Инферно

На грани тьмы и света мне дано
Быть диафрагмой в этом стареньком кино.
В движении кадров вспыхивают лица
И, точно идолы, сквозь муть времен глядят.
Я вижу : пьяная толпа вокруг беснуется ,
Как будто праздник на Заречной улице …
И у киоска мой отец сутулится ,
И трубы в небо синее дымят…

Летучий ящер, в небе проплывая,
На город солнечный отбросил тень крыла -
И, нечистотами у берега играя,
Пошла гулять зыбучая волна...
Там пьяных лодочек бесчисленные соты
Проснулись, трутни, одуревшие от сна,
А через пять минут все так же беззаботно
Легли на борт ,уключиной скрипя…
 
  *****
Ликует пристань, колоколит репродуктор
С лицом уставшим девушка-кондуктор
Билеты на тот берег продает.
"Плотва" - под мухой, как всегда гарцует,
Крамольный август "яблочко" танцует,
И плавится на палубе народ...
Паромщик пьяный матом кроет
И папироску достает.

Паром пыхтит и отгребает вяло,
Ведомый будто детскою рукой
Никто не видит берег правый:
Он потонул во тьме густой.
Лишь церковь с куполами дырявыми,
Как знак беды, кричит: "Постой!"

Но откупорены бутылки,
И нет приятнее труда...
Танцуют солнечные блики
На волнах черного пруда.

В тот день мы все заложниками стали...
Кривлялся мир в бездонных зеркалах...
Как в воду канули, и грозовые дали
Нас приняли, глаза дождем застлав...
Я был мальчишкой, но не напугали
Меня орущие от боли небеса,
И молнии хлестали по глазам,
Над головами нашими летали.

Там впереди, за пеленой дождя,
Идет навстречу нашему парому
Такой же точно - без ума и без руля -
И суждено им встретиться над омутом.
Не знает агнец, что для алтаря
Он приготовлен, но не для бульона...
Упала девушка в стальные жернова,
Когда столкнулись два слепых парома.

Я не избранник и не лжепророк,
Хотя несу идей крамольных бремя...
Я не читаю между строк
И не подглядываю в двери…
А наш ковчег? Он все еще плывет
Сквозь ртутные моря душевной лени,
Но прежде сгинет плоть
И высохнет скелет,
Чем доплывут их призрачные тени
До райской гавани
Сомнительных прозрений.

       *****
Я вижу: в толще сизых облаков
Открылось, вроде, смутное оконце -
С небес под стук бегущих каблуков
На пристань босиком шагнуло Солнце.
Пугая стадо, здесь, поверх голов,
Летает с криком паника, как птица...
И, глядя на мальчишку, злится
За то, что он спокоен - как оглох -
И ничего, похоже, не боится.

На улицах - потоп библейский,
И люди плавают котятами в ведре,
И платья мокрые прилипли к бедрам женским...
Плывут трамваи скорбно по воде...
Я сцен таких не видел у Феллини…
Нелепо, как пингвины, проплывали
Довольно невеселые родители,
Несли в руках ботинки и сандалии…

А мальчик мой, послушный и простой,--
Мой прототип безмолвный -
Пронизан был, как бабочка, тоской,
И первыми открытиями едомый,
Шел по знакомым улицам домой,
Когда старушкой - черною вдовой,
Был, словно стенкой, остановлен:
Ее кривым, засушенным перстом
И взглядом жутким коронован.

Он испугался - лопнуло стекло,
И стали тоньше волоса зрачки;
Легли на небо, как морщинки на лицо,
Засохших красок трещинки;
И словно пряжа за руками вьется,
Как сквозняком в открытое окно,
Летят по небу облака за солнцем…
Уходят ниточки - в игольное ушко...

       ******
Мелькают кадры старого кино,
И пленка временем засвечена давно...
А в темном зале пахнет плесенью и склепом,
И бесконечно тянется прокат,
А кто-то за спиною бродит слепо:
По залу ищет свой законный ряд;
Встают, уходят, кресел скрежет,
Или смеются невпопад...
Лишь только я сижу на месте
И знаю , что сижу не зря.

