГЕТЕРОГРАММА - игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу (больше веков - большевиков, не бомжи вы - небом живы, теперь я - те перья). Разновидность каламбура. Стихи, состоящие из гетерограмм - редкое, но весьма интересное явление в поэзии.   Гетерограммы в музее рифмы...


Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
покалечили.
             (С. Федин)

ГИМН (греч. hymnos -хвала) - торжественная песнь. Гимны бывают государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий или героев и пр.
 

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole - преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении
(«реки крови», «море смеха»). Противоположность гиперболе – литота.

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура; последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

     Не жалею, не зову, не плачу.
     Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
     Увяданья золотом охваченный,
     Я не буду больше молодым.
                (С. Есенин)

ГРАФОМАНИЯ (греч. grapho - пишу, mania - безумие, страсть) - патологическая страсть к сочинительству, часто, без каких-либо признаков таланта.

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

         Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
         Дикие проклятья дорогой изрыгая.
         И вижу: сидят людей половины.
         О дьявольщина! Где же половина другая?
                (В. Маяковский)


Рецензии