Критический взгляд на сетевую поэзию

Имея некоторый опыт знакомства с любительской поэзией
(в основном по сайтам stihi.ru, oblako.com, "Вся Королевская
Рать",
"Романтическая коллекция", самиздат и, в меньшей степени,
poezia.ru)
и не претендуя на истину в последней инстанции, хочу
поделиться
некоторыми размышлениями по этому поводу.
Надеюсь, что они заинтересуют читателей, кого-то заставят
задуматься и вызовут полезную дискуссию, которая помогла бы
выработать верные ориентиры многочисленным авторам,
пробующим свои силы в поэзии. А может быть "более опытные
товарищи меня поправят"?
Я не буду называть здесь никаких имен, хотя в памяти их
немало:
большей частью я считаю их своими добрыми друзьями, хотя ни
разу их не
видел,
надеюсь, что меньшая часть считает меня своим врагом... не
буду никому отдавать предпочтения.
Цель этой статьи - не оценивать чье-либо конкретное
творчество
(пусть этим занимаются профессиональные критики, если
захотят), а -
попытаться углядеть основные тенденции сетевой поэзии
и подтолкнуть читателя к ответу на вопрос: Что нужно
сделать,
чтобы в нашей поэзии было больше жизни, а в нашей жизни -
больше места для поэзии?"

Сначала - О ХОРОШЕМ:
1. Занятия поэзией, по сути предмета, должны быть
полезны для нравственного и духовного развития человека,
независимо
от возраста. Стимулом написания стихов для большинства
авторов являются (надеюсь - не ошибаюсь) достаточно сильные
чувственные впечатления, душевные переживания и духовные
ощущения, которые им хочется выразить в форме, отличной
от "презренной прозы".
Это особенно важно, когда нравственному воспитанию
людей в России практически не уделяется никакого внимания,
а средства массовой информации заняты, в основном,
раскруткой сомнительных в нравственном отношении, но
коммерчески выгодных проектов.
2. Наличие в интернете разнообразных поэтических сайтов
создает хорошие предпосылки для оперативной публикации
результатов
творчества отдельных авторов, возможности быстрого
знакомства с ними
читателей (независимо от места их проживания), обмена
опытом,
духовного и творческого роста авторов.

Теперь - О ПЛОХОМ:
1. Что является целью авторов при публикации своих стихов в
интернете?
Обычно вначале - желание узнать мнение окружающих о своих
стихах...
Затем - получение "одобрения" своего творчества среди
окружающих...
Затем, как показывает опыт, типы поведения расходятся:
часть авторов стремится к "достижению признания" в узкой
группе авторов, с которой они активно общаются, и стараются
совершенствовать
свое творчество, более или менее чутко реагируя на их
похвалы и замечания;
другая часть, самостоятельно придя к выводу, что они "уже
поэты",
начинают "убеждать" в этом всех окружающих путем
выступлений в "местах общего пользования" и
"ожесточенной борьбы с несогласными";
третьи, для которых "узкого признания" недостаточно,
а "широкое" в качестве автора кажется недостижимым,
"переквалифицируются в управдомы" - становятся
"штатными критиками", навязывая свою (обычно -
весьма категорическую) точку зрения на поэзию всем
окружающим;
и, наконец, четвертая часть, удовлетворяется эпизодическим
одобрением,
(не придавая ему особого значения), с юмором реагирует
на особо грубые выпады в свой адрес и уходит в "поиск себя"
-
своих тем, своего стиля.

Оценкой признания служат:
- на стихи.ру - "рейтинг", основанный на статистике чтения
стихов и
рецензий,
а также - некоторых манипуляциях с этой статистикой;
номинации стихов,
победы в конкурсах НЛС (возможно, в последнее
время там что-то изменилось, я около года туда не заходил)
- на поэзии.ру - балльная оценка, проставляемая другими
авторами сайта,
лауреатство авторов сайта в сторонних конкурсах также
вызывает
откровенный энтузиазм части авторов;
- на "Королевской рати" - лауреатство на одном из
регулярных внутренних конкурсов,
- на "Облаке" - в настоящее время формальных критериев
признания нет;
- на "Романтической коллекции" - "Розочки", отражающие
статистику чтения
стихов аторами и неизвестными читателями.
- на "Самиздате"(с которым я меньше всего знаком) - как и на
поэзии.ру -
балльная оценка.
- "Библиотека Мошкова" - уважаемый литературный
интернет-ресурс,
сама публикация там (рядом с классиками) - факт некоторого
признания.

