07. 30
как
споконравие муравья
как
согласное ладоние клёнов
как
упругая радость форели
как
нужность пчелы
как
неумолимость воды
моё время - хромированный
хронометр
в твоей руке
Свидетельство о публикации №105061600444
www.era-izdat.com
Привет, дррогой Павел Самсонов!
Вы спросили, почему не вошли стихи Кобринского в нашу книгу? Да по той же причине, почему не вошли наши в его книгу - поссорились мы, да и убрали стихи друг друга отовсюду:)))
Что же касается остального, то перепечатываю тут ответ Инессы Ломовой из Москвы ( он помещен на сайте "Творчество для всех" ( название-то какое! просто класс!:))))
Инесса Ломова, Москва.
Самсонову и другим.
А я вот думаю, что моя позиция, в отличие от позиции т. Самсонова, как раз заинтересует всех.
Давайте откроем глаза. Среди поэтов идет война, война за место под солнцем (хотя у них его никто не отнимал!), противопоставление направлений, грызня за абслютно нематериальные вещи, которые для иных гораздо важней материальных... Что же происходит?
Начну издалека. Я присутствовала на презентации книги "120 поэтов" в Москве. Обстановка была хорошая, доброжелательная, но все равно подтекст в некоторых выступлениях был такой: посягнули на святое, поэт - избранный, а тут их слишком много... Это, в частности, наверное, имел в виду Дмитрий Кузьмин, объяснивший, что у него в его книге "Освобожденный Улисс" израильские поэты собраны совсем не те, а все другие - подразумевалось - у него "правильные", а тут - "неправильные", никем не утвержденные как поэты, "самозванцы". Правда, книгу все равно хвалил. Но тут же при сличении списка имен оказалось - нет, не другие у Кузьмина, совпадает почти половина имен. Да и как они могут быть все однаковые, если у него из израильских человек 30, а у Берковича и Ракитской - 120. Не могут быть они одинаковыми. Казалось бы, что это за спор? Кому он интересен и кому важен? Оказывается, важен, и суть вот в чем.
Давно уже (а может быть, и всегда так было) среди поэтов идет какая-то дурацкая возня, склока, свара. Кто постмодернист, кто не постмодернист, кто поэт, кто не поэт. Кому можно писать, а кому нельзя. Как надо писать - в рифму или без нее. Появились и какие-то "новые", они вообще считают, что надо писать в одну или две строчки, а всех остальных яростно отрицают. Появились и какие-то активные традиционалисты (и в России, и в Израиле), тоже всех, кто им не подобен, ругающие. Идет обоюдная травля. Тихая, вежливая, но травля. Причем в свое направление записывают часто вовсе не тех, кто подходит по творческим критериям, а тех, кто вместе с ними пьет или печатается в одном сборнике... Остальных объявляют графоманами. Чувствуется, что иным людям просто спокойно не живется от того, что другие пишут. Они хотят очертить круг человек в 20 и чтобы дали бумажку: этот поэт, а этот - не поэт... Это смешно! Именно поэтому книга "120 поэтов" так и неприятна иным - не может быть 120 поэтов, говорят они.
Люди хотят уникальности!
Но поймите - УНИКАЛЬНОСТИ ХОТЯТ ТОЛЬКО ПОЭТИЧЕСКИЕ НИЧТОЖЕСТВА. Ни один талантливый поэт никогда всерьез не выступал за то, что поэтов пять, шесть или десять. Настоящему поэту все равно, сколько их. И даже - чем больше - тем лучше. Ибо чем больше в обществе ему подобных, тем ему уютнее. Ибо он - настоящий. А не подделка, желающая уникальности. Настоящий поэт даже не интересуется этой проблемой. Он пишет. И радуется, если пишут и другие. Если ты поэт хороший, то тебе должно быть глубоко, извините, начхать, как и кто пишет и кем себя называет. Ты должен себя чувствовать уверенно и никого не бояться. Ни сильного соседства, ни слабого. Это ниже достоинства хорошего поэта. Я как-то спросила у одной известной и талантливой поэтессы, знает ли она все сайты, где стоят ее стихи. Она сказала: "Конечно, нет! Я никому не запрещаю печатать мои стихи, они принадлежат людям". - "Почему, - спросила я, - а вдруг там рядом графоманы стоят?" Она мне ответила так: ну и пусть стоят, мне-то какое дело? Я от этого хуже не стану".
