О классификации множества стихотворений
____________Давайте попробуем рассмотреть эту задачу с позиций математики. Пусть имеется множество произвольных элементов, обладающих координатами ( кроме прочих свойств члены множества наделены свойством, благодаря которому они пространственно определены). Если все координаты у разных элементов совпадают, то мы имеем дело с тождеством этих элементов множества по их положению. Таких элементов может быть несколько и все они будут совпадать между собой в этом пространстве. Те элементы, что не тождественны друг другу положением в множестве обладают разными наборами координат. Определяя их координаты мы тем самым находим эти элементы внутри множества, можем найти их в нём по ним. Такие пространства, создаваемые координатами обычно называют фазовыми. Итак: фазовое пространство состоит из точек, положение которых определено координатами, в каждой точке фазового пространства может находиться несколько элементов множества, потому что координаты у них одинаковы, в случае несовпадения координат мы имеем дело с разными фазовыми точками.
___________ Зачем оно нужно - фазовое пространство? Оно позволяет делить множество исходя из геометрических принципов, которые всеми легко представимы, оно переводит любое сложное множество в геометрию, в набор линий, фигур и тел. Ведь это не две координаты для плоскости и не три для объёма, а много больше координат, но в фазовом пространстве мы как бы забываем про это, по прежнему имея дело с плоскостью или объёмом. Выбрав одну координату - проводим в нём линию, которая делит множество собой на 2 части, а само множество становится плоским, выбрав две - получаем объём, делимый этой плоскостью, выбрав три получаем четырёхмерный континуум, в котором выделена область, ограниченная объёмной фигурой. Все прочие координаты кроме выбранных как бы теряют своё значение, становятся неразличимы для нас ( либо, что здесь тоже самое - они вырождаются, становятся равными меж собой в этой безразличности) тем самым мы получаем в смысле множества его деление на части этим телом, этой плоскостью или этой линией, то есть получать классификацию множества. Я думаю - у поэтов всё в порядке с образным мышлением и связь между классификацией множества и его фазовым пространством им понятна, они представили себе последствия выбора (выделения) части координат в фазовом пространстве.
____________Пора переходить к примеру, который это проиллюстрирует. Рассмотрим фазовое пространство на этом примере. Имеем множество всех слов русского языка ( представьте себе толстенный словарь или полку со словарями, или базу данных, где каждый элемент - новое слово. Сначала предположим, что слово - суть координата, сколько слов, столько и координат. Слова можно объединять в текст, то есть любой текст есть набор координат, а множество текстов обладает множеством наборов координат, у двух идентичных текстов (экземпляров одного текста) эти наборы совпадают, а у разных текстов - не совпадают. Любой текст, в том числе и стихотворение полным образом и наиболее точно представлено в таком фазовом пространстве, которое само суть часть исходного множества слов. Но нужны ли здесь нам такая точность и полнота представления? Нет, не нужны. Нам надо всего лишь ориентироваться среди множества текстов - пусть их свойства станут размыты, потеряют чёткость, будто в сумерках, зато мы получим фонарь, луч которого ярок и чёток ( а раньше, днём, его просто нельзя было выделить на общем светлом фоне) для поиска нужного текста.
_____________Как избавиться от этого многообразия наборов координат? Очень просто. Выбрать отдельные слова и только их считать за координаты: если в тексте встречается выбранное слово, то значит он обладает этой координатой, если слова такого нет - у текста нет этой координаты, она несущественна для этого текста. То есть все мыслимые тексты обладают своими наборами координат в фазовом пространстве выбранных слов, есть тексты, обладающие полным набором координат, то есть в нём встречаются все выбранные слова и есть тексты с неполными наборами и ясно, что практически таких текстов большинство. Существенно ли то обстоятельство, что набор координат какого-либо текста неполон, для определения отличия этого текста от других при их сравнении, или ещё сильнее - их наборы координат (слов) даже не совпадают? Если нас волнует идентичность текстов, их полное сходство, то - да, а если нам надо научиться лишь приблизительно различать эти тексты или приблизительно их отождествлять, то тогда - нет. Итак, нам надо научиться классифицировать тексты, пользуясь неполными наборами их координат в фазовом пространстве специально отобранных слов.
