Кто может стать поэтом и как им стать тому, кто мо

Не сомневаюсь в том,что будут рецензии на эту вещь.Не сомневаюсь в том, что кто-то даже набросится на меня по какой-то причине, несмотря на это предисловие. Но может, после моего некоторого разъяснения реакция будет спокойней.
 Я не обращаюсь вообщЕ к настоящим поэтам.Им не нужна никакая моя помощь в этом отношении, а быть полезными друг другу мы и так всегда сможем.К кому я конкретно обращаюсь, будет понятно дальше.Но есть в моей статье,(заметке,письме - неважно), на мой взгляд ,дополнительные важные детали ,совсем уже не касающиеся стихотворого мастерства, но очень любопытные с точки зрения чего -то другого,назову это пока, без долгого раздумывания, термином "человеческое мастерство".Я имею в виду, как стараться быть Человеком даже в мелочах.Я сам учусь, но кое-чему научился,думаю.

Для меня настоящий поэт это не, если так написано в его документах, не, если он издал десять книг, и не, если его все знают как поэта.
 Для меня настоящий поэт -это человек, умеющий писать по-настоящему стоящие стихи, умеющий написать что-то новое и умеющий почувствовать, когда придуманное им чем-то ново, умеющий отшлифовать все грани своего стихотворения, умеющий снова и снова писать такие стихи. Даже если кто-то( теоретически возможность такого очень редка) не опубликовал ни в одной самой захудалой газетенке ни одной строчки, и в интернете ни одной строчки, и даже если он сам не знает, чего стоят его стихи, он будет считаться для меня НАСТОЯЩИМ хорошим поэтом. Даже, если это и не сходится с тем, что написано по поводу слова "поэт " в толковых словарях...И, повторяю ,я привел выше такую почти невероятную теоретическую возможность только, чтоб лучше объяснить свою мысль.На самом же деле в поэзии такой вариант почти исключен.В живописи он более вероятен.
 Повторяю, это написано мной не для людей, которым это не нужно,потому что они уже сами и без моей помоши(это я с самоиронией,а то еще решат, что серьезно) давно являются настоящими поэтами.
Это написано для молодых и, может, уже не совсем молодых людей, которых влечет Муза,но которые не знают как ей понравиться,не знают, что с этим делать.Сюда на "Стихирь " присылается без остановки огромное количество стихов,которые еще совершенно незрелы,но чувствуется ,что человек не лишен "божьей искорки". Множество молодых людей , присылая свои стихи, очень болезненно реагируют на критику (по собственному опыту знаю) и уверены, что если они не Пушкины ,то поэты поменьше его рангом, может да.А есть и такие,что сразу признаются, что знают о том, насколько их стихи еще незрелы, но не знают, что делать с этим. Им я и хочу помочь в чем-то. Им я и хочу дать некоторые советы, которые на мой взгляд, способны помочь им в достижении целей.
Но если настоящие (по моему определению - или по их собственному чувству поэты) захотят со своей стороны дать полезный совет или поспорить со мной, то буду только рад.Я собираюсь написать намного более подробное произведение на эту тему, так как чувствую, что многие начинающие поэты варятся в собственном соку,а это совсем необязательно. .Возможно, что отзывы на эту мою вещь помогут мне решить, когда мне заняться этим и насколько возможен спрос на такую статью или даже книгу....
 То что я размещаю здесь ниже, написано не специально.Оно написано как подробный ответ на положительный отзыв к одним моим старым стихам, которые я тоже приведу, как документ.Этот отзыв написала автор Любовь Гроссу. Я попросил ее разрешения в конце этого своего пространного ответа на ее отзыв на то, что назову ее имя и напечатаю ее отзыв (тоже как документ) и получил это разрешение.
И текст ее разрешения я тоже приведу.Если бы я не получил от нее разрешения напечатать все ,что найду нужным ,то не сделал бы этого.
Эта женщина даже (в определенном роде) соавтор этой статьи.Она назвала себя в рифмованном отзыве на мои стихи "простушкой".Меня это очень задело. Она сказала это так про себя искренне, от всего сердца, но задело это меня, так как почувствовал, что у этой женщины есть огромный душевнвй потенциал и никакая она не "простушка."
Я решил написать ей об этом и дать ей несколько советов, но потом расписался, длина моего ответа вышла за пределы разумного, а я почувствовал что многие вещи, что я ей рекомендовал, могут быть полезны и для других, таких же как она.Единственное, что я не знал - могу ли я привести все как было, включая ее имя( или псевдоним). И я получил это разрешение от нее.Я приведу и ее разрешение.Не потому ,что она меня там благодарит прямо "со слезами на гдазах".
Я думаю, что без всякой связи с тем ,умны ли мои советы или нет, нужны ли, или нет, мой диалог с этой замечательной будущем поэтессой(я не сомневаюсь в этом) и с этим удивительно честным, прямым и открытым человекои уже в настоящем очень наглядно покпазалмне и ей правильность афоризма Вознесенского "Чем больше другим отдаешь -тем больше тебе остается". Звучит несколько абсурдно, но абсолютно верно.
Только щедрость ее,Любви Гроссу ,сердца и искреннесть и открытость ее чувств привели к тому, что мне захотелось помочь ей советами, поделитьься кое чем из своего опыта. И ее ответ - разрешение показывает, насколько оказалась благородна эта женщина , которая была потрясена, что я ,абсолютно незнакомый ей человек, уделил ей столько внимания...Здесь вообще не о ней и не обо мне,а о цитате из Вознесенского и насколько она умна и верна..
----------------------------------------------------------
 МНЕ СЕБЯ, РАССКАЖИ...
Зельвин Горн