Вы спросите: что плохого в "оценке признания"?-
Во-первых - в том, что любая "форма признания" имеет свои
слабости:
- если в основе его лежат "объективные параметры" (например,
количество
читателей),
то, при большом желании, можно применить чисто технические
приемы
"накрутки"
(когда система регистрирует читателей, которых на самом деле
нет);
- если основа признания - субъективное мнение лица или
группы лиц,
на них (опять таки, при желании... которое обычно находится)
можно
повлиять,
разными способами (до меня доходили слухи о том,
что некоторые поэтессы, ради признания, осваивают древнейшую
профессию...
не могу ни подтвердить, ни опровергнуть... но, эта
"технология успеха"
в искусстве давно освоена, как говорится: "Плох тот актер,
который не мечтает... спать с режиссером.")
-Во-вторых - "жажда признания - сестра тщеславия";
-В-третьих - главная ценность поэзии была озвучена
А.С.Пушкиным:
"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал..."
Во всех действующих системах оценок "чувства добрые" обычно
не принимаются в расчет, и напротив - эти системы оценок
зачастую порождают именно "недобрые чувства".
2. О недобрых чувствах...
"Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и
соблазны,
вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а
своему чреву,
и ласкательством и красноречием обольщают сердца
простодушных." Ап.Павел

Поскольку количество "условно признанных" (поиск в yandex
обычно
дает эти имена в разделе "непризнанные авторы") всегда
ограничено,-
возникает конкуренция (в том числе - недобросовестная).
К счастью, этой конкуренцией охвачены далеко не все...
и, возможно даже, меньшая часть авторов, но царящий на
сайтах дух
определяют "самые резкие запахи".

- О том, что происходило на стихи.ру, я писал год назад и,
не знаю,
изменилось ли там что-нибудь? Некоторые надежды на перемены
к лучшему вызывают у меня известия о том, что в редакционной
коллегии
появились новые люди, обладающие чувством юмора.

- О том что происходит на поэзии.ру нетрудно догадаться,
заглянув в "Литературный салон": в поисках признания
часть авторов объединилась в группы, часть "воюет в
одиночку".
Методы "борьбы" - незамысловатые: поставить своему высокий
балл,
а чужому - низкий, не сильно углубляясь в анализ качества
стиха.
Поэтому "конфликтному автору" там заведомо "ничего не
светит"...
Можно представить: как чувствовал бы себя А.С.Пушкин (далеко

не ангел в личных отношениях) на этом сайте...

- "Королевская рать" - сравнительно новый, раскручивающийся
сайт
и "разного рода конкурсам" там отводится главная роль.
Как ни странно, количество конфликтов на тему "места под
солнцем"
там сравнительно невелико. Одна из причин, насколько я
понимаю,
в том, что там "много места под солнцем" -
одновременно проводится больше двух десятков конкурсов по
разным
разделам поэзии и прозы, так что почти любой желающий может
занять
подходящее место, опубликоваться в сборниках и т.п.
Периодически возникающие конфликты по поводу "неправильного
распределения мест" и личных взаимоотношений гасятся
ведущим.

- "Облако". Ввиду отсутствия "механизма признания"...
вроде бы, не должно быть и борьбы за него...
Однако, "свято место пусто не бывает" - там есть
априорно привилегированные авторы, на которых не дйствуют
общие
правила. Недавно там произошел курьезный эпизод: клон одного
из таких
авторов
позволил себе нецензурное высказывание в адрес другого
автора,
после чего "подвергшийся поруганию" был удален "за нарушение
правил
поведения".
(читай: за то, что воздержался от "адекватного ответа"...)

- "Романтическая коллекция". Один из новообразованных
сайтов,
одной из целей которого заявлено комфортное и бесконфликтное

общение авторов, что за счет их подбора и небольшого
количества
пока удается без особого труда.
"Розочки", присваиваемые на короткое время отдельным стихам,
являются скорее приятным подарком отдельным авторам, чем
знаком их "всенародного признания".

3. О техническом уровне творчества
Технический уровень творчества зависит, в основном,
от опыта, знания языка и слуха авторов. С учетом того, что
часть авторов
публикуется на разных сайтах, сравнивать сайты между собой
нет особого смысла. Но, авторы отличаются по этому
показателю
весьма значительно:
- начиная с тех, чьи стихи, как правило, вообще не имеют
определенного ритма, зато содержат плохо звучащие рифмы и
грамматические ошибки...
Эти авторы, в ответ на критику обычно заявляют, что у них
"такая оригинальная манера письма"... Видя такие
комментарии,
я, обычно больше на эти страницы не заглядываю: ждать
нечего...
- заканчивая теми, кто пишет тексты, звучащие волшебной
музыкой.

4. О содержательном уровне творчества
При облегченном доступе к публикациям в интерненте,
по сравнению, например, с публикациям в годы советской
власти,
падение среднего уровня публикаций неизбежно. Зато, это
создает
возможности многим людям - попробовать свои силы и, при
желании, научиться чему-то новому.
К сожалению, многие авторы (включая вашего покорного слугу)
болеют (в разной степени запущенности)
одними и теми же болезнями, из-за которых найти на сайте
действительно хороший стих - настоящая проблема для
читателя.
Не стоит забывать, что авторы должны думать не только о себе

и друг о друге, но и, хоть немного... о читателях.
Практически нигде не найти "Золотой коллекции" -
собрания стихов, которые администрация или редколлегия
ответственно рекомендует читателю. Поэтому, при жизни
всех судят по худшим публикациям, а посмертно - по лучшим.
"Слава - солнце мертвых..."

