Ухожу
Не зови, не держи,
не проси, не люби, не трогай.
Ухожу из долины лжи
безучастной ночной дорогой.
Пыль вокруг, в небесах луна,
пустота в душе, слабость в теле.
Ухожу. И опять одна.
Как всегда.
Как на самом деле...
Ничего -
ни внутри, ни во вне.
Все мираж - все, о чем мечтала.
Я не верю тебе и мне -
только яду на дне бокала
Свидетельство о публикации №105060100252
Конечно, состояние человека, его самоощущение, прежде всего, отражается композицией. Ведь только так в стихотворении можно передать тонкие переходы состояния души.
В первой строчке – и четырех последующих – в душе девушки – отказ – заявление об уходе. Именно заявление
Вторая и третья строфы – осознание того, что осталось, что есть внутри и вне. Ощущение пустоты.
Последние две строки – решение. Состояние внутренне е переносится на мир внешний.
Стихотворение поражает богатством своего стиля , образов.
При первом же почтении в глаза бросаются литературно-образные реминисценции. Здесь и строки в стиле « не жалею , не зову, не плачу « Есенина, назывные предложения Тютчева, почему-то вспоминается «Незнакомка Блока – как-то выплывает из словно материализовавшегося тумана образ бокала с ядом. А незнакомка- сама героиня.
Конечно, очень удачны короткие строчки, назывные, просто односоставные предложение с одними сказуемыми предложения - наверное, столь глубокое состояние только и можно передавать коротко-емко.
Только глаголы в первых трех строчках – отражают резкую, сильную позицию героини. Отказ . рази навсегда. Зато все остальное стихотворение бедно сказуемыми, что , конечно, отражает слабость и хрупкость девушки – ее истинно состояние
В первой же строфе – очень явственно проступает это противопоставление:
«Ухожу.
Не зови, не держи,
Не проси, не люби, не трогай
Ухожу из долины лжи
Безучастной ночной дорогой»
Эта строфа заканчивается строчкой с эпитетом «безучастный» - единственным во всем стихотворении. ( Дальше автор пользуется другими приемами для передачи образов и состояний).
Резкое различие между внешней , быть может, уверенной резкостью героини и внутренним состоянием опустошенности и неприютности передает эта строфа .
Аллитерация в предпоследней строчке - на л, ж – отражает отношение героини к отношениям . Конечно, эта аллитерация звучит диссонансом к последней строке катрена, написанной уже в переходном состоянии.
После бравады идет осознание внутреннего состояния. Назывные предложения, лаконичность фраз передают ощущение «севшей на стул, опустившей руки «, когда уже не нужно «делать вид». Именно сейчас героиня приходит к осознанию главного – своего вечного одиночества – только оно и есть – на самом деле
«Ухожу. И опять одна.
Как всегда.
Как на самом деле.»
Дальше – просто «слова для себя» - описание ситуации, с которой нужно смириться
«Ничего –
ни внутри , ни вовне
в се мираж – все, о чем мечтала.»
ощущение всемирного вакуума, пустоты, бесцельности. Героиня ощущает себя созданный «жить для..» и «с..», а так не получается – отсюда – ощущение неверия лирическому герою, проецируемому героиней ( видимо, она представляет, что говорит с ним)
Почему-то все равно складывается ощущение, что не будет никакого рокового шага, что яд на дне бокала – лишь образ , почему-то всплывший в памяти героини.
Стихотворение написано по классическим канонам в 3 катрена с рифмой а-б-а-б, очень удачно расположены строки – так, что бы воспринимать раздельно отдельные кванты состояния. Написано трехстопным анапестом с пропуском одного ударения.
Стихотворение оставляет ощущение летящей нежности и грустную задумчивость.
Варда Элберт 25.06.2005 02:09 Заявить о нарушении