___________Такое вполне возможно, если учесть, что при поиске стиха нас обычно не интересует полнота набора, куда интереснее его содержимое - из чего он состоит, из каких отобранных слов. Точнее - нас интересуют эти слова и мы по ним находим тексты, координаты которых
мы выбрали определяя набор, то есть деля фазовое пространство этой координатой - классифицируя этим множество текстов.
Стихотворение - тот же текст. :) Мы привыкли их делить по жанрам, поэтому в целях сводимости задуманной классификации к старому делению естественно часть координат закрепить за названиями жанров. Кроме содержания стихи различаются формой, так что названия форм тоже подойдут для координат. С темами сложнее - их слишком много. :)
Я здесь предлагаю использовать механизм языка - его синтаксис. То, что в синтаксисе называется распространяющими членами предложения: дополнением, определением, приложением и обстоятельством - то, что отвечает на все вопросы, характеризуется ими - ведь это вполне естественно. С обстоятельствами всё понятно - они наиболее подходят для конкретизации темы стиха. В качестве координат вполне естественны обстоятельства места ( Родина, Россия, заграница, земля, вода, небо, космос...), времени, его количества и меры ( мгновение, век, прошлое, будущее, настоящее, жизнь, поколение, сутки (день и ночь), сезоны...). То есть координаты образуют группы - группа жанра, группа формы, группа места, группа времени.
Мне думается к ним вполне естественно добавить группу сущностей ( человек, природа, живое, неживое, личное (внутреннее), общественное ( внешнее), духовное (метафизическое), реальное, виртуальное...) и целую серию групп, представляющих чувства: мир дан человеку в его чувствах и поэтому они смогут наиболее полно представить их подобие - человека и окружающего мира. _________Пусть они составят 10 групп и если объединить группы формы и жанра, то в итоге получается 14 групп координат, если каждая группа будет содержать порядка 15 координат, то всего получается около двухсот координат. Много стихов, где слов окажется меньше, чем в полном наборе координат фазового пространства классификации. :) Если вообразить все точки этого пространства, то их наполнение - распределение текстов по ним окажется неравномерным, в точках где одна из координат называется "любовь" наверняка будет значительно больше стихов, чем в других точках. Как обойти эту особенность? Нет нужды указывать для каждого стиха его полный набор, достаточно выделить обязательную часть, например - явно указывать не меньше пяти координат. Что это означает на практике? Раздел любовной лирики разделится минимум на пять частей ( на самом деле - на значительно большее количество разделов классификации, так как при поиске читатель волен выбрать любую из 200 координат, то есть по максимуму - на 200 частей, не говоря уже про то, что число точек этого фазового пространства ещё больше). А если, применительно к Стихире, в число временных координат добавить ещё и год написания стиха? Ясно одно - подобный способ классификации удобнее предыдущего. При публикации стиха надо лишь указать минимум 5 координат ( по желанию - больше) в виде набора цифр ( 7.1, 2.0, 3.5, 10.1, 13.10), а при поиске, если укажете 1 координату, то получите одно количество отобранных стихов, если прибавите к той же координате ещё одну, то вам будет предоставлено уже меньшее количество и так - пока не дойдёте до минимума выборки при всех указанных координатах. Компьютер хорошо понимает цифры и такая операция для него - рутина. В настоящее время мы лишь раз нажимаем на кнопку мыши в целях классификации стихирного массива, я предлагаю увеличить число нажатий в пять раз, выбирая 5 из 200 указанных на экране координат, тем самым делая классификацию столь же рутинной, но каков эффект!
Я намеренно не предлагаю сейчас группы для классификации - предлагаю это сделать сообща. Для начала лишь предложу "нулевой" вариант для всех групп.
0.0 Голод. 0.1 Жажда. 0.2 Зрение ( Изобразительное искусство). 0.3 Музыка. (Слух.) 0.4 Вкус. 0.5 Обоняние. 0.6 Осязание. 0.7 Интуиция.