О каких болезнях идет речь?-

а) Авторы не "ведут читателя за собой", а удовлетворяют его
"самые низкие потребности", по сути - проституируют на своем
творчестве.
Например, на стихи.ру (в мою бытность) регулярно появлялись
авторы,
все творчество которых было посвящено "откровенной
порнографии",
пользующийся неизменным спросом у читателей...
в период полового созревания.
Не говорю уже о тех, кто из года в год описывает
"волнительные эротические сценки" -
в постели, на столе, на лестнице, на сиденьи автомобиля...
словом, везде, где им подскажет воспаленное сексом
воображение.

б) Авторы редко ищут (или не находят) новых идей,
о которых было бы интересно узнать (порой, более
осведомленному) читателю.

Особенно этим грешит самая популярная
"любовная лирика" и "пародии и подражания", которые,
даже при умелом исполнении, обычно, несут на себе печать
"вторичности".

в) Авторы идут по пути "усложнения подачи материала",
стараясь
как можно запутаннее высказаться о самом простом... Такие
стихи
представляют собой весьма сложные конструкции, иногда
настолько
сложные, что кажется, что их смысл непонятен не только
читателю,
но и самому автору.
"И если труба будет издавать неопределенный звук,
кто станет готовиться к сражению?
Так, если и вы языком произносите
невразумительные слова, то как узнают,
что вы говорите? Вы будете говорить на ветер."

г) Авторы порой... вообще не ставят для себя целью написать
что-либо содержательное - заметная часть стихов представляет

собой "фонетические игры и жонглирование словами и звуками".

д) Авторы крайне редко ставят перед собой (и пытаются
решать)
серьезные творческие задачи.
Это - не удивительно, учитывая, что, для многих, поэзия -
только хобби.
Удивительно другое: некоторые при этом считают, что к ним
должны относиться... "как к классикам" (извините за такое
количество "К" -
получилось случайно)

е) Авторы мало задумываются над этической ценностью стихов.
Ау! Где вы, "чувства добрые"?! Особенно ответственный раздел
поэзии -
"религиозная лирика", где человек напрямую обращается к
Богу...
и читатель с грустью замечает, что автору не о чем с Ним
говорить -
ни о любви к ближнему, ни о правдивом раскаянии в грехах,
ни о горячей мольбе, поддержанной искренней верой.

ВЫВОДЫ
1. Состояние русской поэзии (как и многое другое в России) -
довольно запущенное. Никто всерьез не заинтересован в ее
развитии,
кроме самих авторов, хотя она могла бы сыграть немалую роль
в духовном и (затем) материальном росте России.
2. Заявленные (в частности - в НЛС) "задачи нравственного
воспитания
подрастающего поколения и повышения уровня творчества
авторов" -
практически не выполняются.
3. Положительный результат заметен лишь в тех авторских
группах, которые
ориентированы не на "самовыдвижение", а на дружелюбное
общение
и осмысленное творчество.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проблемы и болезни русской поэтической сетературы - мои и
ваши.
Попробуем найти лекарства вместе?

2004 год


Рецензии
Ваша правда, Александр. Мы все понимаем, что, благодаря Сети, мы здесь имеем дело со стихийным общественным явлением (сам по себе подобный социальный феномен заслуживает исследования). Стихия - это гигантские масштабы и невозможность управления, т.е. смыслового влияния. Я в Вашей классификации отнес себя к авторам, довольствующимися общением с относительно ограниченным, естественно сложившимся кругом коллег, вполне удовлетворившимся их критикой. Других посмотреть и себя показать мне удается.
Главное достоинство сайта как части Сети - полнейшая открытость для всех, анонимность и некая структуризация, позволяющая каждому жить по заведенным (кем-то, спасибо им) правилам.
Нежелательные явления на сайте - подмножество таких же в большой Сети. Сделать с ними ничего нельзя, и не нужно пытаться.
За несколько месяцев знакомства с рифмованной "сетературой" мое большое сожаление вызывают только два обстоятельства:
1. Достойные произведения остаются неизвестными для широкого круга.
2. Неизбежность расставания с теми, кого выделил, полюбил.
Но все это часть жизни вообще, так всегда было и без Сети. Каждый делает выводы сам.
Полагаю, что попытки самоорганизации и, тем более, более строгой внешней организации в таких масштабах (100 тыс. письменников) обречены на неудачу. Они будут встречать противодействие, а благие разумные намерения так и останутся не реализованными.
С уважением и интересом.

Владимир Ланин   10.08.2006 10:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.