Цветы повисли, как змеиные головки,
В пивной бутылке млеют и гниют,
И в круге за окном - седые волки,
Собрались и чего-то ждут.
Их очи глянцевые блещут, как осколки,
Как в лунном свете дьявольская ртуть.
А мальчик мой, он спит, пуская слюнки,
И спать ему осталось пять минут.
Проснись ,малыш, твое уходит детство,
Все ближе миг рождения Судьбы:
Ты будешь “нищим”, и свое “наследство”
Ты пронесешь сквозь годы мук и тьмы...
Ты спишь, наследник Асмодея,
Безбожник будущий, ребенок Розмари?
Ты пролетишь кометою Галлея
Над черными равнинами Земли.

*****
Вдруг небо вспыхнуло-с дерев упали птицы,
И почернели на иконах лики...
И в недрах где-то огненных зарниц
Открылся переплет древнейшей Книги,
И ОН сошел с пергаментных страниц
На Землю грешную - ужасный и великий.

Окно открылось, шелест на подлете,
Впорхнул как мотылек ,незримый, ловкий...
Малыш проснулся в лунном переплете -
С подушки поднял светлую головку.
Надежды прочь! В Эдем уж не вернуться,
И никогда спокойно не заснуть…
Ты посмотрел в рубиновые очи,
И силуэт в проеме лунной ночи
Теперь уж никогда не обмануть.

*****
ОН не сказал в ту ночь ни слова,
Но понял я, что это не Морфей,
Что нет другой материи, основы,
Которая была б ЕГО сильней.
ОН словно вынул из меня хребет,
И холодом повеяло могильным...
Я замерзал и тихо ждал рассвет -
Цветочек, брошенный на мраморные плиты.

Свет пробежал по полу серой кошкой,
Вынюхивая пыльные углы.
Закрыто плотно запотевшее окошко,
Трещит будильник ,скрип надломленный тахты.
Мои проснулись и в объятьях млечных
Лежат на расстоянии руки,
Им даже невдомек, что сын помечен
И что клеймо еще дымится на груди.

23 мая 2000


Рецензии
Красивый переход из обыденности в мир Высокой Фантазии и обратно!

Дмитрий Владимирович Димитриев   10.06.2006 17:04     Заявить о нарушении
Вообще-то в этом стихотворении нет никаких фантазий , и отнюдь это не утопия (прекрасная ли ,ужасная ли) ,это абсолютная правда …В нем я описываю один очень “странный” день из моего детства …Случилось это 29 августа 1978 года…Череда событий того дня определенным образом повлияла на мою дальнейшую жизнь…Я и раньше был довольно-таки астральным ребенком, но после такого откровенного столкновения с потусторонним миром я на всю оставшуюся жизнь погрузился в самый отчаянный мистицизм .А началось все на нашем городском пруду(он очень большой ,это быстрее всего водохранилище ,образованное перекрытой в нескольких местах рекой) с прогулки на пароме…Солнечный ,очень жаркий для Урала день…Воскресенье…Ничто не предвещает беды –и вдруг налетает страшный ураган…Огромные волны с белой пеной на верху разбиваются о борт нашей скорлупки…Ливень ,коего никогда больше не видели в нашем городе…За полчаса небо выплеснуло на нас месячную норму дождливого сентября. Представьте себе непроглядную стену дождя ,расплескав которую, со страшным лязгом и скрежетом в Вашу маленькую детскую душу, и без того напуганную стихией, вламывается железное чудовище …Это был второй паром ,перевозящий людей с одного берега на другой…Он и столкнулся с нашим прогулочным, в результате чего погибла женщина ,которая перелетела за борт после удара двух посудин …

"На улицах - потоп библейский,
И люди плавают котятами в ведре,
И платья мокрые прилипли к бедрам женским...
Плывут трамваи скорбно по воде..."

