О фестивале без имен

Ах! Фестиваль, фестиваль, фестиваль!
Да, именно так поется и думается мне уже второй год, примерно с начала весны и до самого до окончания  скромного на солнышко, немецкого лета. Но к нему, к лету этому я как-то уже почти привык. А вот встречи на берегу небольшой, но довольно полноводной речушки, на средине какой-то там  Н-ной возвышенности, до сих пор оставляют меня посреди частокола вопросительных и восклицательных знаков.
Я уже довольно долгое время стараюсь не мучить себя вопросами типа: это везде так или только у нас?  или  может это только нам здесь не везет?  Я стараюсь не думать о некоторых неприятностях нынешнего бытия нашего, но вспоминаю все то приятное и радостное, что принес мне этот нашумевший уже и набивший некоторым оскомину праздник песни.
Меня спросили недавно, что для меня есть Вуппер? И я не был оригинален, ответив, что для меня  это все-таки праздник. Праздник единства  праздник общения, праздник музыки и праздник песни.
Где еще, как не здесь, на не очень-то обжитом и ухоженном  людьми местечке, мы можем почувствовать нашу общность, наше единство?
Где еще, как не здесь, неподалеку от стыка больших дорог – европейских магистралей, мы сможем найти собеседника на любую, волнующую нас тему, отыскать ответ на любой вопрос?
Где еще, как не на Вуппере, ты услышишь музыку, которую не так просто встретить на протяжении порядка тысячи километров?
И где еще, как не здесь, так запросто  услышать песни, что волнуют уже не одно поколение людей, что запали в души нам и даже нашим детям, песни,  «без которых нам» уже как-бы «и не жить»?
Это все-таки праздник!
Но...
У любого праздника, у любого торжества...  бывают накладки. Бывают проблемы. Бывают сложности. Появляются вопросы, наконец. Ну а как без вопросов? Даже когда ты оказываешся вдруг в чужой стране, останавливаешься на краю дороги, в надежде утолить жажду или справить нужду, ты озираешся по сторонам, полный вопросов  что? как? и где?
 Вопрос почему? появляется обычно в последнюю очередь. Обычно, если ты наталкиваешся на чье-то  нет!
Ну, а Вуппер чем не чужая страна? На одном из русскоязычных сайтов в полемике по поводу предстоящего фестиваля один из устроителей так и сказал, мол это наше детище и мы здесь диктуем и заказываем погоду. Ну мы то особо и не спорим. И почти с радостью подчиняемся всем писаным и неписаным правилам, которые уже переросли в традиции. И все вроде бы чинно и стройно, (благодаря им, правилам),  и мы снова вместе, молоды и веселы, но вот уже второй год увозим с собой неприятный осадок, которым даже и делиться-то не очень удобно.
Но делиться, я думаю, надо, иначе как нам еще избавиться от него.

Итак. Ты едешь на фестиваль. Конечно для большинства из нас это уже натоптанная дорожка и ты уже издалека узнаешь знакомые и привычные тебе ориентиры и приметы. Но что стоило бы устроителям подвесить на последних подступах в самом Вуппертале пару табличек с понятным всем содержанием? Ну да ладно, поплутав слегка, потратив некоторое количество бензина и нервов,  изыскав в конце концов из своего небогатого лексикона пару немецких фраз, находишь то, что искал.
Хорошо, если ты на пенсии или в отпуске, сидишь на каком-нибудь пособии и у тебя немеряно времени. Времени, чтоб спокойно добраться, застолбить место и разбить лагерь. А если ты работаешь. Это значит, что искать место, ставить палатки ты будешь в темноте, отпугиваемый разнообразными запретами типа: -это место для наших дорогих гостей из г. Задрюпинска! или: здесь зарезервировано для клуба АП славного г. Мамбурга!
Это потом уже выясняется, что «задрюпинцы» передумали, а «мамбургчане» едва набрали с десяток человек для представительства и такая большая полянка им ни к чему.  Но первая песчинка уже осела.

Потом этот искусственный ажиотаж с оплатой пребывания. Клубный ты человек, значит пойдешь по отдельному списку, значит сэкономишь десятку, значит будешь много довольнее тех, «диких», пьяней и веселей. Ну а если ты знаешь Мусю Ляпкину из какого-нибудь КСП, значит тоже сэкономишь. Повесят тебе на шею яркую бирку и будешь ты два дня и две ночи ходить согретый мыслью, что ты свой, каэспэшный то есть. Но в последний раз, на юбилейном фестивале, никто никого по списку не проверял и все снова были рады, избежав пустой формальности.

