Письмо 58 о Герцогине из Чикаго

   Рецензии можно писать с любовью, с ненавистью или просто лишь бы что-нибудь написать... Вот три варианта: сначала – с ненавистью.
   Наш новый шедевр – «Герцогиня из Чикаго» - пьеса Смеяна, на музыку Кальмана. Первые 45 минут спектакля вполне можно заменить диалогом:
«Она: Вы не могли бы станцевать со мной Чарльстон?
Он: Нет, я предпочитаю вальсы и чардаши!»
   И поэтому, от скуки начинаешь искать ассоциации, сходства с нашей, теперешней жизнью. И, в конце концов, приходишь к выводу, что спектакль просто гениальный!!! Театр хотел сделать классический художественный шедевр, а получился политический памфлет! Правдивый и жестокий! Получился случайно, но тем он и ценней!..
  Это -  спектакль–пародия, о том, как Ющенко продавался Америке! Сначала – робко, стеснительно…  Арии героя так схожи с «песнями» президента на всяческих саммитах. Они о родине, о справедливости, о благородстве, о душе, о народе… Но, в конце концов, – он  поступился всеми своими принципами. Продал всё: и своё родовое гнездо, и культуру, и убеждения… Сменил любимые вальсы и чардаши на ненавистный Чарльстон. За деньги – со всем можно свыкнуться, смириться, всё перетерпеть…
   Героиня по сути своей – падаль и мразь, способная переступить через человека, как через грязную лужу… Она приехала в Европу, чтобы приобрести историческую ценность – дворец племянника короля. Приобрести имущество и в придачу заполучить – самого хозяина, как исторический раритет. И чем отвратительнее играет свою роль Наташа Красовская, тем ярче вырисовывается образ алчной, бездушной  предпринимательницы; тем комедийнее и злее становится спектакль. Переигранные поддельные улыбки, искусственный смех и неестественная речь… Истинное царство лицемерия! И от скуки приходит мысль: где-то рудокопы, выбиваясь из сил, зарабатывая себе жалкие гроши, - сколачивают миллионы для своих хозяев, а хозяева бесятся от жира, и тратят эти миллионы вот так, ради забавы… Чем вам не наши выборы президента! Азартная игра – на чужие деньги!
   В спектакле на лицо – полная дегродация общества и правительства! Все пытаются спариваться исключительно по интересам: ради денег, титулов, званий, без искренних чувств, без любви, на скору руку. Сначала герой собирается жениться на нищей принцессе, ради того, чтобы не потерять привилегий «голубой» крови. Потом американка собирается выйти замуж, просто беря титулованного жениха в придачу к имуществу. Потом, потеряв его расположение, тут же обещает свою руку дряхлому, глухому, столетнему королю. Тоже не без выгоды… За титул. Возникают аналогии с раздачей портфелей в нашем парламенте: кому-то – за обворожительную улыбку; кому-то за деньги; кому-то за поддержку. И тут же вспоминается басня Крылова о петухе и кукушке… В общем: всю сатирическую классику вспомнишь на досуге…
  Шепелявая принцесса меняет нищего героя на новоиспечённого графа – богатого американского управляющего. А прежний жених, оставшись без невесты, соглашается жениться на американке, чтобы не остаться в дураках, не утруждать себя поисками новой невесты и вернуть себе свой же дворец… Весело… Прямо обхохочешься… Копия нашей украинской возни с приватизацией и реприватизацией.
   Единственный, кто добивается редких смешков – король. Жанр подразумевает – комедию, но юмор – старомоден, наивен и пуст… Ты понимаешь, что диалоги герцогини и короля написаны специально для смеха, но смеяться как-то не хочется, всё равно как над показанным пальцем, просто выдавливаешь из себя учтивую улыбку, из вежливости…
   Декорации второго действия – монументальны! Они способны заворожить взгляды любого папуаса. Заворожить - на долго. Все и всё – в красном! А тех, кто не видел блёсток и лампочек, мы приглашаем на первое действие. Там можно просто ослепнуть от блеска огней!
  Сонные танцовщицы в темпе песни «Во поле берёзка стояла» - станцуют зажигательный танец Шимми. Жаль только, что Чарльстон  получился только на половину – одной ногой… Двумя ногами наши профессиональные балерины танцевать пока ещё не научились… Жаль… Режиссёр – уехал, и теперь, наверно, не научатся - никогда… Но зато Шимми исполнят - четыре раза!!!
Вариант второй: любя.
   Любить – исправлять ошибки! Исправлять, - обретая мудрость. Первая – никогда не ставить подобных спектаклей! Вторая - никогда нельзя допускать контрастов! Когда вдоль сцены бежит оголённая тоненькая танцовщица, - герцогиня катится за ней, как колобок! Этого необходимо избегать. Третья – офицерская форма и обвислый живот – не совместимы.
Третий вариант: без чувств. Холодный анализ…
   Красовская (герцогиня) – какая бы она не была, но внешне на стерву, которую играет – не похожа, скорее на Ольгу Ларину…
   Черников (главный герой) -  интеллигентен, не гибок, малоподвижен, но, по-моему, он полностью соответствует своему образу - человеку «голубых кровей». Обнищавший и разжиревший - от бездействия… Всё так, как должно быть в жизни…
  Соколова (шепелявая принцесса) – отвратительна. Ляле нельзя было играть эту роль! Она унижает её как актрису…
   Карпов (управляющий) – на своём месте. Он всегда органичен, когда надо изображать смелых, наглых, предприимчивых, удачливых… Он на своём коньке.
   Бегас (министр) – неузнаваем. Мастер перевоплощения… Я не узнала его в спектакле. На этот раз - жаден, алчен, глуп и предприимчив… Надо всё попробовать в жизни…
    Андрусенко (король) – смешон, но ещё более - жалок. Это его амплуа: вечный неунывающий гномик.


Рецензии