Расскажи мне себя, расскажи.
Ты смертельно устала от лжи,
А со мной тебе незачем лгать:
Я пойму тебя больше, чем мать.

Расскажи мне себя,расскажи
Все, что есть на душе, - обнажи,
И не бойся - я больше, чем свой,
Поделись же собою со мной.

Расскажи мне себя, расскажи,
В первом вальсе своем закружи,
Лучшей сказкой своей поделись,
Раздели пополам свою жизнь.

Ну, а я не останусь в долгу,
Я тебя покатаю в снегу,
Что растаял лет тридцать назад,
Я впущу тебя в сердце, как в сад.

Я отдам тебе все, что смогу,
Что зарыл я в мозгу, как в логу,
Я открою себя, как окно,
Я себя прокручу, как в кино.

Я отдам тебе детства свирель,
Я впущу тебя в март и апрель,
Я отдам тебе свой листопад,
Подарю тебе свой звездопад.

Ты погладишь мои синяки,
Ты увидишь мои рудники,
Ведь с тобою мне незачем лгать:
Ты поймешь меня лучше , чем мать...
 

А ЭТО - РЕЦЕНЗИЯ.Даже скорее не рецензия,а краткий маленький отзыв но зато от какого благорjдного и большого сердца...



Как мне жить надоело во лжи...
Не меня ты просил: "Расскажи..."
И не мне твои март и апрель...
А хотелось бы очень, поверь...

Так писать может только поэт
Настоящий, сомнений в том нет.
Стих мне душу лучом осветил,
Под дождем в легком вальсе кружил.

Я в восторге! И грустно, что нет
Ничего, что воспел бы поэт,
Посмотрев просто так, невзначай...
На простушку, такую как я...


С искренним уважением к таланту.

Любовь Гроссу - 2005/06/14 21:23
 •

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Я счастлив, что Вам так понравились эти стихи.
Но Вы абсолютно ошибаетесь в своей последней строфе.
Вы ошибаетесь в каждой строчке. Вы просто наговариваете на себя, Вы абсолютно незаслуженно обижаете себя, когда пишите,что:
"...грустно,что нет
Ничего,что воспел бы поэт
Посмотрев просто так, невзначай,
На простушку, такую, как я..."