Но вот, улеглись страсти, связанные с приездом и размещением. Теперь, казалось бы можно заняться главным, зачем мы сюда приехали. То бишь авторской песней. Не секрет, среди нас тоже есть отдельные личности, чьи песни и стихи давно тронули наши души, наши сердца. Это благодаря им мы и держимся вместе, встречаемся чаще обычного, находя любой подходящий повод. Это благодаря их песням мы все еще не потеряли вкус к жизни, не потеряли надежду в лучшее, веру в самих себя. Пускай они не блещут высокими титулами, пусть не гремят их имена с больших сцен , пусть не у всех на слуху их простые незамысловатые мелодии, но это наши песни, они появилсь среди нас и были впервые для нас исполнены. Ну что поделать, не всем нам дано иметь в друзьях Никитиных, Фроловых или Митяевых. Да нам их и не больно надо! Потому как среди нас есть свои и ничуть не хуже. И так здорово быть хоть немного причастными к их, пусть не для всех известному, творчеству, слышать их новые и ожидать старые, уже полюбившиеся песни, в которых ты частенько узнаешь самого себя! Пусть не так строг стиль и не очень виртуозна игра, не слишком прилизаны или отточены тексты, но они наши и они про нас! И этими песнями, этим настроением так хочется с кем-нибудь поделиться! Пусть их услышит вон тот дядечка, или вон та  серьезная бабулька в очках, или эта стайка молодежи по-соседству с нами! Пусть их услышат все, кто приехал сюда! Как мало для этого надо! Только подняться вон на ту высокую сцену, подойти к микрофону и...
А кто тебя туда пустит-то? - Это голос человечка, что сидит внутри, и постоянно одергивает, останавливает, ругает тебя и держит.
Смотри, какие серьезные дяди и тети туда взбираются, тебе-то там чего делать? –снова бубнит тот же голос.
 Что делать, не занимать нашим ребятам скромности. Или это не скромность вовсе? А опасение, страх быть непонятым и отторгнутым другими? И тогда мы подталкиваем их к сцене, где задолго до начала праздника засело жюри, несколько уважаемых здесь людей, которые внимательно выслушают любого смельчака с гитарой, подскажут, обратят внимание на ошибки и определят в итоге твою вуппертальскую судьбу. Как те гадалки по ладони. И одним после тех «гаданий» широкая с большими ступеньками лестница наверх, на сцену фестивальную, а другим..  другим временное или полное забвение. А если среди «гадалок» какой «доброжелатель» затесался , желающий старые счеты свести, то можешь вообще об удаче и успехе забыть. Ищи себе другой фестиваль. Без «доброжелателей», без жюри и без «гадалок»!
Но мы оптимисты и верим в лучшее. Верим в самое хорошее, что с нами может быть. И когда на следующем фестивале услышали о мастерской, подумали:  вот то что им нужно! Слово, совет мастера!  Ничего, что имя его ни о чем не говорило в нашей среде, ничего, что по словам других, уже осчастливленных его откровением, он чем-то серьезно болен, староват и глуховат, настоящий эксперт, настоящий бард, услышит и поймет коллегу, его объективность ни у кого сомнений не вызвала.
Мастер был действительно в меру стар и не в меру глух, и с помощью ладони, сложенной в рупор, силился разобрать текст ( мелодия его похоже мало интересовала). Но это было очень проблематично, ведь всего в двух-трех метрах была расположена сцена, где других претендентов через микрофоны!! прослушивала уже знакомая нам компания «гадалок».
Посреди одной, не самой из тихих песен наших товарищей, он, разуверившись что-либо понять, демонстративно заснул, но к счастью проснулся к финалу. Затем, после еще пары прозвучавших песен,  последовало пространное рассуждение о значении авторской песни в жизни народа, как таковой, разбор отдельных, услышанных им строк, и подведение в итоге черты о беззубости текста, отсутствии фабулы, контекста, и т. д.,  короче, о полной безнадежности данного исполнителя.
 Ну что ж, после такого разноса у любого надолго пропадет охота где-нибудь выступать. И наши ребята не исключение. Есть ведь в этой жизни и много других дел и занятий, ничуть не хуже выступлений со сцены. Один занимается личной жизнью, другой делится своими знаниями с начинающими музыкантами, пытаясь поправить свои финансы. Да и работать в этом мире тоже надо, одним исполнением песен тут не проживешь.
А пока на сцене место для колоритных ансамблей с балалайками и скрипками, именуемых себя «русскими с Эльбы» или еще откуда-нибудь; заросших и (или)  давно небритых  и словно всеми заброшенных исполнителей чужих и собственных песен; поседевших ветеранов СП с заслуженной и общепризнанной славой и неограниченным запасом «жизней» на любой  сцене; дам, любящих и умеющих  петь все, всегда и везде, уверенных, что их будут слушать при любой погоде.
Случалось во время праздника еще пара накладок, о которых уже и вспоминать неохота. Мы стараемся забыть о плохом и жить только хорошими, светлыми воспоминаниями. А их ведь всегда больше!
Эта статья не адресуется никому из устроителей или участников фестиваля. Это всего лишь воспоминания, пусть и не самые хорошие, мысли о празднике, который мы каждый год с таким нетерпением ждем.
    22.12.04


Рецензии
Что тут скажешь, Андрей?
О плохом не хочу...
Выскажусь о хорошем...
Хорошо, когда рядом с тобой есть люди, с которыми тебя объединяют мысли, взгляды, интересы, пристрастия, жизненная позиция....Которые не кичатся знакомством с Никитиными, Фроловыми или Митяевыми ( и потому считающими себя немножко ими).
Хорошо, когда есть рядом люди, которых понимаешь ты, которые понимают тебя.
Хорошо, когда есть рядом те, кто готов тебя выслушать не перебивая и которых готов выслушать ты....
Хорошо, когда рядом люди, которые не считают собственное мнение аксиомой, или руководством к действию...
Хорошо!
И дай тебе Бог, чтобы таких людей рядом с тобой было побольше...


Анатолий Одиноков   25.05.2013 12:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.