1.0 Боль. 1.1Муки и мучение. 1.2 Страдание. 1.3 Болезнь. 1.4 Страх. 1.5 Ум (Мысль)1.6 Проницательность
2.0 Приятность.2.1 Наслаждение. 2.2 Удовольствие. 2.3 Изощрённость. 2.4 Новизна. 2.5 Довольство. 2.6 Наглость
3.0 Отвращение. 3.1 Неприятие. 3.2 Стыд. 3.3 Ужас. 3.4 Пошлость(Похабность). 3.5 Маразм.3.6 Порок
4.0 Здоровье. 4.1 Усталость. 4.2 Сила и энергия. 4.3 Импульсивность. (Волнительность, Порывистость) 4.4 Инертность. 4.5 Идиотизм. 4.6 Смех. 4.7 Утончённость (Изящество. Изысканность) 4.8 Свобода 4.9 Память 4.10 Сексуальность. (Пол) 4.11 Нахальство 4.12 Чувство
5.0 Радость. 5.1 Печаль. 5.2 Скука. 5.3 Восторг. 5.4 Оживление. 5.5 Блаженство. 5.6 Юмор. 5.7 Доброта
6.0 Дружба. 6.1 Симпатия. 6.2 Сочувствие. 6.3 Доверие. 6.4 Миролюбие. 6.5 Радушие. 6.6 Сердечность. 6.7 Ирония.
7.0 Любовь. 7.1 Влюблённость. 7.2 Влюбчивость. 7.3 Одержимость. (Страсть)7.4 Женственность. ( Чувственность)7.5 Лиричность. 7.6 Обнажённость (Оголённость, Открытость). 7.7 Свежесть. (Наивность.)7.8 Удивление. 7.9 Прелесть. 7.10 Эротичность. 7.11 Кокетливость. 7.12 Сексапильность
8.0 Ненависть. 8.1 Враждебность.8.2 Презрение. 8.3 Равнодушие. 8.4 Чёрствость. 8.5 Мужество и трусость. 8.6 Храбрость. 8.7Отвага. 8.8 Жадность (Ревность). 8.9 Сарказм. 8.10 Униженность 8.11 Ханжество (Ограниченность) 8.12 Злоба.813 Воинственность.
9.0 Гражданственность. 9.1Воля ( Свободолюбие) 9.2 Патриотизм. 9.3 Честность. 9.4 Совесть. 9.5 Вера и веротерпимость. 9.6 Сопричастность. 9.7 Отзывчивость. 9.8 Энтузиазм. 9.9 Стадность (Толпа) 9.10 Ответственность. 9.11 Героизм
Вполне возможно, что мной забыта какое либо из насущных, развитых чувств или, наоборот, оно представлено здесь несколько раз - сообща можно привести этот список к более пристойному виду. Давайте работать вместе.
11. 0 Лирика. 11.1 Трагедия. 11.2 Комедия. 11.3 Пародия 11.4 Драма. 11.5 Эпос. 11.6 Поэма. 11.7 Каноническая форма(Запад). 11.8 Каноническая форма (Восток). 11.9 Фольклор 11.10 Верлибр и родственные формы 11.12 Миниатюра
12.0 Человек- Машина. 12.1 Природа-Цивилизация. 12.2 Живое-Неживое.12.3Личность-Общество. 12.4Духовное (Метафизическое) -Материальное (Реалистичное) 12.5 Ральное-Виртуальное 12.6 Земное-Неземное 12.7 Своё - Чужое 12.8 Русское -Нерусское 12.9 Мужское- Женское 12.10 Детское-Взрослое 12.11 Молодое-Старое 12.12 Жизнь-Смерть 12.13 Форма -Содержание.