Здесь все неправильно.Я абсолютно уверен, что никакая Вы не простушка, а удивительная женщина, на которую стОит смотреть не невзначай, а долго и внимательно, потому что там, где можно найти клад, никогда не стоит плакат "Здесь лежит клад"... (Даже, когда в человеке мины находятся -невозможно обнаружить, не подорвавшись на них)
А если Вы имеете в виду свои стихи, т.е., что пишите хуже меня на сегодняшний день так:

1)Во-первых, я уверен, что Вы намного моложе меня.
2)Во-вторых, не так уже и сложно научиться писать хорошие стихи человеку, который умеет чувствовать, чтО красиво и чтО справедливо,а чтО ужасно, и подло, и омерзительно, и безобразно.

Так вот.
"Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан", -
сказал Некрасов. А я что-то добавлю к нему (пусть извинят меня за наглость его поклонники, не думаю ,что много их сейчас).

Я абсолютно, безоговорочно уверен, что если человек Гражданин с большой буквы, т.е. настоящий человек - то он уже потенциально полупоэт. А если у него есть еще умеющая любить и чувствовать душа, то он потенцитально - уже не полупоэт , а поэт.

Вы спросите:" Но ведь есть очень много людей, которые и люди настоящие, и чувствовать умеют не хуже поэтов - почему же они все не поэты? А я отвечу Вам, что я везде писал "потенциально".
Потому что к перечисленному мной качествам Гражданина и Умеющего Чувствовать и Любить человека нужно еще кое - что: много труда и работы над собой. Надо много и вдумчиво читать больших и разных хороших поэтов , таких как
Антокольский,Соколов,Окуджава,Левитанский,Винокуров, Ваншенкин ...(конца им нет) и разобраться, а кто наиболее близок твоему сердцу. А тогда у этого поэта вообще каждую запятую на зуб пробовать, не то что образы.
 Надо найти книги, которые учат понимать поэзию .Например есть замечательнейшая книга хорошего(только хорошего) поэта, но удивительного и замечательного,покойного к сожалению (умер 9 лет назад) литературоведа Льва Озерова "Мастерство и волшебство".Уже название книги намекает о ее содержании и о том, что есть поэтическое мастерство, а есть поэтическое волшебство и что это не одно и тоже.А раз так,то есть поэты -мастера, а есть поэты -волшебники, но это волшебство не каждому дано увидеть. Нужно самому быть в потенциале поэтом, чтоб увидеть, что вот эти и эти конкретеные стихи волшебны,а эти и эти -только или неплохие стихи, без того чтоб вычитать это где-то, а потом ахать и говорить всем:"Ах, как замечательно, прямо волшебные стихи! И у одного и того же поэта могут быть мастерские стихи а могут быть волшебные. Волшебных всегда меньше чем неволшебных.И чем выше поэт, тем больше у него этих волшебных стихов. Например, если взять Пушкина, гениальнейшего русского поэта, то у него, не считая и не проверяя (если сто человек начнут проверять, то сто разных количеств получится), скажем есть 100 стихов волшебных.А может 80 ,а может 120. Это же не имеет значения, сколько,для пояснения моей мысли. Просто, хоть он и Пушкин был, но не мог писать только волшебные вещи.