Вот как отвечает уверенный в себе человек. Вывод: ругают количество авторов в книгах те, кто сам пишет плохо. И ругают их,как правило, по той причине, что сами туда не попали.
Из любой книги можно выдернуть строчки более или менее слабые.
В советское время сборники составляли так: на одного хорошего поэта приходилось 2 партийных. Составителей хвалили за то, что они поместили хорошего, а не ругали за то, что поместили партийного. Все понимали, что это неизбежное зло. Теперь ситуация иная. Нет партийных, но есть еще более важные вещи: знакомые, знакомые знакомых, инвалиды, ветераны, просто хорошие люди, которым трудно отказать. Если их стихи являются хотя бы средними, а книга составляется большая, составители идут таким людям навстречу. Все это понимают. И никто не осудит составителей. На одного хорошего поэта теперь приходится в книгах одни хороший человек. Не графоман, но поэт, может быть, более слабый, чем его сосед по книге. Это зло неизбежное, пусть первым бросит в меня камень тот, кто откажет в публикации своему другу. А у составителей книги друзей наверняка много. Но я могу сказать - в книге графоманов нет. Есть поэты разного уровня, и это нормально. Задачей книги было - показать широту израильской поэзии. А не избранных кем-то в "официальные поэты".
Есть и другой аспект. Есть люди, которые давно метят в "начальники литературы". Например, Кузьмин. Ему хотелось бы, чтобы именно он определял, кто литератор, а кто - нет. Он даже не скрывает этого. По нему тоскует должность председателя Союза писателей советского периода... Ему бы очень хотелось ограничить круг пишущих, потому что иначе теряет смысл его собственная уникальность и уникальность его друзей... Но это утопия. Никто не спросит ни Д. К., ни Самсонова, ни других, метящих в "определители" - что хоршо. а что плохо, кто поэт, а кто не поэт. Выход один - смириться и самому писать лучше, а не кидаться на других.
Надо понять: советские времена прошли. Привилегий у поэтов больше нет. Даже писательский билет не дает ничего. И он не служит подтверждением профессионализма. Верней, не всегда служит. Ответственность лежит лишь на самих пишущих. Поэты остались одни на один со своим творчеством, это большая ответственность. Ни корочка СП, ни членство в партии, ни членство в Союзе молодых литераторов Кузьмина, ни публикации в той или иной книге или журнале, - ничего не подтвердит, что вы поэт, кроме ваших стихов!
Пишут все, и половина из пишущих - пишет хорошо.
"Литература (особенно поэзия) - самый демократичный вид творчества, как сказано в рекламном буклетике того же самого издательства Э.РА. И дальше: "Кастовость в литературе ведет к огромным потерям в культуре страны". А вот еще: "Поэт - есть форма существования языка" (Бродский). Дело идет о сохранении русского языка. И именно из-за этого ширится круг плоэтов, пишущих по-русски. Это процесс стихийный, и не помогут ни кривые усмешки, ни злобные выпады. Будут люди писать, и книги такие будут, и еще не одна. И никто не остановит этого процесса. Выход, повторяю - один: пишите лучше, так, чтобы вам было не страшно ничье соседство!
Lomova :: 2005-06-21 14:43:52
Ракитская 21.06.2005 18:52 Заявить о нарушении
нужны реальные эмоции высокая кудьтура
образование
и некий посыл..может талант? ....вот думаюи все..
а оченить то некому..ведь нет стимула у нормального ни критикующего ни пищущего..
так ..борьба с одиночеством..да детские грёзы...
мальчик на табуретке..а взрослые хлопают в ладоши..и мальчику кажется - мир..для него..
но кто откроет ему тайну..что мир ни для кого...а тем более слова ...вообще нематериальны))
с ув
Станислав для Эвелнины..
Gost 21.06.2005 20:43 Заявить о нарушении
Как Вы на это смотрите?
Павел Самсонов 22.06.2005 01:19 Заявить о нарушении
Александр Николаевич Богданов 23.06.2005 09:59 Заявить о нарушении