Александр Солженицын часть вторая
Пророка он не представал.
Сперва хвосты крутил в обозе,
Где кровь мешками проливал.
А далее - на батарее
Без пушек вел свою войну.
Сражался, крови не жалея,
И выписал к себе жену.
Свободно истина стекала
С пера, а равно - с языка:
Что - "до конца и от начала",
Что - "от звонка и до звонка".
Он, о цензуре лично зная,
Антисоветчину писал
В тюрьму попасть предполагая.
И, разумеется, попал...
Полгода длилась переписка.
Писатель после объяснил,
Что "посадить-то было близко",
Но - "никого не посадил".
Сперва в шараге "прохлаждался".
Слегка понюхал лагерей,
Где с операми сообщался
И капал на своих друзей.
Да нет, написано не ложно
Пером "пророка" самого,
Что "подписать бумажку можно",
Что это даже - "ничего".
Имеет смысл почитать трехтомник публицистики, выпущенный в Ярославле лет восемь назад, а также внимательно - "Бодался теленок..." и те места в "Архипелаге", которые лично до него касаются.
Свидетельство о публикации №105032200504
То, что он стал инструментом "холодной войны", её "информационной составляющей", это очевидно. По поводу того, что бодали коммунизм, а забодали Россию, высказался А.Зиновьев, а не Максимов, насколько знаю.
А.И. стал частью декора революции 1991 г., а потом "декор" убрали с глаз подальше. В этом смысле нечто подобное было с Горьким (имеется ввиду частная изоляция), который тоже искусился.
А.И., если правильно помню, попал в "СМЕРШ" за критику чьёй-то малой революционности в неосторожном письме. Об этом как-то не говорят.
В "ГУЛАГе", возможно, превышена статистика, но то, что это был страшный революционный Молох и происходил ещё от "ленинской гвардии" - это трудно оспаривать. Да и не надо этого делать. Генезис многих бед прошлого века - в том, что отняв икону от мужика, из него сделали дубину, тем более, что пока его самого не били, это ему нравилось. А когда слишком разошёлся, ждали уже СЛОНы и ГУЛАГи.
А.И. затронул тему Парвуса, "братков" и их сложных отношений с Лениным. Не думаю, что здесь всё ясно.
Если же о литературе, то "матрёнины дворы" начинаются в 100 км от больших городов. И чтобы писать о них, не надо ездить в вермонты.
"Двести лет вместе" рынок и критика просто не заметили, хотя тема поднята актуальная, хотя и под нобелевской крышей.
Вполне можно при случае цитировать.
Словом, я за более сложное отношение. Если бы "дуб" не был сам болен, никакие телята его бы не свалили. Верхушка была больна - не давала света и токов жизни... Увы, так было, коллеги. Можно скорбеть о прошлом, но основания падения были. Другое дело, что большинство было слепо или промолчало.
Скоровар 05.04.2005 13:49 Заявить о нарушении
я Слышу 05.04.2005 16:13 Заявить о нарушении
я Слышу 05.04.2005 16:15 Заявить о нарушении
Позиция В.Кожинова представляется сильной и честной. Поэтому его никогда не показывали по ТВ, поэтому столь малым тиражом были изданы книги.
Оттого, что М.Горький тоже десяток раз менял свои позиции по "политике", он не перестал быть явлением в отечественной и мировой литературе. Хотя Клим Самгин, очевидно, весьма автобиографичен.
А.И. гораздо менее в литературе, более в политической публицистике и битвах "холодной войны". М.Шолохов называл его "литературным власовцем" и в этом есть своя истина. Как бывший "сталинский полководец" стал "идейным борцом против ига большевизма" при прямой угрозе своей жизни или её тяготам, так и будущий "лауреат свободного мира" от крайней революционности шарахнулся в обратную сторону, потом - в архаику того, что ушло безвозвратно.
В принципе, читать надо и Ленина, и Парвуса, и Сталина, и фюрера.
И Горького и Солженицына... Выстраивать генезис идей, разных политических кульбитов. Будет убедительно - будет польза. Кстати, В.Кожинов хорошо показал, как менялись позиции Сталина в статьях 1930-1940-х, сколь противоречивы были их положения в плане соотношения революционного и патриотического в годы войны. Этим тоже мало занимались, Волкогонов, в частности, хотя слыл "знатоком".
Вполне вероятно, что добросовестный историк описал бы историю ГУЛАГа совсем иначе, без оглядки на Запад. Пришлось бы основательно разобраться с принципами социализма и коммунизма, разными формами неоязычества после Великой войны 1914-1918 г.г. в виде национал-социализмов, фашизма, большевизма. Идея "газ-вагенов" и душегубок Освенцима была заимстовавана людьми РСХА от практических образцов ряда "хлебовозок" на стажировке в НКВД ведомства тов. Бермана. Бывшие постояльцы НорЛага 1930-1940 г.г., говорят, помнили визиты "геноссе" из Германии.Хотя могут и присочинить, но ясно одно - многие систему возненавидели лишь тогда, когда сами очутились за колючкой.
А.И. преуспел на внедрении пафоса тождественности национал-социализма и большевизма 1920-1940-х. До него этим с позиций "народной монархии" занимался Иван Солоневич, предвидя жестокую борьбу за выживание России в современном мире и желая ей стать "бетонной и железной". Она ей и стала при Сталине, но какой ценой?
"Было то же самое..." - это то упрощение, которое сработало в начале 1990-х и которого придерживаются многие и сейчас, не видя иных ориентиров. В принципе, вопрос стоит об объективном знании истории, а не разного рода видах её профанации. Добавим, что профанации способствует "управляемый ("братками") рынок, забугорные социальные заказы и т.д. Вот такой тактический фон.
"Двести лет вместе" - надо было писать в 1960-1970-х, но за неё премий бы никто не дал и светочем литературы не объявил.
Тем не менее, книга полезна и "крыша" её - тоже.
Как и знание разных тактик "социал-демократий".
Скоровар 06.04.2005 10:19 Заявить о нарушении