Еще ньюанс. На абсолютно волшебные стихи многие могут сказать:"Ну и чепуха!" Да и волшебство в стихах бывает разных типов. Может быть волшебство из-за необычности образов, которые до этого поэта или до этого стихотворения еще никто не придумал, и волшебство из-за нообыкновенной музыкальности ,и волшебство из-за оригинальности мысли (чувствуешь, что такого еще никто нигде не писал, хотя и говорят, что ничего не ново под солнцем и все уже было. Так говорят.Мало ли чего говорят). Иногда волшебство стиха получается при помощи естественного соединения перечисленных элементов в разных соотношениях.Иногда вообще невозможно объяснить чудо такого стихотворного волшебства. И чего удивляться? На то оно и чудо. Стихам, которые просто мастерски написаны,иногда намного легче понравиться Всем, чем стихам которые волшебны. Это как женщина удивительной души, которую снаружи не видно и на лбу об этом не написано. А если женщина еще скромная и стеснительная и не часто рот открывает,то шансы, что ее красоту увидят, еще уменьшаются .А если женщина глупа, но поразительно красива, то за нею всегда толпа бежит и она иногда влюбленным в нее даже умной кажется(не всем,конечно).А женщина, ничем внешне не примечательная, но удивительно красивая внутренне, может долго ждать, пока попадется такой же красивый внутри человек, как она, и полюбит ее. И она начнет ему казаться красавицей ,потому что включается в действие "алхимия любви".Конечно в стихах это не точно так, как в человеческих отношениях, но есть общие моменты.
Что касается книги Льва Озерова (которая у меня есть), то она издавалась 30 лет назад и не уверен,что переиздавалась. Кстати любопытная деталь, имеющая отношение к Озерову. Я немного переписывался с ним ,посылал ему стихи,задавал вопросы по поводу его ответов и он аккуратно отвечал.Это не было много раз, но и не пару раз. Так однажды я ему задаю в письме вопрос по поводу одного замечания, да еще прикладываю цитату из стихов Владимира Соколова, поэта ,что я тоже люблю (а я люблю многих).А он вдруг неожиданно так отвечает в письме :"Много лет назад я уверенно и легко ответил бы на ваши недоуменные вопросы, но на сегодня многое для меня стало менее ясным." И это говорит человек, который разбирался в поэзии как никто другой. А привел я этот пример, чтоб показать как все непросто.
И еще важная вещь для человека пишущего и желающего писать лучше и лучше.Не вариться в собственном соку, а найти кого-то, который пишет ужЕ лучше, чем ты, и пытаться сравняться с ним. А потом, если превзошел его, - искать дальше, снова пишущего лучше, чем ты сам.А если нет таких рядом, то найти людей,( постараться стать приятелями этих людей), пишущих на твоем же уровне.
В группе всегда видно больше, чем увидишь сам.Один увидит и подскажет одно, а другой увидит и подскажет другое. Один скажет что-то,но не сумеет убедить в своей правоте, а другой даст другой аргумент, который убедит. В споре рождается истина(иногда - не всегда).Есть и правильные афоризмы(пусть и не бьющие всегда в десятку).
Кроме того, сейчас есть интернет и можно с его помощью многое делать,даже найти друзей за тысячи километров, если рядом нет.
И еще Очень Важная Вещь.Пару десятков лет назад потенциальному поэту(см. выше, что это - гражданин плюс умение чувствовать красоту и умение любить) даже тяжелейший труд мог не помочь стать поэтом. Почему это было так, я частично отобразил в своих стихотворениях (они есть на моей странице) "Когда б мне было столько лет как Вам...", "На струйку серебра из горла,что на бумагу пролилась...", "Есть только стихи у меня для этих надменных журналов...". Другое было время, абсолютно бесправное ,нечестное,несправедливое. Не то, что при Ленине и Сталине, но все равно ни в какое сравнение не идет с нашим временим.Сейчас намного легче выбиться в поэты со всеми условиями ,описанными выше.