13.0 Мгновение. 13.1 Век(а) 13.2 Вечность 13.3Настоящее 13.3 Жизнь, 13.4Поколение, 13.5 Сутки (день и ночь), 13.6 Сезоны 13.7 Причина 13.8 Случай 13.9 Изменение времени.13.10 Постоянство времени 13.11 Отсутствие времени 13.12 Метаморфоза 13.13 Парадокс 13.14 Прошлое-Будущее
14.0 Место. 14.1 Родина, 14.2 Россия, 14.3Заграница, 14.4 Земля, 14.5 Вода, 14.6 Небо, 14.7Космос (Вселенная)14.8 Стороны света ( Север, Юг...) 14.9 Верх-Низ 14.10 Внутрь-Наружу 14.11 Право - Лево 14.12 Зеркало 14.13 Размеры (Масштаб) 14.14 Вращение
Осталось привести примеры.
Два толка ( Саша Чёрный) 6.7 12.3 12.13 14.0 14.5
Одни кричат: Что форма? Пустяки!
Когда в хрусталь налить навозной жижи -
Не станет ли хрусталь безмерно ниже?
Другие возражают: Дураки!
И лучшего вина в ночном сосуде
Не станут пить порядочные люди.
Им спора не решить... А жаль!
Ведь можно наливать вино в хрусталь.
А.Ахматова 1.2 5.1 11.12 12.12 14.0
Дорогою ценой и нежданной
Я узнала, что помнишь и ждёшь.
А быть может, и место найдёшь
Ты - могилы моей безымянной.
И. Бунин 0.5 4.8 9.1 13.2 14.6
На поднебесном утёсе, где бури
Свищут в слепящей лазури, -
Дикий, зловонный орлиный приют.
Пью, как студёную воду,
Горную бурю, свободу,
Вечность, летящую тут.
________Из этих примеров видно, что координата стиха вольна отсутствовать в его тексте, она может выражать его идею, чувство, мысль - таков её самый общий смысл. И чисто практическое соображение - труднее выбрать координаты для миниатюры, чем для стиха в несколько строф - что ж, зато её писать, как будто, легче. :) Вы уже сообразили, что эти цифры можно скрыть от интересующегося стихами, оставив лишь названия координат. Но они тоже могут приобрести особый смысл, если придать координатам разный вес, наделить их различием значимости, но это уже другой разговор. Предлагаемая система классификации не отменяет привычной нам системы расположения стихов по жанрам, формам и темам, она может использоваться помимо, вместе со старой - для облегчения ориентации в множестве стихотворных текстов, для поиска стихов нужной тематики.
_________ Желаю успехов моим благожелательным читателям! И неблагожелательным тоже, жду от вас справедливой и деловой критики.
Свидетельство о публикации №105041000341
С улыбкой
Иван Лобанов 19.05.2005 10:23 Заявить о нарушении
То есть я не придаю того значения этой идеи, которое пытаетесь ей приписать вы - некого призрака гениальности - нет, здесь скорее простоватость ( она здесь - достоинство), просто моё описание можно сказать "заумно" - но это я так захотел. Можно было описать и подать всё это как простоту, но в этом случае вряд ли всё это было бы заметно, а так - народ читает и разбирается, вот и вы тоже...
Успехов!
Frank 20.05.2005 08:38 Заявить о нарушении
Еще раз спасибо.
Иван Лобанов 20.05.2005 10:19 Заявить о нарушении
Можно представить себе некое поле поэзии - множество слов и смыслов, используемых ею и ясно, что это поле далеко не совпадает с полем реальной жизни, иначе бы эпитет поэтического стал бы банальностью - реальная жизнь не поэтична, поэзия её "приукрашивает" ( но это ещё как посмотреть - с иной точки зрения, так наоборот - опрощает, возьмите символистов, например, они как раз этим и занимались, другое дело, что поэзия символизма нами воспринимается как нечто далёкое от жизни, благодаря этому). То есть поле поэзии "возвышенно" и благодаря ей - нереально, поэтому набор координат долже отражать не жизнь, а эту возвышенность, тогда они смогут поделить это поле более-менее регулярно, регулярным образом. Здесь регулярность - проявление того требования, чтобы любые деления множества делили его примерно поровну, на примерно одинаковые части.
Frank 20.05.2005 14:44 Заявить о нарушении