Я ,действительно, такого больше никогда не видел: по улице Ленина ,на которую мы с родителями вышли с пристани, неслась самая настоящая река ,и люди шли покалено в воде ,в некоторых местах — по пояс , а трамваи не ехали по улице ,а плыли ,как огромные гондолы в Венеции. Да ,это было
зрелище. Что касается старушки : я до сих пор не могу понять кто она…Быть может , это была сама Смерть… Она была одета во все черное как вдова…Но дело не в этом, а в том ,что этой на вид абсолютно безобидной старушке удалось напугать меня аж до самой подкорки. Она остановила меня одним движением указательного пальца, ткнула им в мою сторону – я встал как вкопанный , и она начала из меня что-то “сосать” своими карими глазами ,казалось ,что в них сосредоточена вся глубина и холод космоса. Я даже не мог пошевелиться, я оцепенел от ужаса…Родители уходили вперед , а я оставался с ней…И казалось ,что не увижу их больше никогда…Я пытался окрикнуть их, но мой язык не ворочался, я словно онемел…Вот тогда , в тот самый момент, я впервые познал ,что есть абсолютное одиночество…Но отец обернулся (если бы он этого не сделал ,я бы ,наверно, превратился бы в соляной столб от ужаса) :”Какого черта ты там стоишь?!” Это было спасение. Ко мне опять вернулась способность двигаться, разговаривать и даже плакать…С криком и рыданиями я подбежал к родителям: “Она-а-а о-на-а ха-а-ател-а-а меня забрать с собой!!!”—“Кто она?!!”—“Старуха!!!” Я тыкал пальцем в пустоту .”Какая старуха?”—уже начинал злиться отец.—“Там никого нет…” С тех пор прошло уже 30 лет…Я забыл лица многих людей: своих дворовых корешей ,лица одноклассников, учителей…Но лицо этой “милой” старушки я помню и по сей день…Так как же это получается : мои родители утверждают , что, когда они обернулись , я стоял совершенно один…Выходит ,ее даже не было в реальности, так почему же это видение не распадется как сон в моей памяти? Почему же оно до сих пор настолько яркое? Этой ночью я долго не мог заснуть от всего пережитого…Но стоило мне чуть-чуть задремать , как я тут же проснулся ,словно от толчка…Я почувствовал чье-то присутствие в комнате…Я не сразу увидел того ,кто сидел за моим письменным столом ,потому что он практически сливался с темнотой…Да он ,собственно, и был самой ,что ни наесть, ТЬМОЙ. Абсолютной. Представьте себе элементарную материю ,наполненную лунным светом ,какими-то предметами , воздухом наконец ,и в ней –пространство в виде человеческого силуэта ,как прореха в этой материи, как черная дыра ,как вакуум …Даже в закрытом сейфе ,наверно, светлее, чем внутри этого пространства…Не знаю , как это описать…Одним словом—НЕЧТО. И лишь два рубиновых глаза, невыносимо ярких, внутри этой черноты…Долгие годы ,чтобы хоть как-то втиснуть 29 августа в привычные рамки сознания, я отождествлял себя с кино-героем и пытался убедить себя в том , что все ЭТО было в кино…Всего лишь в кино…И я сыграл в нем главную роль…Вот такая ,скажем ,детская сублимация. Отсюда и вытекает аллегоричность пересказа в моем стихотворении, будто все происходит в кинотеатре.

“На гране тьмы и света мне дано
Быть диафрагмой в этом стареньком кино.”

“Мелькают кадры старого кино,
И пленка временем засвечена давно...
А в темном зале пахнет плесенью и склепом,
И бесконечно тянется прокат;
Здесь кто-то дремлет, кто-то слепо
По залу ищет свой законный ряд…”


Несколько раз я общался с психиатрами ,пытаясь понять природу этого явления…Я думал: может ,я сумасшедший и даже не догадываюсь об этом…Многочасовые беседы с эскулапами убедили меня в том , что я абсолютно вменяем. А этот эпизод – всего лишь временное помутнение рассудка в детском возрасте, причиной которого явился стресс. А то ,что я видел , -- это галлюцинации, как следствие этого помутнения .Вот такие дела. Кстати, мне эта версия нравится гораздо больше, чем та ,которую высказал отец Геннадий, настоятель храма Александра Невского в нашем городе…Как-то раз мы прогуливались с ним в окрестностях этого храма, беседовали о жизни , о Боге, и я поведал ему свою историю…На его лице даже не мелькнула тень сомнений в правдивости моего рассказа. Он очень уверенно заявил мне ,что в евангелие от Иоанна описывается это чудовище с красными глазами , и якобы это Демон Пустыни и Одиночества…И тот, кто увидит его, обречен. Вот эта версия мне совсем не нравится …
А Вы говорите ,Дмитрий, “высокая фантазия”…Да я бы рад ,но ,увы, это суровая правда жизни,и с этой правдой мне приходится жить .

Эдуард Саянов   14.06.2006 07:51   Заявить о нарушении