Теперь следующее,касающееся только нас. Я начал писать Вам ответ на отзыв и, как говорится, расписался.Хорошо расписался.Я уже давно сообразил ,что целая заметка или статья небольшая получилась,но не хотел останавливаться, так как чувствовал желание записать приходящие во время печатания мысли. Я даже вдруг обрадовался.У меня в голове давно есть много тем, на которые я хотел бы написать не стихи, а заметки или статьи. И вопросы, затронутые мной в моем ответе Вам были частью одной из таких тем. И только благодаря Вашему стихотворному отзыву и тому, что меня в нем задела (в хорошую сторону) последняя строфа, я написал частично эту заметку.Частично, потому что собирался написать намного больше и шире по этой теме.Может потом и напишу, но пока благодаря Вам ужЕ фундамент есть.
Поэтому.
1)Я Ваш должник, хоть Вы не напрашивались, поэтому можете меня свободно спрашмвать все, что хотите, по теме стихов и я отвечу на все, что смогу.
2) Я собираюсь дать эту невольную статью в Литературном дневнике и отдельно, как произведение в прозе, здесь на Стихири и на сайте "Проза", где у меня тоже есть страница.
Так напишите мне под этой заметкой, могу ли я опубликовать все, как есть с Вашим стихотворением и Вашим именем, или Вы не хотите, и тогда я постараюсь убрать Ваше имя.Мое мнение, что лучше, чтоб все осталось как есть,так как ничего плохого для Вас нет и упоминание Вашего имени может даже принести Вам какую-то пользу, но я хочу оставить это за Вами ...
С огромным и искренним уважением (и совсем не потому, что Вам понравились мои стихи...) Я просто немного умею разбираться в людях. Мне много не надо. Иногда я и ошибаюсь, но это не так уж часто бывает и Вы - это не тот случай.
Зельвин Горн

Зельгорн - 2005/06/15 01:14
-----------------------------------------------------------
ОТВЕТ Л.ГРОССУ

Боже мой...У меня просто кругом голова. Никто и никогда так со мной не говорил...тем более Вы...Столько времени уделили. Я взахлеб прочитала все это и теперь плачу...Не знаю отчего...Меня просто накрыло волной Вашего внимания...Ничего не соображаю.
Да, Вы можете делать все, что считаете нужным. Гроссу - это псевдоним.Печатали когда-то в районке под этим именем, вот вспомнила...
А ошибки мои простите. Когда печатаю, такой мелкий шрифт, а зрение...увы. Я вроде печатаю, но то буквы ппропадают, то знаки препинания...А иногда просто не знаю как обозначить свою мысль...И такое бывает.А вот перечитывать...не люблю.
И спасибо Вам, за внимательное отношение, за доброту и правду. Я не чувствую, что вы старше,если только по творчеству...Тут я не могу соревноваться.
Что касается работы над собой...Работаю не по специальности, устаю. Встаю в 6 утра, домой прихожу к 20.00.
Пока приготовлю, себя в порядок приведу, с сыном пообщаюсь...Уже и спать пора. Выходной один.Но даже поспать не получается, столько за неделю накапливается дел по дому...Отдыхаю только в инете...и то недолго и не так уж часто.
...Нет больше слов...Один восторг.
Эмоций неуместен торг.
А просто кругом голова...
Был комплимент...Иль не права?
А комплимент - мой пряник редкий.
Все чаще с горечью конфетки...

Спасибо. С искренним уважением.

Любовь Гроссу - 2005/06/17 22:58
-----------------------------------------------------------
Я ИСКРЕННЕ СЧАСТЛИВ, ЧТО ГДЕ-ТО НА ЗЕМЛЕ ( НЕ ЗНАЮ ГДЕ, НЕ ЗНАЮ С КЕМ, НЕ ЗНАЮ КРАСИВА ЛИ ОНА, НЕ ЗНАЮ СКОЛЬКО ЕЙ ЛЕТ) ЖИВЕТ ТАКАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ, ЩЕДРАЯ, ОТКРЫТАЯ ЖЕНЩИНА, УМЕЮЩАЯ ДАРИТЬ ЧАСТИЧКИ СВОЕЙ ДУШИ ДРУГИМ И УМЕЮЩАЯ ЧУВСТВОВАТЬ, КОГДА ЭТО ДЕЛАЮТ ДРУГИЕ.И Я СЧАСТЛИВ ,ЧТО МЫ ОБА ДУМАЕМ ОЧЕНЬ ХОРОШО ДРУГ О ДРУГЕ, УЖЕ БЕЗ НИКАКОЙ СВЯЗИ С НАШИМИ СТИХАМИ И ТЕМОЙ ЭТОЙ МОЕЙ СТАТЬИ-ЗАМЕТКИ.

С уважением и всего доброго . Зельвин ГОРН


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.